ШЛЕЙЕРМАХЕР Фридрих Даниель

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ШЛЕЙЕРМАХЕР ФРИДРИХ ДАНИЕЛЬ
1768-1834) — немецкий философ и педагог. Преподавал в Галльском (с 1790; с 1804 профессор) и в Берлинском университетах. Соратник В. Гумбольдта. Выступал сторонником равного для всех элементарного образования и доступности высших ступеней образования для представителей всех сословий. Ш. полагал, что школы должны быть двух типов: одни готовить учащихся к деятельности в различных отраслях хозяйства, другие - к руководству государством. Ш. считал, что обучение должно строиться на основе широкого использования наглядности и осуществляться при активном и добровольном участии самих детей. Как воспитатель Ш. выступал против всех наказаний, унижающих личность ребенка. Гл. задачей воспитания считал выработку духовного единства в условиях организованной общности жизни детей. Педагогику рассматривал как общественную, исторически развивающуюся науку.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ШЛЕЙЕРМАХЕР Фридрих Даниель
21.11.1768, Бреслау, ныне Вроцлав, Польша, - 12.2.1834, Берлин), нем. философ и педагог. Окончил теоло-гич. ф-т ун-та в Галле (1790), преподавал там же (проф. с 1804). и в Берлинском унте, в подготовке проекта и открытии к-рого принимал активное участие как соратник В. Гумбольдта. В годы нац.-освободит. войн 1806—13 призывал нем. народ к объединению против наполеоновского господства. В пед. сочинениях критически отзывался о тогдашнем прус, гос-ве, упрекая его в том, что оно использует воспитание для укрепления своей власти в ущерб интересам формирования подлинного гражданина. Считал, что шк. дело должно быть избавлено от контроля такого гос-ва. По Ш., централизация шк. дела должна сохраняться только до осуществления единого нац. воспитания, руководство к-рым будет находиться в руках общественности.
Ш. выступал сторонником равного для всех элементарного образования и доступности высших ступеней образования для представителей всех сословий. Вместе с тем Ш. полагал, что в новом гос-ве одни типы школ должны готовить своих воспитанников к деятельности в разл. отраслях х-ва, другие -у. руководству гос-вом. Точно отражая действительные обществ, потребности, Ш. высказывался за расширение сети реальных школ, усиление преподавания в нар. школе родного языка, математики, природоведения.
Ш. полагал, что обучение должно строиться на основе широкого использования наглядности и осуществляться при активном и добровольном участии самих детей. Как воспитатель Ш. выступал против всех наказаний, унижающих личность ребенка. Гл. задачей воспитания считал выработку духовного единства в условиях организованной общности жизни детей. Ш. рассматривал педагогику как общественную, исторически развивающуюся науку. Идеи Ш. оказали значит. влияние на формирование духовно-ист, направления в развитии нем. педагогики 19 - нач. 20 вв.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия