ШАТАЛОВ Виктор Федорович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ШАТАЛОВ Виктор Федорович
р. 1927) — педагог, заслуженный учитель УССР (1987), народный учитель СССР (1990). С 1951 преподавал в школе; с 1956 вел экспериментальную работу с учащимися, в т.ч. как научный сотрудник НИИ педагогики УССР (с 1973) и АПН СССР (с 1985). Разработал для средней и старшей ступеней общеобразовательной школы оригинальную систему интенсивного обучения; создал авторские учебные пособия, представляющие программный материал в вербально- графической форме и ориентированные на развитие творческого мышления школьников, а также разнообразные нестандартные формы контроля знаний учащихся. Система Ш. позволила проходить полный курс общего среднего образования за 9 лет, при общей нагрузке не более 30 учебных часов в неделю. См. также Педагогика сотрудничества

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ШАТАЛОВ Виктор Федорович
р. 1.5.1927, Сталине, ныне Донецк, Украина), педагог-новатор, засл. учитель УССР. (1987), нар. учитель СССР. (1990). Участник Вел. Отеч. войны. Окончил Сталинский пед. ин-т (1953). На пед. работе в школе с 1951. С 1956 вел эксперим. работу с учащимися, в т. ч. как науч. сотрудник НИИ педагогики УССР. (с 1973). и АПН СССР. (с 1985). С 1992 доцент Ин-та последипломного образования в Донецке.
Разработал для ср. и старшей ступеней общеобразоват. школы (с 1984 - 11-летней). ориг. систему интенсивного обучения. В ней используются авторские уч. пособия, представляющие программный материал гл. обр. в вербально-графич. формах (упрощающих процесс изложения - восприятия). и ориентированные на развитие творческого мышления школьников (принцип открытых перспектив), а также разнообразные нестандартные формы объективного учета и контроля знаний каждого учащегося на каждом уроке (принцип систематич. обратной связи), позволяющие отказаться от ученич. дневников и классных журналов. Вместо традиц. домашних заданий учащиеся получают обширные «предложения», объем и сложность к-рых варьируются на этапах обучения с учетом индивидуальных особенностей, а к окончанию курса приближаются к конкурсным и олимпиадным. Практикуются ориг. формы взаимопроверки учащихся, в т. ч. в интересах увеличения времени для решения задач высокой сложности и развития продуктивного мышления. Традиц. экзамены заменены работами по «листам группового контроля» и т. н. релейными, выявляющими результат самостоят. деятельности над всеми видами заданий. Устранению дидактич. противоречий способствует принцип бесконфликтности уч. ситуации, т.е. создание при участии родителей школьников для занятий соответствующих условий. Широко используются игровые формы уч. занятий. Мн. находки Ш. используются педагогами вузов и при обучении нек-рым сложным профессиям.
Система Ш. позволила проходить полный курс общего ср. образования за 9 лет, при общей нагрузке не более 30 уч. ч в неделю. Она планируется так, что учащиеся сохраняют 2 свободных дня (в школе Ш. - четверг и воскресенье). Уроки физич. воспитания проводятся ежедневно.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия