ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО УЧЕНИЧЕСТВА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ШКОЛЫ фабрично-заводского ученичества
школы фабзавуча, ФЗУ - низшие профессиональные учебные заведения, созданные в 1920 г. в составе отдельных предприятий для подготовки квалифицир. рабочих из молодежи. В 1921 г. началось стр-во таких школ при крупнейших предприятиях. XIII Всероссийский съезд Советов принял решение об охвате школами ФЗУ всех занятых в пром-сти подростков. Широкое развитие получили ФЗУ в первой и второй пятилетках, они стали основным источником пополнения быстро растущей пром-сти квалифицир. рабочими. Вначале в ФЗУ был 3летний и 4-летний срок обучения, учащимся давалась общеобразоват., политех. и проф. подготовка. В 1930– 1939 гг., когда гл. контингентом учащихся стали выпускники 7-летних школ, продолж-сть обучения уменьшилась до 1, 1,5 и 2 лет. Будучи составной частью отд. предприятий, ФЗУ могли готовить рабочих по очень небольшому кругу массовых профессий. […] В 1940 г. большая часть ФЗУ была преобразована в ремесленные училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО). ФЗУ сохранились лишь в легкой, пищевой и местной промышленности. (ТВПО, 1968, 432) О 1947 годе: «Послевоенные годы – сороковые… Уроки чистописания продолжались до четвёртого класса… Чистописание естественно и свободно сочеталось с ремесленными училищами и школами ФЗУ, фабрично-заводского ученичества, этакими диккенсовскими работными домами, куда центрифуга пролетарской диктатуры отшвыривала сомнительное юное сырье. […]

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО УЧЕНИЧЕСТВА
школы фабзавуча (ФЗУ), осн. тип профессионально-технической школы в СССР (1918-40). Первые школы ФЗУ возникли как форма реорганизации ремесленного ученичества и школ-клубов рабочей молодежи в учебные заведения при предприятиях. В 1921 Союзом металлистов было принято "Положение о заводском ученичестве в металлообрабатывающей промышленности". Принимались подростки 14-18 лет с образованием примерно в объеме школы I ступени. Сроки обучения в школах в 20-е - начале 30-х гг. - 2-4 года. Учебные планы включали общетехнические (общая технология, черчение, машиноведение, механика, материаловедение, организация производства и др.), специальные (спецтехнологии, спецкурсы) и общеобразовательные дисциплины. На производственное обучение отводилось от 40 до 60% учебного времени. Школы ФЗУ рассматривались как формы классового воспитания пролетариата, прием представителей других социальных групп был строго ограничен. В 1922 школы ФЗУ были включены в систему народного образования РСФСР как разновидность общеобразовательной школы, дающая одновременно профессиональную подготовку и позволяющая продолжать обучение в школах II ступени, техникумах или на рабфаках. Школы ФЗУ вызвали широкую полемику по вопросу о задачах профессионально-технической школы, ее общеобразовательной функции и сроках обучения (А.К. Гастев, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский и др.). Перевод части школ ФЗУ на базу 7-летки позволил сократить сроки обучения и объем общего образования. Выделились школа ученичества массовых профессий (ШУМП), школа ФЗУ по подготовке рабочих-универсалов средней квалификации, школа ФЗУ для обучения высококвалифицированных рабочих-установщиков. Школы ФЗУ стали массовой формой подготовки квалифицированных рабочих. В начале 30-х гг. школы ФЗУ переданы в ведение ведомств. В 1940 была создана система государственных трудовых резервов (см.Трудовые резервы). Ок. 900 школ ФЗУ были преобразованы в ремесленные и железнодорожные училища или школы фабрично-заводского обучения. В 1960-63 в соответствии с Законом "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР" (1958) большая часть школ ФЗУ была преобразована в профессионально- технические училища.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО УЧЕНИЧЕСТВА
ФЗУ), проф.-тех. уч. заведения. Образованы в 1920 в связи с потребностью нар. х-ва в быстрой подготовке рабочих кадров.
В Рос. Федерации было создано 24 школы ФЗУ со сроком обучения 3—4 года. 65% уч. времени отводилось на практич. занятия, 35% - на теоретические. Значит. место в уч. программах уделялось изучению общеобразоват. предметов, т. к. поступающие в школы ФЗУ, как правило, имели образование в объеме 2—3 кл. нач. школы. В 1920—21 в
Рос. Федерации функционировало 43 школы ФЗУ (1825 учащихся), на Украине - 32 (2000 учащихся); в 1928- 1929 в СССР. всего было 2519 школ (272 тыс. учащихся). Постоянно возраставший спрос промети на рабочие кадры в 30-х гг. потребовал ускорить процесс их обучения. Наряду с методикой организации уч. деятельности в школах ФЗУ Центр, ин-том труда под руководством А. К. Гас-тева была разработана система краткосрочной подготовки рабочих профессий. В 1933 решением пр-ва срок обучения в школах ФЗУ был сокращен до 6—12 мес.
К 1939 краткосрочный курс обучения в школах ФЗУ перестал соответствовать уровню технологии произ-ва. 83% уч. заведений перешли на 1,5- и 2-годичные сроки обучения. Ведомств, подход и децентрализация метод, управления уч.-воспитат. процессом в школах ФЗУ привели к сокращению их сети и контингента обучаемых: в 1938—39 число уч. заведений уменьшилось до 1535, кол-во учащихся - до 242 тыс. В окт. 1940 была создана заменившая их Гос. система трудовых резервов. Э. С. Котляр. ШКОЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, специально разработанные для школы и необходимые для ее нормальной работы предметы (пособия, приспособления, мебель и др.), в содержании, построении и конструкции к-рых учтены специфика их использования и возрастные особенности учащихся. В Ш. о. обычно не включают хоз. и противопожарный инвентарь, сантехнику, электротехн. и отопит, устройства и пр.
Пром. Ш. о. изготовляется серийно на заводах и фабриках, в типографиях. Самодельное Ш. о. дополняет промышленное и служит объектом производительного труда школьников. Ш. о. подразделяется на 3 группы: уч. пособия, оборудование, приспособления. К уч. пособиям относятся натуральные объекты (гербарии, коллекции, модели, разл. муляжи, печатные пособия, уч. картины, таблицы, карты, раздаточные материалы, технические средства обучения). К уч. оборудованию относятся приборы (механические, электрические, оптические и др.), аппаратура и установки (обучающие машины, шк. компьютеры, действующие стенды тормозной и др. систем автомобиля и др.), узлы и детали уч. оборудования (инструменты, приспособления к станкам, составные части стендов по изучению устройства автомобиля, трактора и др. машин), разл. механизмы (для техн. и с.-х. труда, верстаки и приспособления для уч. мастерских и т. д.).
Приспособления, входящие в состав Ш. о., выполняют вспомогат. функции и обеспечивают эффективное применение средств обучения в уч. процессе. Такие приспособления подразделяют: на устройства, используемые при демонстрации уч. пособий и оборудования (подставки для карт, объемных пособий, проекционной аппаратуры), на конструкции для экспонирования и показа работ учащихся (стенды, экспозиц. щиты, витрины), а также для хранения и каталогизации уч. оборудования (стеллажи, хранилища для карт.н. др.); классные доски и т. п.
К Ш. о. обычно относят также специа-лизиров. мебель для оборудования кабинетов, лабораторий, актовых залов и др. помещений школы: парты, столы (ученические для черчения и рисования), столы для учителя, демонстрац. шкафы (для уч. помещений, вытяжные). и т. д.
До перехода школ на кабинетную систему занятий классы оборудовались 2-местными партами конструкции Ф. Ф. Эрисмана, рассчитанными на выполнение огранич. видов уч. деятельности, письма, чтения, слушания объяснении учителя. Кабинетная система выдвинула новые требования к оборудованию и организации рабочих мест для учащихся с учетом создания оптим. условий для выполнения всех видов деятельности при изучении каждого уч. предмета. Это потребовало расширения ассортимента шк. мебели и разработки новых конструкций изделий. Стандарты на функциональные размеры мебели для учащихся разрабатывались на основе антро-пометрич. и физиол. исследований.
Мебель для учащихся изготавливается обычно на основе прочных металлич. каркасов. Для учащихся нач. классов наряду с партами производятся 1- и 2-местные ученич. столы с подъемными крышками, к-рые можно устанавливать горизонтально и с наклоном 7—12°, а также стулья с профилированными сиденьями и спинками.
Уч. кабинеты 4—10-х кл. оборудуют 2-местными столами с горизонтальными крышками и ученич. стульями; лаборатории по естеств.-науч. предметам - 2-местными лабораторными столами, оснащенными (в зависимости от назначения). электророзетками, лабораторными раковинами, колонками для воды и газа; кабинеты черчения и изобразит, иск-ва - одноместными спец. столами с подъемными крышками, наклон к-рых можно менять в пределах от 0 до 85°; кабинеты иностр. языка - столами, приспособленными для установки на них лингафонных устройств.
Индивидуальные рабочие места учащихся в мастерских для трудового обучения 1—3-х кл. оснащены рабочими столами, укладками для инструментов, ящиками или полочками для заготовок и приспособлений; мастерские 4—8-х кл. - одноместными столярными, слесарными и комбиниров. верстаками с регулируемой по росту учащихся высотой рабочей поверхности. Рабочие столы учителя в классах и уч. кабинетах приспособлены для установки на них техн. средств (пультов, лингафонных устройств, магнитофонов, электрофонов, графопостроителей); в лабораториях - для показа опытов, натуральных пособий, моделей.
Разработкой методологии н.-и, и опытно-конструкторских работ в области Ш. о., созданием и модернизацией занимается НИИ средств обучения РАО.
Качество Ш. о. оценивается по следующим показателям: науч.-пед. (соответствие содержанию обучения, научность, информативность), эргономическому (гигиенич., антропометрич., физиол., психол.), по соответствию требованиям техники безопасности, эстетич. и техн. новизны, экон. эффективности использования, условий хранения и транспортирования.
Достижения науки и техники стимулируют совершенствование традиционных и создание новых видов Ш. о. Глобусы, изготовлявшиеся ранее из бумажной массы, формируются из пластмасс и обеспечиваются подсветкой поверхности изнутри. Карты и таблицы печатают на пластиках или оклеивают прозрачными пленками. Препараты по биологии заменяют натуральными объектами, помещенными в блоки из прозрачных пластмасс; гербарные листы обтягиваются полиэтиленовой пленкой и т. п. Для рабочих поверхностей классных досок применяют тонколистовую сталь со сте-клоэмалевым покрытием. Такие доски могут служить проекционным экраном, плоскостью для письма мелом и спец. маркерами, а также для крепления магнитных аппликац. дидактич. пособий. Рабочие поверхности столов облицовывают декоративными пластиками, лицевые поверхности мебели отделывают прочными полиуретановым и полиэфирным лаками.
Применение в уч. процессе таких новых для Ш. о. приборов, как лингафонные устройства, персональные ЭВМ, уч. лазерные устройства и т. д., повышает эффективность уч. процесса. Наряду с внедрением нового Ш. о. интенсивно развивается теория его создания и использования.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия