ШТЕЙНЕР, ШТАЙНЕР РУДОЛЬФ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ШТЕЙНЕР, Штайнер РУДОЛЬФ
австрийский философ и педагог, создатель антропософии. Д-р философии (с 1891). В 1890-97 участвовал в подготовке естественно-научных трудов И.В. Гете для фундаментального Веймарского собрания его сочинений. Основал "Гетеанум" (1913) как исследовательский и научный центр. Создал (1913) Всеобщее антропософское общество. Развивал идею мыслительного монизма, согласно которой все многообразие мира дано человеку в понятии и восприятии; соединяя их, субъект приходит к единому образу мира. Создал учение о медитативном мышлении, которое он развивал в рамках универсального учения о человеке - антропософии. Ш. трактовал воспитание как процесс метаморфоз, при которых предшествующая ступень развития ребенка возрождается на последующей в качественно ином состоянии. Заложил методологические основы Вальдорфской педагогики. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. )

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ШТЕЙНЕР, ШТАЙНЕР РУДОЛЬФ

25.2.1861, Кралевич, Хорватия, - 30.3.1925, Дорнах, близ Базеля), австр. философ и педагог, создатель антропософии. Окончил Венскую высш. техн. школу (1881). Д-р философии (с 1891). В 1890—97 участвовал в подготовке естеств.-науч. трудов И. В. Гете для фундам. Веймарского собрания его сочинений. Основал «Гетеанум» (1913). как исследоват. и уч. центр. В 1899—1904 преподавал в рабочей школе в Берлине. В 1902 сблизился с теософским об-вом, но в 1913 отошел от него и создал антропософское об-во.
В кон. 90-х гг. 19 в. Ш. развивал идею мыслительного монизма, согласно к-рой, все многообразие мира дано человеку в понятии и восприятии; соединяя их, субъект приходит к единому образу мира. При этом рефлектирующее сознание черпает мотивы деятельности в интуиции, и благодаря ей субъект способен отождествлять себя с объектом. В разработке интуитивизма Ш. частично опирался на идеи Гете о «созерцающей силе суждения», к-рые получили у него значение науч. метода и выводились за рамки рефлектирующего сознания («Очерк теории познания гетевского мировоззрения», 1897; рус. пер. 1993). Ш. создал, т. о., учение о медитативном мышлении, к-рое он развивал в рамках универсального учения о человеке - антропософии. Реализация человеком в себе «свободного духа» путем потенцирования интеллектуальных и душевных способностей всегда, по мысли Ш., была источником культурного прогресса, в совр. эпоху такая реализация доступна каждому, поскольку задатки к такому развитию у всех людей врожденные. Ш. трактовал воспитание как процесс метаморфоз, при к-рых предшествующая ступень развития ребенка возрождается на последующей в качественно ином состоянии. Исходя из идей антропософии, Ш. заложил методо-логич. основы «Валедорфской педагогики». В 1919—24 он прочитал 15 курсов лекций по вопросам теории и практики обучения и воспитания в вальдорфских школах. Ш. оказал значит. влияние на мн. деятелей культуры, в т. ч. русской (А. Белый, М. А. Волошин, М. А. Чехов, В. В. Кандинский и др.).

Источник: Российская педагогическая энциклопедия