ШАПОВАЛЕНКО Сергей Григорьевич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ШАПОВАЛЕНКО Сергей Григорьевич
1903-1988) — педагог, химик-методист, действительный член АПН СССР (1968). С 1922 преподавал в школах, вузах, вел научно-исследовательскую работу. С 1944 в системе АПН (в 1955-60 директор НИИ методов обучения). Организатор и руководитель (1965-86) НИИ школьного оборудования и технических средств обучения. Автор фундаментальных работ по вопросам преподавания химии, учебников по химии для старших классов средней школы (1954-56; 1963). Как самостоятельное направление дидактики разрабатывал теорию создания и использования технических средств обучения. Одним из первых исследовал педагогические и дидактические возможности электронных ТСО, в т.ч. в условиях школьных кабинетов вычислительной техники.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ШАПОВАЛЕНКО Сергей Григорьевич
16.8.1903, с. Суходол, ныне в Сумской обл. Украины, - 1.1.1988, Москва), педагог, химик-методист, акад. АПН СССР. (1968), д-р пед. наук (1964), проф. (1970). Окончил науч.-пед. курсы при 2-м МГУ (1929), Глуховский ин-т нар. образования (1933). С 1922 работал учителем Глуховской опытно-показат. школы, затем - в школах Москвы и Моск. обл. С 1931 вел н.-и, и преподават. работу в Москве (Ин-т политехн. образования), Ростове-на-Дону (Пед. ин-т). С 1944 в НИИ методов обучения АПН (в 1955—60 директор). Организатор и руководитель (1965—86). НИИ шк. оборудования и техн. средств обучения (с 1969 в системе АПН СССР). Автор фундам. работ по вопросам шк. преподавания химии. В кн. «Методика обучения химии в восьмилетней и средней школе..» (1963). предложил целостную теорию определения курса химии в связи с дидактич., психол. и воспитат. проблемами. Автор учебников по химии для ст. классов ср. школы (1954—56; 1963). Серия работ посвящена проблемам политехн. образования.
Как самостоят. направление дидактики разрабатывал теорию создания и использования ТСО. В дальнейшем расширил эту проблематику, охватив совокупность шк. оборудования и техн. средств воспитания и обучения. Одним из первых исследовал пед. и дидактич. возможности электронных ТСО, в т. ч. в условиях шк. кабинетов вычислит, техники.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

ШАПОВАЛЕНКО Сергей Григорьевич
(29 августа 1903 г. – 1 января 1988 г.) – доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии педагогических наук СССР, заслуженный деятель науки РСФСР; был членом пленума Высшей аттестационной комиссии СССР, экспертом ЮНЕСКО по вопросам общего и политехнического образования; координатор научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по школьному оборудованию и руководитель головной организации по изучению и широкому внедрению микропроцессорной техники в учебный процесс школ бывших социалистических стран.Шаповаленко С.Г. начал свою научно-педагогическую деятельность в 1922 г., когда народным просвещением в стране руководили Н.К. Крупская и А.В. Луначарский, общение с которыми оказало на него большое влияние. За 60 лет своей педагогической и научной деятельности значительный вклад в становление и развитие советской школы и педагогической науки.
Более 20 лет был учителем химии и биологии в средней школе, заведовал учебной частью; шесть лет преподавал педагогику и методику химии в педагогических институтах. Работал заместителем директора Ростовского-на-Дону педагогического института по учебной и научной работе; старшим научным сотрудником научно- исследовательских институтов Министерства просвещения РСФСР, заведующим лабораторией методики химии, директором НИИ методов обучения Академии педагогических наук РСФСР, главным ученым секретарем Академии педагогических наук РСФСР. С 1965 по 1985 г. – директором НИИ школьного оборудования и технических средств обучения Академии педагогических наук СССР.
Шаповаленко С.Г. внес значительный вклад в развитие советской педагогической науки и народного образования. Он – автор более 160 научных работ. Его работы по дидактике, политехническому и трудовому обучению, по методике химии и проблемам создания учебников, учебных пособий и учебного оборудования хорошо известны как у нас в стране, так и за рубежом.
Более 50 лет посвящено Шаповаленко С.Г. исследованиям проблем методики обучения химии.
Его по праву можно считать ученым, создавшим вместе с В.Н. Верховским и Н.М. Сморгонским основы советской методики обучения химии. Особенно значительной является его монография «Методика обучения химии в восьмилетней и средней школе» (40 п.л.), в которой впервые определены предмет и методы научного исследования, применяемые в методике химии, ее история; дана теория конструирования содержания курса химии в средней общеобразовательной школе; раскрыты вопросы политехнического образования; изложены методы обучения и воспитания учащихся, применяемые в процессе формирования основных групп химических понятий; методы проведения самостоятельных практических занятий, решения учащимися химических задач различных типов и видов; методы формирования у учащихся научно-познавательных и жизненно-практических навыков и умений, научного мировоззрения, естественно-научной картины мира.
По заданию Н.К. Крупской он участвовал в подготовке политехнического съезда, состоявшегося летом 1930 г. В годы Великой Отечественной войны был направлен в органы НКВД для руководства учебно-воспитательным обеспечением борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью. После окончания войны руководил в НИИ методов обучения разработкой вопросов политехнического образования применительно к условиям городской и сельской школы, преподавания естественно-математических наук.
Научные труды Шаповаленко С.Г. по политехническому образованию изданы ЮНЕСКО на немецком, французском, английском, испанском языках, а также на венгерском, польском и чешском языках.
Шаповаленко С.Г. является основателем нового направления дидактики – теории создания и комплексного использования средств обучения.
Им разработана общая теория создания школьного оборудования, технических средств обучения и воспитания (СОВ), общие требования к их типам и видам. Под его руководством определены требования к СОВ по отдельным учебным предметам (педагогические, эргономические, эстетические, технические, экономические), учитывающие достижения научно-технического прогресса, содержание и особенности школьных программ, что способствовало созданию и внедрению в школы более 3500 новых средств обучения, т. е. привело к практическому обновлению фонда учебного оборудования в школе. Создана также методика разработки стандартов школьного оборудования и проверки качества его на практике.
Шаповаленко С.Г. разработал теоретические и практические основы кабинетной системы, конкретизированные и развитые научным коллективом института применительно котдельным учебным предметам. Результатом этой работы явились новые модели кабинетов, внедренные в практику школ.
Им положено начало по внедрению в школы нового учебного оборудования на основе электронной техники и новых информационных технологий.
Под его руководством и при непосредственном участии разработаны «Положение о кабинете вычислительной техники всех типов средних учебных заведений» (1989); научно-методические вопросы организации и проведения выставок школьного оборудования в СССР и за рубежом.
Значительный вклад внесен Шаповаленко С.Г. в подготовку научных кадров. Им подготовлено 38 кандидатов педагогических наук, оказана консультативная помощь 12 научным сотрудникам, работавшим над докторскими диссертациями.
Научная, педагогическая и общественная деятельность Шаповаленко С.Г. отмечена правительственными наградами: орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», четырьмя медалями. Он также награжден четырьмя Почетными грамотами, дипломами Почета и золотой медалью ВДНХ СССР, нагрудными знаками: «Отличник просвещения СССР», «Отличник народного просвещения РСФСР», «Отличник народного просвещения Узбекской ССР», «Отличник народного просвещения Молдавской ССР»; медалями Н.К. Крупской и К.Д. Ушинского.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.