ШЕПОТШЕРЕР Александр Иванович

ШЕРЕМЕТЕВСКИЙ Владимир Петрович

Найдено 2 определения термина ШЕРЕМЕТЕВСКИЙ Владимир Петрович

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ШЕРЕМЕТЕВСКИЙ Владимир Петрович

1834-1895)  — педагог, методист русского языка. Преподавал русскую словесность в гимназиях и других учебных заведениях Москвы. В статье "Начатки науки о родном слове" ("Филологические записки", 1881) сформулировал программу первоначального обучения языку в гимназиях; предложил оригинальную систему практических упражнений, осн. задача которых - привлечь внимание учащихся к работе над этимологией слов. В наиболее значительном труде "Слово в защиту живого слова..." (1886) обосновал объяснительное чтение как особое звено в комплексе языковых занятий.  (Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. )

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

ШЕРЕМЕТЕВСКИЙ Владимир Петрович

14(26).7.1834, Москва, - 15(27).6.1895, там же], педагог, методист рус. языка. Окончил ист.-филол. ф-т Моск. ун-та (1857). Преподавал рус. словесность в гимназиях и др. уч. заведениях Москвы. В 70-х гг. читал лекции по методике преподавания рус. яз. на Пед. курсах при Об-ве воспитательниц и гувернанток и в частной жен. гимназии 3. Д. Перепелки-ной. Обучал иск-ву декламации на драма-тич. курсах П. Д. Боборыкина. Организовал комиссию преподавателей рус. яз. при Уч. отделе Об-ва распространения техн. знаний.

Осн. целью преподавания рус. яз. считал умение владеть речью. В ст. «Начатки науки о родном слове» («Филологические записки», 1881). сформулировал программу первонач. обучения языку в гимназиях, ведущим направлением к-рой считал этимологич. работу. Предложил ориг. систему практич. упражнений, осн. задача к-рых - привлечь внимание учащихся к работе над «корнесловием». Не отрицая пользы теоретич. знаний на элементарной ступени школы, выступал сторонником практич. изучения языка, наблюдений над речью. В программе Ш. можно увидеть элементы проблемного обучения.

Учитывая значит. трудность рус. орфографии для большинства учащихся, предлагал прежде всего использовать упражнения, к-рые опираются на зрительное восприятие учащихся и на этимологич. анализ слов. Сторонник морфоло-гич. принципа, Ш. недооценивал фонема-тич. подход и вследствие этого недостаточно уделял внимания звуковой работе при изучении орфографии.

В наиб. значит. труде «Слово в защиту живого слова..» (1886). Ш. обосновал объяснительное чтение как особое звено в комплексе языковых занятий. Предложил ряд приемов и способов уч. работы, к-рые превращали уроки чтения в школу «живого слова»: при изучении худож. произведения рассматривал объяснит, чтение (анализ). лишь как «предупредительное», как этап к выразит, чтению (его методика описана здесь же). Книга Ш. проникнута заботой о развитии самостоятельности учащихся, формировании навыков усвоения содержания и анализа худож. произведений учащимися. Диалог между учащимися и учителем не должен стать монологом учителя. По Ш., важен не результат отд. урока, а сам процесс добывания знаний.

В основе методики преподавания чтения Ш. - сохранение целостного впечатления от прочитанного и внимание к восприятию учащихся на всех этапах изучения произведения. Ш. показал всю сложность шк. работы по рус. яз., естеств. связи и взаимопроникновение отдельных ее видов. Исходя из неразрывной связи формы и содержания при изучении языка, дал критику приемов абстрактно-формального преподавания грамматики. Велика заслуга Ш. в метод, разработке раздела о составе и происхождении слов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме ШЕРЕМЕТЕВСКИЙ Владимир Петрович — 0

Найдено научныех статей по теме ШЕРЕМЕТЕВСКИЙ Владимир Петрович — 0

Найдено книг по теме ШЕРЕМЕТЕВСКИЙ Владимир Петрович — 0

Найдено презентаций по теме ШЕРЕМЕТЕВСКИЙ Владимир Петрович — 0

Найдено рефератов по теме ШЕРЕМЕТЕВСКИЙ Владимир Петрович — 0