р. 1930) — д-р психологических наук (1980), профессор (1984), действительный член РАО (1989; Отделение базового профессионального образования), зав. лабораторией Института среднего специального образования РАО, председатель Поволжского отделения РАО.
ШАКУРОВ РАФАИЛ ХАЙРУЛЛОВИЧ
ШАКУРОВ Рафаил Хайруллович
р. 13.2.1930, с. Долгий Остров, Чувашия), психолог, акад. РАО (1993; акад. АПН СССР. с 1989), дер психол. наук (1980), проф. (1981). По окончании геогр. ф-та Казанского ун-та (1953). был учителем и директором ж.-д. школы в Новосибирской обл.; вел исследоват. работу в области нравств. воспитания. В 1965 окончил аспирантуру Ин-та психологии в Киеве (ученик Г. С. Костюка); позднее работал там же (зав. лабораторией социальной психологии). С 1976 в казанском Ин-те проф.-тех. педагогики (с 1992 - Ин-т ср. спец. образования РАО): до 1979 зам. директора, одновременно (до 1995). зав. лабораторией психологии управления.
В книгах о нравств. становлении личности («Самолюбие ребенка», 1969; «Человек формируется с детства», 1972). нравств. основа сознания представлена как формирующаяся под влиянием эмоц.-оценочных процессов межличностных отношений, а не как результат пропаганды этич. знаний или целенаправленного обучения в данной области. Значит. цикл исследований посвящен социально-психол. проблемам управления образоват. учреждением. Их результаты обобщены в кн. «Психология руководства пед. коллективом» (1995), в к-рой проанализированы зависимость межличностных отношений в пед. процессе от индивидуально-психологических, социально-ролевых, возрастных и др. факторов, механизмы формирования авторитета и др. Разрабатывает системно-динамич. теорию деятельности и мотивационного управления. Чл. Нью-Йоркской АН (1995).
Соч.: Социально-психол. проблемы руководства пед. коллективом, М., 1982; Творческий рост педагога, М., 1985; Психология перестройки, Каз., 1988; Молодой рабочий в бригаде: проблемы воспитания, К., 1989 (соавт.); Сплочение пед. коллектива, Каз, 1991.
В книгах о нравств. становлении личности («Самолюбие ребенка», 1969; «Человек формируется с детства», 1972). нравств. основа сознания представлена как формирующаяся под влиянием эмоц.-оценочных процессов межличностных отношений, а не как результат пропаганды этич. знаний или целенаправленного обучения в данной области. Значит. цикл исследований посвящен социально-психол. проблемам управления образоват. учреждением. Их результаты обобщены в кн. «Психология руководства пед. коллективом» (1995), в к-рой проанализированы зависимость межличностных отношений в пед. процессе от индивидуально-психологических, социально-ролевых, возрастных и др. факторов, механизмы формирования авторитета и др. Разрабатывает системно-динамич. теорию деятельности и мотивационного управления. Чл. Нью-Йоркской АН (1995).
Соч.: Социально-психол. проблемы руководства пед. коллективом, М., 1982; Творческий рост педагога, М., 1985; Психология перестройки, Каз., 1988; Молодой рабочий в бригаде: проблемы воспитания, К., 1989 (соавт.); Сплочение пед. коллектива, Каз, 1991.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия