ШКОЛА ДИАЛОГА КУЛЬТУР

Найдено 1 определение
ШКОЛА ДИАЛОГА КУЛЬТУР
образовательная концепция, в рамках которой основным фактором психического развития детей является предметное содержание обучения. Содержание, которое осваивают дети, – это диалог разных человеческих культур. Усвоение предметного содержания через диалог культур приводит, по словам В. В. Давыдова, к своеобразной «траектории» психического развития детей, значительно отличающейся от «траектории» развития современных школьников. Учебная деятельность здесь приобретает особый коммуникативный характер, которая через «точки удивления» – исходные загадки бытия и мышления (загадка слова; загадка числа, загадка явлений природы; загадка момента истории; загадка сознания; загадка предметного орудия), определяет весь дальнейший ход решения поставленных детьми задач. В Ш. д. к. разрабатывается как в теоретическом, так и в практическом плане новая методология объединения общечеловеческих ценностей с системами ценностей, специфическими для каждой культуры и для каждой личности. Исходные позиции Ш. д. к. разработаны В. С. Библером; первые авторские программы разрабатывались группой единомышленников: организатором экспериментальной авторской школы С. Ю. Кургановым, психологами И. Е. Берлянд, Р. Р. Кондратовым, М. Г. Малаховым, учеными и педагогами г. Xарькова: В. Р. Литовским, И. М. Соломадиным, И. Манько, В. О. Ямпольским. Одна из важнейших идей этой концепции заключается в том, что в каждом типе культуры, мировоззрения содержится какая-то истина, поэтому мы должны не только не отбрасывать чужую культуру, а, наоборот, стараться выявить в процессе диалога с ее представителями эту истину и на этой основе достичь взаимопонимания с ней. Диалог разных культур рассматривается как постоянный фактор прогрессивного развития всей человеческой культуры. Знания рассматриваются как грань культуры. Современная физика, математика, биология, гуманитарные дисциплины должны обращаться к своим культурным истокам, пересматривать научные понятия. Особая роль в таком обучении отводится реальным текстам данной культуры и авторским текстам, воспроизводящим мысли основных собеседников данной культуры. Такими собеседниками могут быть и авторы исторических текстов, и учитель, и сами ученики. Все методы и формы организации учебного процесса являются производными данного содержания. Это позволяет сформировать основы диалогического сознания и мышления ребенка (Библер В. С. Диалог культур. Опыт определения // Вопр. философии. –1989. – № 6. – С. 12–35; Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы / под общ. ред. В. С. Библера. – Кемерово, 1993. – С. 416; Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге (книга для учителей). – М., 1989.). И. В. Галака, Е. Ю. Усик

Источник: Глоссарий современного образования.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF

Школа диалога культур: достижения и перспективы

М. А. Аристова, Ж. Н. Критарова
В статье рассматривается история становления и развития литературного образования в национальной школе — школе диалога культур.
Читать PDF

Школа диалога культур: методы и приемы, используемые в процессе формирования иноязычных навыков и ум

Кравченко О.В., Дудникова А.Е.
В данной статье предложен опыт работы по формированию иноязычных навыков и умений в средней общеобразовательной школе средствами педагогической технологии «Школа диалога культур».