ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ШКОЛЬНЫЙ театр
любительский театр, в котором роли исполняют школьники.
О 1999–2006 гг.: «…Худ. руководитель Московского театра русской драмы “Камерная сцена” Михаил Щепенко уже восьмой год подряд проводит у себя Всероссийский фестиваль шк. театров “Русская драма”… Любительский шк. театр – это еще одна возм-сть созидательной силы древнейшего искусства… Шк. театр не может не учитывать дет. психологии и её возможностей… Шк. театр… не ставит своей гл. целью профессионализацию детей. Шк. театр не имеет права эксплуатировать детскость, то есть заставлять детей делать то, что им не под силу, или играть то, что они не понимают или не могут сыграть… Шк. театр, как никакой другой, должен проявлять особ. строгость к “духу времени”: если профессиональная “новая драма” заполнена матерными словечками, то возможны ли они на шк. сцене? Конечно же, нет… А потому задачи шк. театра – прежде всего положительные. Эстетика тут всё же находится в большем подчинении этике…» (Кокшенева, 2007).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР
самодеятельный театр в учебных заведениях Западной Европы позднего Средневековья. Возник как средство религиозного воспитания и обучения латыни и красноречию; со временем стал этапом в развитии профессионального сценического искусства. В славянском мире Ш.т. получил развитие как средство воспитания в иезуитских учебных заведениях Хорватии, Словении, Польши. Важную воспитательную роль отводил Ш.т. Я.А. Коменский. В условиях противостояния русского православия и католицизма Ш.т. появился в Киево-Могилянской академии, где просуществовал до 70-х гг. 18 в. Ш.т. был воспринят и Славяно-греко-латинской академией в Москве (конец 17 в.), а позже появился в Ярославле, Ростове и других городах. Основоположниками русского Ш.т. были Симеон Полоцкий, Димитрий Ростовский, Феофан Прокопович. Ш.т. в культуре своего времени выполнял одновременно сакральные и светские функции. Ш.т. был частью христианского нравственного воспитания учащихся: в каждой пьесе давались образцы благочестия, добродетельной жизни, служения вере. Участие в постановках развивало память, воображение, формировало художественный вкус. Пьесы для Ш.т. изобиловали риторически правильно построенными речениями, примерами из античной мифологии, цитатами из Библии и других священных книг. Отдельные эпизоды создавались школьниками как письменные домашние сочинения на заданные темы. Выполняя их, ученик демонстрировал владение знаниями, тренировал навыки доказательной и убедительной речи. Школьные представления были закрытыми (собственно учебными) и открытыми. На открытые спектакли приглашались учителя, родители, гости, состоятельные горожане, оказывавшие учебному заведению финансовую поддержку. Иногда школьные театральные представления становились своего рода экзаменами. В целом репертуар Ш.т. зависел от церковного календаря, гл.о. от церковных праздников. На школьные темы пьесы ставились, как правило, в конце семестров. Для каждого праздника (особенно Рождества и Пасхи) учителя (они же главные авторы и постановщики) и ученики, делавшие свои первые шаги в искусстве, писали оригинальные пьесы. Жанры достаточно строго закреплялись за каждой датой. Ученики старших классов играли гл. роли, младших - второстепенные, в т.ч. слуг и др. Практически в спектаклях была занята вся школа. На Рождество и Пасху чаще всего играли мистерии ("Рождественская драма" Димитрия Ростовского, конец 17 в.), на Масленицу - моралите ("Ужасная измена сластолюбивого жития", начало 18 в.). Оба жанра включали интермедии, в которых изображались события священной истории (например, сотворение мира, Благовещение, Рождество, Пасха). Поскольку на сцене нельзя было выводить евангельские персонажи, их заменяли аллегорические фигуры, парадоксально соединявшие наглядность и абстракцию, атрибуты высших сил и отдельные мыслительные категории. Они считались важным элементом обучения абстрактному мышлению. В моралите центральной фигурой был человек, стоящий перед выбором своего пути. Человек изображался грешащим и кающимся. Вокруг него также предполагались аллегории пороков и добродетелей, отдельных психологических состояний. В моралите (в отличие от мистерий) дидактическая нагрузка была сильнее. В моралите и мистериях передавались особенности средневековых и барочных представлений об иерархической структуре мира, о взаимосвязях всего сущего. Интермедии сближали школу с повседневной жизнью, привносили на сцену иную поэтику, не обусловленную обязательными жанрами Ш.т. Они нередко имитировали фольклорные театральные приемы и сюжеты и были рассчитаны на простого зрителя, т.е., не теряя назидательной тенденции, преподносили истины то в сниженно-бытовом, то комедийном плане. В них большое место занимали школьные темы: восхваление наук и учения, высмеивание нерадивого ученика и т.д. Особенностью Ш.т., развивавшегося в Москве, была его тесная связь с придворным театром. Жанровая система и художественные особенности Ш.т. определялись сочетанием педагогических и эстетических функций. Пьесы создавались в соответствии с правилами поэтики и риторики. Ученики, сочиняя или выучивая фрагменты пьес, осваивали на практике риторические и логические правила. Читая диалоги и декламации, они осваивали законы диспута. Как правило, одна группа учеников формулировала тему и свое отношение к ней, другая - полемически выдвигала свою версию и защищала ее. Соотношение педагогических и эстетических задач вызвало к жизни специфически школьные диалог и декламацию как выступления в классе перед учениками на заданную тему. Такие диалоги и декламации тяготели к ораторским жанрам, т.е. не становились предметом театрализации. Несмотря на отсутствие яркой зрелищности, развитого игрового начала, Ш.т. сыграл важную роль в становлении профессионального театра, в подготовке зрительской аудитории, деятелей театра. В России, будучи учительным, Ш.т. придавал драматическому искусству сильное воспитательное звучание. После открытия первого русского общественного театра (1759, директор А.П. Сумароков) традиционный Ш.т. постепенно был вытеснен классической драмой.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР
самодеятельный театр в европ. уч. заведениях позднего средневековья. Возникший как средство религ. воспитания и обучения латыни и красноречию, служивший первоначально лишь одним из пед. приемов, Ш. т. со временем стал этапом в развитии проф. сценич. иск-ва. Ш. т. основывался на опыте антич. драматургии (Теренций был гл. образцом). Вместе с тем Ш. т. обращался и к традиции литургич. действа. Чтобы быть понятным как учащимся, так и широкому зрителю, Ш. т. использовал не только латынь, но и народные языки (гл. обр. в интермедиях).
В славянском мире Ш. т. получил развитие как средство воспитания в иезуитских уч. заведениях Хорватии, Словении, Польши. Осознавали пед. значение театральных представлений и протестанты. Важную воспитат. роль отводил Ш. т. Я. А. Каменский. В условиях противостояния рус. православия и католицизма Ш. т. появился в Киево-Могилянской академии, где просуществовал до 70-х гг. 18 в. Вместе с др. элементами пед. опыта и традициями зап.-рус. учености Ш. т. был воспринят Славяно-греко-латинской академией в Москве (кон. 17 в.), а позже появился и в Ярославле, Твери, Ростове, Смоленске, Новгороде. Основоположниками рус. Ш. т. были Симеон Полоцкий, Димитрий Ростовский, Феофан Прокопович.
Ш. т. в культуре своего времени выполнял одновременно сакральные и светские функции. Ш. т. был частью христ. нравств. воспитания учащихся: в каждой пьесе давались образцы благочестия, добродетельной жизни, служения вере. Вместе с тем участие в постановках пьес Ш. т. развивало память и воображение учащихся, выступало своеобразной формой закрепления и актуализации уже пройденного уч. материала, формировало худож. вкус. Пьесы для Ш. т. изобиловали риторически правильно построенными речениями, примерами из антич. мифологии, цитатами из Библии и др. священных христ. книг. Отд. эпизоды пьес создавались учениками как письменные домашние задания, а также как сочинения на заданные темы. Выполняя такие задания, играя отведенную ему роль на сцене, ученик демонстрировал владение знаниями, тренировал навыки доказательной и убедительной речи.
Шк. представления были закрытыми (собственно учебными). и открытыми. На открытых спектаклях, к-рые ставились в стенах коллегии или школы (для чего оборудовались сцена или зал), собирались учителя и ученики, родители, гости, состоятельные горожане, оказывавшие уч. заведению финанс. поддержку. Иногда шк. представления становились своего рода публичными экзаменами, формой поощрения учеников. На таких представлениях нередко звучала и тема пользы наук, отраженная в отд. эпизодах или интермедиях. Многочисленность театральных сцен делала Ш. т. иск-вом, доступным как горожанам, так и сел. жителям.
В целом репертуар Ш. т. зависел от церк. календаря, гл. обр. от церк. праздников. На шк. темы пьесы ставились, как правило, в конце семестров. Для каждого праздника (особенно Рождества и Пасхи). учителя (они же гл. авторы и постановщики). и ученики, делавшие свои первые шаги в иск-ве, писали ориг. пьесу. Жанры достаточно строго закреплялись за каждой датой. Спектакли ставились и на Масленицу. Ученики ст. классов играли гл. роли, младших - второстепенные, в т. ч. слуг, вестников и др. Практически в спектаклях была занята вся школа. На Рождество и Пасху чаще всего играли мистерии («Рождественская драма» Димитрия Ростовского, кон. 17 в., и др.), на Масленицу - моралите («Ужасная измена сластолюбивого жития», нач. 18 в.). Оба жанра включали интермедии («междувброшенные» игралища). В мистериях, написанных в сложной поэтич. форме, изображались события священной истории (напр., сотворение мира, Благовещение, Рождество, Пасха). Поскольку на сцене нельзя было выводить евангельские персонажи, их заменяли аллегорические фигуры, парадоксально соединявшие наглядность и абстракцию, атрибуты высших сил и отд. мыслительные категории. Они считались важным элементом обучения абстрактному мышлению, построению логически выверенных конструкций.
В моралите центр, фигурой был человек, стоящий перед выбором своего пути. Человек изображался грешащим и кающимся. Вокруг человека предполагались также аллегории пороков и добродетелей, отд. психол. состояний. В моралите (в отличие от мистерий). дидактич. нагрузка была сильнее. В моралите и мистериях передавались особенности ср.-век. и барочных представлений об иерар-хич. структуре мира, о взаимосвязи всего сущего. Для их отражения сцена оформлялась трех ярусной: небо - земля - ад. В такой сценич. организации наглядно представали осн. семантич. оппозиции Ш. т.: верх - низ; свет - тьма; красота - безобразие; добро - зло; жизнь - смерть и дихотомическая система его персонажей.
Интермедии сближали школу с повседневной жизнью, привносили на сцену иную поэтику, не обусловленную обязат. жанрами Ш. т. Они нередко имитировали фольклорные театральные приемы и сюжеты и были рассчитаны на простого зрителя, т. е., не теряя назидат. тенденции, преподносили истины то в сни-женно-бытовом, то в комедийном плане. В них большое место занимали шк. темы: восхваление наук и учения, высмеивание нерадивого ученика и т. п.
Особенностью Ш. т., развивавшегося в Москве, была его тесная связь с придворным театром. Значит. роль в нем стали играть пьесы-панегирики, отразившие специфическую обществ.-полит. функцию моек. Ш. т.: «Царство мира» (1702- 1705), «Слава печальная» (1725).
Жанровая система и худож. особенности Ш. т. определялись сочетанием пед. и эстетич. функций. Пьесы создавались в соответствии с правилами поэтики и риторики, к-рые вместе с основами актерской игры, режиссуры, сценич. оформления излагались в спец. руководствах, восходивших к поэтике Аристотеля: наиб. известны среди них латинские «Три книги поэтич. наставлений» А. Доната, «Поэтич. иск-во» Я. Понтана, «Об иск-ве сценич. игры» Ф. Ланга и соч. Скалигера. В моек. Ш. т. использовались и привезенные из Львова и Киева поэтики: «Кастальский источник», «Амфион», трактаты М. Слотвинского, М. Довга-левского, И. Хмарного; свое «Иск-во поэтики» создал и Феофан Прокопович. Хотя в них много говорилось о драматич. иск-ве, о драме, трагедии, комедии, эти руководства не касались тех пьес, к-рые действительно ставились на шк. сценах.
Темы отд. монологов и диалогов в пьесах Ш. т. избирались и разрабатывались по правилам риторики. Ученики, сочиняя или выучивая эти фрагменты пьес, осваивали на практике риторич. и логич. правила. Читая диалоги и декламации, они осваивали законы диспута. Как правило, одна группа учеников формулировала тему и свое отношение к ней, другая - полемически выдвигала свою версию и защищала ее. Ценной считалась возможность с новой стороны подойти к избранному предмету.
Соотношение пед. и эстетич. задач вызвало к жизни специфически школьные диалог и декламацию как выступления в классе перед учениками на заданную тему, напр., религиозную, историческую или о пользе наук. Такие диалоги и декламации тяготели к ораторским жанрам, т.е. не становились предметом театрализации.
Несмотря на отсутствие яркой зрелищ-ности, развитого игрового начала, Ш. т. сыграл значит. роль в становлении проф. театра, в подготовке зрительской аудитории, деятелей театра - актеров и драматургов и др. В России, будучи учительным, Ш. т. придал драматич. иск-ву сильное воспитат. звучание. В развивающейся пед. системе рос. школы Ш. т. проложил дорогу любительскому гимназическому, лицейскому театру, значит. ельно активизировав гуманитарное образование. После открытия первого рус. обществ, театра (1759, директор А. П. Сумароков). традиционный Ш. т. постепенно был вытеснен классич. драмой.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
590.06 кб

Роль суфлёра в школьном психологическом театре

Пакина Марина Александровна
Читать PDF
420.80 кб

Социализация школьников средствами театральной педагогики

Новикова Наталья Ивановна
В статье рассматриваются возможности школьного театра для воспитания, обучения, социализации школьников в различные возрастные периоды, обретения ими способов деятельностного освоения (понимания, вживания) мирового отечественного
Читать PDF
613.06 кб

Театральная кукла в творческой деятельности младшего школьника

Шумило Наталья Викторовна
Рассматриваются механизмы психологического воздействия куклы на человека. Предлагается анализ возможностей театральной куклы в работе с детьми 7-10 лет в условиях школьного театра кукол.
Читать PDF
380.88 кб

Игровое пространство образования: школьная театральная педагогика

Антонова Ольга Александровна
В статье предлагается новое междисциплинарное направление школьная театральная педагогика анализируются перспективы его развития рассматриваются этапы включения театра в образовательное пространство школы.
Читать PDF
1.02 мб

Содержание понятия «Театрализация» в школьном образовательном процессе

Сергеева Б.В., Ермак Е.В.
Читать PDF
284.40 кб

Играть жизнь — значит учиться жить: школьный театр на французском языке

Гавриш Людмила Федоровна
В статье представлен опыт работы по созданию творческой среды для развития одаренных детей: школьный театр на французском языке. Рассматриваются разные аспекты влияния занятий в театре на развитие личности ребенка.
Читать PDF
174.87 кб

Театрализация в системе формирования игровой культуры младших школьников

Ежов П.Ю.
В статье раскрывается игровая специфика театрализованного действия, организованного для детей младшего школьного возраста. Обосновывается особое место театрализации в системе формирования игровой культуры.
Читать PDF
74.20 кб

Воспитание детей младшего школьного возраста посредством «Игрового театра»

Перцева Ирина Владимировна
В данной статье рассматриваются истоки становления школьного театра России.
Читать PDF
308.52 кб

Школьный театр как педагогическая среда формирования компетенций школьников

Рыбина Ольга Васильевна
Статья посвящена анализу деятельности школьного театра как театрально-языкового социума, в котором формируется целая система ключевых компетенций, необходимых для развития личностных характеристик школьников, и позволяет педагогу
Читать PDF
78.69 кб

Развитие творческого потенциала школьников средствами театрального искусства

Петрова Л.М.
Читать PDF
242.05 кб

Театральное искусство как средство эстетического воспитания младших школьников

Безбородова Л.А., Просандеева И.В.
В статье рассматриваются значение и возможности театрального искусства для развития творческой активности ребенка, раскрывается методика работы с младшими школьниками в условиях школьного кукольного музыкального театраThe article
Читать PDF
277.51 кб

Теоретические основы изучения истории школьного самодеятельного театра в россии

Куликова Светлана Вячеславовна, Бойко Эмиль Ричардович
Обосновывается актуальность проблемы изучения истории становления школьных самодеятельных театров в России как воспитательного средства.
Читать PDF
582.80 кб

Школьный учебный театр в формировании социальной активности подрастающей личности

Прокудин Юрий Петрович, Литовченко Любовь Викторовна, Акулинина Виктория Сергеевна
Статья посвящена работе школьного учебного театра «ШУТ», его значимости в формировании социально активной личности.
Читать PDF
219.01 кб

Исследование театрализованно-игровой деятельности младших школьников в педагогике

Чинкина Н. Ш., Багманов М. Р.
Рассматривается проблема эстетического воспитания младших школьников в театрализованно-игровой деятельности.
Читать PDF
252.74 кб

К проблеме содержания понятия «Театрализация» в школьном образовательном процессе

Никонова Надежда Ильинична
Театрализация в школьном образовательном процессе способствует развитию интереса как источника поисковой и творческой активности обучающегося.