ШМИДТ Отто Юльевич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ШМИДТ ОТТО ЮЛЬЕВИЧ
1891-1956) — общественный и государственный деятель, ученый, академик АН СССР (1935) и АН УССР (1934). После 1917 один из организаторов народного образования и издательского дела в Рос. Федерации. Член Коллегии Наркомпроса (1920-21) и зав. Главпрофобром (1921-24). Гл. редактор 1-го издания БСЭ (1925-42), член редакционных советов других энциклопедических изданий. Директор Арктического института (1930-32), начальник Главсевморпути (1932-39), руководитель ряда экспедиций по освоению Севера. Инициатор создания и директор (1937-49) Института теоретической геофизики. Профессор МГУ (с 1929). В 1939-42 вице-президент АН СССР. В начале 20-х гг. играл важную роль в организации профессионального образования всех ступеней. В марте 1920 возглавил комиссию по реформе высшей школы. В профессиональном образовании видел один из факторов восстановления экономики и повышения культуры производства. Сторонник монотехнического образования и приоритета профессионального образования над общим для учащихся старше 15 лет. Однако теоретические позиции Ш., как и других сторонников монотехнизма, вступили в противоречие с официальной доктриной образования в Программе РКП(б) (1919) и трактовкой единой трудовой школы как решения всех проблем образования. В ходе дискуссий Ш. признал политехнизм как социально-педагогический феномен, практически осуществимый в будущем. В феврале 1921 Ш. был освобожден от работы в Наркомпросе. Однако в условиях перехода к НЭПу и кризиса подготовки квалифицированных рабочих кадров стал очевиден реализм идеи Ш. по поводу сближения общего и профессионального образования, более ранней профессиональной подготовки молодежи. Идеи Ш. были учтены при перестройке системы образования в конце 20-х - начале 30-х гг.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ШМИДТ Отто Юльевич
18(30).9.1891, Могилев, - 7.9.1956, Москва], обществ, и гос. деятель, ученый, акад. АН СССР. (1935). и АН УССР. (1934). Окончил Киевский ун-т (1913), с 1916 приват-доцент там же. После 1917 один из организаторов нар. образования и издательского дела в Рос. Федерации. Чл. коллегии Наркомпроса и зав. Главпрофобром (1920—21). Зав. Госиздатом (1921—24). Гл. ред. 1-го изд. БСЭ (1925—42), чл. редакц. советов МСЭ и др. энцикло-педич. изданий. В 1930—32 директор Арктического ин-та. В 1932—39 нач. Главсевморпути, руководитель ряда экспедиций по освоению Севера. Герой Сов. Союза (1937). Инициатор создания в системе АН (1937). и директор (до 1949). Ин-та теоретич. геофизики (с 1945 Геофиз. ин-т АН). Проф. МГУ (с 1929), где создал кафедру алгебры. В 1939—42 вице-президент АН СССР. Автор трудов по математике, географии, геофизике и др. Выдвинул фундам. гипотезу о происхождении Земли и планет.
В нач. 20-х гг. играл важную роль в организации проф. образования всех ступеней. Участвовал в подготовке «Декларации о проф.-тех. образовании в РСФСР» (янв. 1920). В марте 1920 возглавил комиссию по реформе высш. школы. В проф. образовании видел один из факторов восстановления экономики и повышения культуры производства. Сторонник монотехнического образования и приоритета проф. образования над общим для учащихся старше 15 лет. Предлагал интегрировать общее и спец. образование путем введения в ст. классах школы II ступени уклонов (пед., социально-экон., проф.-тех. и др.). и диф-ференциров. подхода к уч. планам и программам. Выступал за создание техн. уч. заведений нового типа (школ-фабрик, школ-мастерских и т. п.). В развитии высш. техн. школы отстаивал принципы сближения образования с произ-вом, преодоления как узкой специализации, так и теоретич. обучения,не связанного с практикой; требовал улучшения экон. положения студенчества.
Теоретич. позиции Ш., как и др. сторонников монотехнизма, вступили в противоречие с офиц. доктриной нар. образования в Программе РКП(б). (1919). и трактовкой единой трудовой школы как решения всех проблем образования. Он подверг критике недооценку техн. умений и навыков и изучения индустр. и механизиров. труда. Рассматривал принцип политехнизма как утверждение «поверхностного энциклопедизма», обвинял его сторонников в догматич. подходе к наследию К. Маркса. После дискуссий и резкой критики признал политехнизм как социально-пед. феномен, практически осуществимый в будущем. Вместе с тем для воззрений Ш. нач. 20-х гг. характерен известный прагматизм и технократизм. Он предлагал сократить в проф.-тех. уч. заведениях объем общеобразоват. курсов, связать их в кон. кретным произ-вом.
Альтернативная к официальной просветительной политике позиция Ш. привела к его освобождению от работы в Наркомпросе в февр. 1921. Однако в условиях перехода к нэпу и кризиса подготовки квалифициров. рабочей силы стал очевиден реализм идеи Ш. и др. монотехнистов по поводу сближения общего и проф. образования, более раннего начала проф. подготовки молодежи и др. Они были учтены при перестройке системы нар. образования в кон. 20-х - нач. 30-х гг. Как руководитель Госиздата способствовал организации выпуска уч. лит-ры для школ и вузов.
Соч.: О задачах профтехобразования и деятельности Главпрофобра, «Вестник проф. техн. образования», 1920, № 3—4; Школа II ступени (типы и уклоны), там же; О реформе высш. техн. уч. заведений. Всерос. конференция высш. техн. уч. заведений, М., 1920; Реформа шк. системы, «Правда», 1921, 20 февр.; В чем суть?, там же, 1921, 4 марта.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

ШМИДТ Отто Юльевич
(18 [30] сентября 1891 г. – 7 сентября 1956 г.) – советский государственный и общественный деятель, ученый-математик, астроном, геофизик, академик АН СССР (1935; член-корреспондент – 1933) и АН УССР (1934). Герой Советского Союза (1937). Член КПСС с 1918 г. В 1913 г. окончил Киевский университет, с 1916 г. – доцент университета.
После Октябрьской революции Шмидт О.Ю. – на хозяйственной и научно-педагогической работе. В 1920–1921 гг. – один из организаторов и теоретиков народного образования. Член Коллегии Наркомпроса РСФСР, заместитель председателя Главпрофобра. Придавал большое значение профессиональному образованию как фактору восстановления экономики, критиковал Наркомпрос за его недооценку. Подобно Г.Ф. Гринько стоял на позициях «монотехнизма», отстаивая приоритет развития профессионального образования над общим начиная с 15 лет. Им предложена схема образования, учитывавшая опыт Украины и состоящая в плане интеграции общего и специального образования и введения в школах II ступени уклонов (педагогического, социально-экономического, инженерно- технического и др.) и дифференциации учебных планов и программ в зависимости от уклона. Считал возможным введение полифуркации. Шмидт О.Ю. подверг критике «трудовые процессы» и сведение трудового воспитания к самообслуживанию, недооценку роли технических умений и навыков, изучения машинного труда.
Как организатор профессионального образования Шмидт О.Ю. выступал за его реформу, за создание технических школ нового типа, соединяющих обучение с современным производством: школ-фабрик, школ при фабриках, школ-мастерских, и закрытие ремесленных училищ и школ. Признавая необходимость связи специального и общего образования, считал, однако, что общеобразовательные предметы должны быть сокращены и подчинены профессиональной подготовке рабочих, связаны с данным производством.
В марте 1920 г. Шмидт О.Ю. возглавил комиссию по реформе высшей школы. Им была подготовлена Всероссийская конференция высших технических учебных заведений (июнь 1920 г.), где он выступил с несколькими докладами. Им были выдвинуты принципы сближения обучения с практикой, с производством, концентрации преподавания, исключавший как узкую специализацию инженера, так и энциклопедизм, коренное изменение экономического положения студентов как основа реформы ВТУЗов.
Шмидт О.Ю. выступил с критикой принципа политехнизма, рассматривая его трактовку как утверждение «поверхностного энциклопедизма». Первоначально считал эту идею К. Маркса второстепенной для него и, возможно, ошибочной, а ее сторонников обвинял в догматизме. Признав в ходе дискуссий политехнизм как социально-педагогический феномен, он утверждал, что политехническая школа осуществима лишь в будущем.Теоретические позиции Шмидта О.Ю., как и других «монотехнистов», вступили в противоречие с положениями Программы партии (1919) о соотношении общего и профессионального образования, возрасте начала специальной подготовки, сущности политехнизма и подверглись критике в печати, на ряде совещаний (А.В. Луначарский, Н.К. Крупская и др.). Свою точку зрения Шмидт О.Ю. продолжал отстаивать и разъяснять в печати и после опубликования ленинских статей о работе Наркомпроса. В феврале 1921 г. пленум ЦК ВКП(б) освободил Шмидта О.Ю. от руководства Главпрофобром и работы в Наркомпросе. Ответственные работники Главпрофобра обратились к Ленину с протестом против его смещения (О.Г. Аникст и др.), однако Пленум ЦК РКП(б) 7 марта подтвердил принятое ранее решение.
Несмотря на официальное неприятие альтернативной для того момента позиции Шмидта О.Ю., по мере перехода к нэпу стал очевиден реализм многих его идей, и они были использованы при разработке системы народного образования.
Вице-президент АН СССР (1939–1942). Профессор Московского университета (1923). В последующие годы Шмидт О.Ю. – один из крупных организаторов науки. Член ГУСа.
Руководитель ряда научных институтов: Арктического (1930–1932), теоретической геофизики (1937–1949); основатель московской алгебраической школы, создатель космогонической гипотезы образования Земли и планет Солнечной системы, один из известнейших исследователей Арктики, руководитель ряда советских экспедиций (1929, 1930, 1932, 1937, 1938).
Шмидт О.Ю. был организатором издательского дела. Заведующий Госиздатом (1921–1924), главный редактор Большой советской энциклопедии (1924–1941).
Член ЦИК СССР. Депутат Верховного Совета СССР I созыва.
Соч.: О задачах профтехобразования и деятельности Главпрофобра // Вестник профессионально-технического образования. 1920. № 3–4; Школа II ступени (типы и уклоны) // Там же; План работы на 1920 г. // I сессия Совета профессионально- технического образования. – М., 1920; Реформа высшей технической школы // Там же; Порядок составления реформированных планов и программ // Всероссийская конференция высших технических учебных заведений (18 июня 1920 г.). – М., 1920; О реформе высших технических учебных заведений // Там же; Реформа школьной системы // Правда. 1921. 20 февраля; В чем суть? // Правда. 1921. 4 марта; Избр. труды. Математика. – М., 1959; Избр. труды. Геофизические работы. – М., 1960.
Лит.: Ленин В.И. О политехническом образовании. Заметки на тезисы Надежды Константиновны // ПСС. Т. 42; Крупская Н.К. Реформа школьной системы // Правда. 1921. 23 февраля; Крупская Н.К. Школьная система в Советской Республике // Правда. 1921. 8 марта; Смирнов И.С. В.И. Ленин и руководство делом народного образования / К истории реорганизации Наркомпроса в 1920–1921 гг. // В.И. Ленин и проблемы народного образования. – М., 1961; Руднев П.В. Из истории борьбы за ленинский принцип политехнического образования (февраль 1920 г. – февраль 1921 г.) // Там же; О.Ю. Шмидт. Жизнь и деятельность. – М., 1959; Дуэль И.И. Линия жизни. – М., 1977; Осовский Е.Г. Развитие теории профессионально-технического образования. 1917–1940.
– М., 1980.
Е.Г. Осовский

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.