СИГНЕУС Уно

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СИГНЕУС (Cygnaeus) УНО (1810-1888)
финский педагог, деятель народного образования. С 1836 магистр философии. В 1837 стал пастором лютеранской церкви. В 1839-45 миссионер на о. Ситка в Русской Америке, затем священник в церкви Св. Марии в С.-Петербурге; руководил приходской школой. Разработал проект создания народных школ (1857) и осн. направления реформы школьного дела в Великом княжестве Финляндском. В 1861-81 гл. инспектор народных школ. Идеи С. легли в основу первого школьного закона страны, согласно которому были созданы (с 1866) сельские и городские школы с преемственными курсами. С. считается одним из создателей т.н. слойда - системы учебного ручного труда. В 1863-69 возглавлял первую финскую учительскую семинарию. Созданная С. система народных школ действовала св. 50 лет и сохранила свою самобытность.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

СИГНЕУС Уно
12.10.1810, Леппекоски, - 2.1.1888, Гельсингфорс), фин. педагог, деятель нар. образования. Окончил ун-т в Або (Турку); с 1836 магистр философии. В 1837 стал пастором лютеранской церкви. В 1839—45 был миссионером на о. Ситка в Русской Америке. После возвращения в Россию священник в церкви Св. Марии в С.-Петербурге; руководил приходской школой.
Заинтересовавшись проблемами нач. обучения, обратился к соч. И. Г. Песта-лоцци, Ф. Фребеля, А. Дистервега. В окт. 1857 направил Финл. сенату критич. отзыв на подготовленные церк. капитулами планы создания в Финляндии нар. школ, предполагавшие контроль над шк. делом со стороны шведскоязычной бюрократии. В собств. проекте С. предлагал введение для фин. детей обучения на родном языке, равное для мальчиков и девочек общее образование, включавшее «практически полезные предметы», а также самоуправление школ, их подведомственность только органам местного адм. управления. По поручению Финл. сената разработал осн. направления реформы шк. дела в Великом княжестве Финляндском. В 1858—59 посетил ряд сканд. и зап.-европ. стран для ознакомления с организацией шк. обучения. В 1861—81 гл. инспектор нар. школ Великого княжества Финляндского. Идеи С. легли в основу первого шк. закона страны, согласно к-рому были созданы (с 1866). сельские (2 года обучения). и городские (4 года). школы с преемств. курсами; в обучении значит. внимание уделялось самостоят. занятиям; как обязательные рассматривались уроки ручного труда (С. считается одним из создателей «слойда» - системы уч. ручного труда), земледелия, лесоводства и т. п. В 1863—69 С. возглавлял первую фин. учительскую семинарию. Созданная С. система нар. школ действовала св. 50 лет.н. сохранила свою самобытность, несмотря на попытки вмешательства в шк. дело со стороны царской администрации. В 1896 в более чем 1200 школ училось св. 56 тыс. чел.
Соч.: Uno Cygnei skrifter, Hels., 1910. Лит.: H a l i l о А., Suomen kansakoululai-toksen historia, osa l—4, Soderstrom, 1949. Л. В. Суни.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия