ШАПКИН Виктор Васильевич

Найдено 1 определение
ШАПКИН Виктор Васильевич
родился 21 июля 1941 г. в п. Пашский Перевоз Ленинградской области. В 1963 г. окончил Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена.
С 1966 по 1975 г. работал в Педагогическом институте им. А.И. Герцена в должности старшего научного сотрудника, старшего преподавателя, доцента, проректора по учебной работе.
С 1981 по 1991 г. возглавлял Всесоюзный научно-исследовательский институт профтехобразования Госкомитета СССР по профессионально-техническому образованию.
В настоящее время – директор государственного учреждения дополнительного профессионального образования – Учебно-методического центра Комитета по образованию Санкт-Петербурга.
Диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук защитил в 1967 г. Ученая степень доктора педагогических наук по результатам защиты диссертации «Теоретические основы общетехнической подготовки учащихся профтехучилищ» присуждена в 1991 г. Звание професссора по кафедре научных основ управления образованием ему присвоено в 1996 г. В этом же году избран действительным членом Академии профессионального образования и действительным членом (академиком) Академии информатизации образования.
Шапкиным В.В. внесен значительный вклад в развитие педагогической науки и практики в области профессионального образования. Проведенный им научный анализ объектной области технического знания и его специфики позволил обосновать отбор и структурирование общетехнических знаний в содержании начального и среднего профессионального образования.
В статьях и книгах, опубликованных в 1981–1991 гг., обоснованы основные теоретические положения и разработаны вариативные модели учебных планов и модульно-вариативные программы по основным общетехническим дисциплинам. Эти исследования обобщены в монографии «Общетехническая подготовка квалифицированных рабочих» (М., 1987) и докторской диссертации Шапкина В.В.
В рамках этих исследований – большая научно-организационная работа Шапкина В.В. как руководителя международной программы стран-членов СЭВ по информатизации профессионально-технического образования. По итогам ее разработан ряд международных стандартов в области оборудования и обучающих программных средств, подготовлены и изданы сборники работ с участием ученых Болгарии, Германии, Чехословакии, Польши, Венгрии.
В последнее время эта проблема продолжает развиваться Шапкиным В.В. в контексте разработки концепции государственных стандартов в области начального профессионального образования. Под руководством и при непосредственном участии Шапкина В.В. разработана концепция регионального содержания стандарта, подготовлены и прошли апробацию проекты государственных образовательных стандартов на восемь профессий Перечня профессий и специальностей начального профессионального образования. Результаты этой работы отражены в научных трудах «Образовательные стандарты петербургской школы» (СПб., 1993), «Концепция регионального стандарта начального профессионального образования» (СПб., 1994).
Второе направление исследований посвящено разработке теории стратегического управления профессиональным образованием. По заданию Госкомитета СССР по народному образованию в 1987–1989 гг. В.В. Шапкин возглавлял творческий коллектив по разработке концепции развития профессионально-технического и среднего специального образования, которая была одобрена Всесоюзным съездом работников народного образования и утверждена Межведомственной комиссией. Результатом реализации указанной концепции стали новые виды образовательных учреждений в России – профессиональные лицеи и колледжи. Основные результаты опубликованы в научных статьях (их более 30), в книгах и брошюрах «Концепции профессионально-технического и среднего специального образования» (Л., 1989), «Прогнозирование в области профтехобразования» (М., 1989).
В настоящее время Шапкиным В.В. развивается теория регионализации образования, как средства управления по гармонизации потребностей экономики на федеральном и региональном уровне, учета социально-культурной среды региона, средства более полной реализации образовательных потребностей личности.
Шапкин В.В. ведет активную научную работу в области создания нормативной базы функционирования учреждений начального профессионального образования. Он является автором Закона Санкт-Петербурга «О профессиональном образовании и профессиональной подготовке молодежи», участвует в составе творческого коллектива по разработке стратегии развития образовательного комплекса Санкт-Петербурга, входил в состав научного коллектива по разработке программы «Петербургская школа – 2000».
Многие работы Шапкина В.В. переведены или изданы в зарубежных периодических изданиях и сборниках научных трудов, в том числе в Чехословакии, Германии, Вьетнаме, Польше.
Всего Шапкиным В.В. опубликовано более 150 работ, в том числе четыре монографии, девять брошюр, более двадцати научно-методических разработок. Он имеет 11 авторских свидетельств на изобретения.
Соч.: Профессиональная школа в условиях рыночной экономики. – СПб., 1995; Профессиональная школа: новое целеполагание. – СПб., 1997; Концепция и структура программы регионализации профессионального образования. – СПб., 1996.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.