СЪЕЗДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СЪЕЗДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
в России С.п. проводились гл.о. по проблемам прикладной психологии и отражали полемику двух осн. противоборствующих в психологической науке направлений - умозрительной философской психологии, естественно-научного направления и эмпирической психологии. Два первых съезда (С.-Петербург, 1906, 1909) назывались съездами по педагогической психологии, три последующих - съездами по экспериментальной психологии (С.-Петербург, 1910, 1913, 1916). Съезды возглавляли А.Ф. Лазурский, А.П. Нечаев, Г.И. Россолимо и Г.И. Челпанов, в их организации участвовали В.М. Бехтерев, П.Ф. Каптерев и др. После 1917 первым состоялся Всерос. съезд по психоневрологии (Москва, 1923). С докладом о задачах перестройки психологической науки с марксистских позиций выступил К.Н. Корнилов. На этом съезде, а также на 2-м Всерос. съезде по психоневрологии (Ленинград, 1924) развернулась борьба между психологами, стремившимися к перестройке психологии на основе марксизма, и защитниками психологии как сугубо эмпирической науки (Челпанов), что привело к поражению сторонников идеалистического направления. В дальнейшем проблемы психологии получили отражение на Всесоюзном педологическом съезде (Москва, декабрь 1927 - январь 1928), на Всесоюзной конференции по психофизиологии труда и профессиональному отбору (Москва, 1927). В 1930 в Ленинграде проходил съезд по изучению поведения человека, на котором обсуждались методологические задачи психологии. Серьезной критике подверглось рефлексологическое направление. С середины 30-х гг. С.п. не проводились. Итоги развития советской психологии послевоенного периода были подведены на трех всесоюзных совещаниях по психологии (Москва, 1951, 1953, 1955), где особое внимание уделялось проблемам психологии личности, психологии познавательных процессов, обучения и воспитания и др. С 1959 проводились съезды Общества психологов СССР (осн. в 1957), а с 1994 - съезды Рос. психологического общества. Международные психологические конгрессы начали проводиться с последней четверти 19 в. Первым состоялся конгресс по физиологической психологии (Париж, 1889). Русская делегация была самой многочисленной и включала как представителей естественно-научной эмпирической психологии (С.С. Корсаков, А.А. Токарский), так и философов-идеалистов (Н.Я. Грот, Л.М. Лопатин). Состоялись конгрессы: 2-й (Лондон, 1892), 3-й (Мюнхен, 1896); 4-й (Париж, 1900); 5-й (Рим, 1905); 6-й (Женева, 1909); 7-й (Оксфорд, 1923); 8-й (Гронинген, 1926); 9-й (Нью-Хейвен, 1929); 10-й (Копенгаген, 1932), 11-й (Париж, 1937), 12-й (Эдинбург, 1948), 13-й (Стокгольм, 1951), 14-й (Мадрид, 1954), 15-й (Брюссель, 1957), 16-й (Бонн, 1960), 17-й (Вашингтон, 1963), 18-й (Москва, 1966), 19-й (Лондон, 1969). С 1972 международные психологические конгрессы проводятся регулярно - 1 раз в 4 года.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

СЪЕЗДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
конгрессы психологические международные, начали проводиться с поел. четв. 19 в., когда достаточно четко обозначились черты психологии как самостоят. науки, основанной на эксперименте, и стали ясны широкие возможности практич. приложения ее данных в педагогике, пром-сти, медицине и т. д. 1-й междунар. психол. конгресс состоялся в Париже в 1889 и назывался конгрессом физиол. психологии. Его организаторами были руководители Парижского об-ва физиол. психологии Ж. Шарко, Ш. Рише, Т. Рибо, отстаивавшие точку зрения на психологию как на биол. науку, указывавшие на необходимость развития объективной естеств.-науч. методики. Представители школы В. Вундта - одного из ведущих в то время направлений в психологии, стремившегося сочетать эксперимент с самонаблюдением (интроспекцией), - отказались от участия в съезде. Рус. делегация - самая многочисленная из всех иностранных - включала как представителей естеств.-науч. эмпирич. психологии (С. С. Корсаков, А. А. Токарский), так и философов-идеалистов (Н. Я. Грот, Л. М. Лопатин), 2-й конгресс (Лондон, 1892). назывался конгрессом эксперим. психологии, но включал и секции физиол. психологии, психофизики и гипнотизма. В центре его оказались сообщения Дж. Болдуина и H. H. Ланге, подчеркивавшие эволюционный характер психич. функций. Осн. тематика 3-го конгресса (Мюнхен, 1896). группировалась по 3 областям исследования: психофизиология, психология нормального индивида и патопсихология. На 4-м конгрессе (Париж, 1900). проявилось дальнейшее стремление ученых к развитию эксперим. метода, генетич. и прикладной психологии. Рус. психолог А. П. Нечаев выступил с докладом о развитии памяти у детей. 5-й конгресс состоялся в Риме в 1905. Борьба направлений приняла здесь особенно острые формы, т. к. к этому времени уже с полной очевидностью обнаружилось несоответствие вундтов-ской психологии, изучающей «состояния сознания», новым данным и направлениям исследований. Значит. интерес представляло изложение П. Жане своей концепции уровней сознания. На 6-м конгрессе (Женева, 1909). на первый план выдвинулась разработка объективных естеств.-науч. методов психол. исследования. В этой связи было отмечено большое значение метода условных рефлексов по И. П. Павлову. Значит. место заняли вопросы зоопсихологии. Было уделено большое внимание проблемам пед. и мед. психологии, возможностям использования в психологии матем. методов. В центре внимания участников 7-го конгресса (Оксфорд, 1923). встали вопросы психологии труда, проф. отбора, тесты и методы анализа результатов тестовых испытаний (С. Берт, Л. Тер-стон и др.). На 8-м конгрессе (Гронинген, 1926). вновь дискутировались методоло-гич. принципы психологии. Большой интерес вызвали изложение Э. Кречме-ром его учения о связи строения тела и характера, теория первобытного («дологического»). мышления Л.Леви-Брю-ля. Значит. место заняли сообщения представителей гештальтпсихологии (К. Коффка, К. Левин, М. Вертхаймер). В докладе Д. Н. Узнадзе было выдвинуто понятие установки. На 9-м конгрессе (Нью-Хейвен, 1929). были представлены преим. амер. психология и ее ведущее направление - бихевиоризм. На конгрессе выявилось расхождение между накопленными эмпирич. и эксперим. данными и их теоретич. истолкованием. Наиб. отчетливо этот вопрос поставил в своем сообщении К. Бюлер, стремившийся найти компромисс между осн. теоретич. концепциями заруб. психологии того времени. 10-й конгресс (Копенгаген, 1932). отразил дальнейшее стремление к объединению разл. направлений в психологии и изменения в понимании их задач и сущности (напр., бихевиоризм уже не выступал как последовательно биол. концепция). 11-й конгресс (Париж, 1937). отразил возросший интерес к проблемам развития психики в фило- и онтогенезе. Д. Кац сделал сообщение о значении изучения психологии животных для познания психологии человека. Ж. Пиаже руководил симпозиумом по проблемам поведения ребенка.
Направленность и тематика 12-го конгресса (Эдинбург, 1948). носили отпечаток недавно закончившейся 2-й мировой войны. Обсуждались обусловленные ею проблемы социальной и мед. психологии - травматизма, «военных неврозов», психотерапии и др. На 13-м конгрессе (Стокгольм, 1951). председатель Д. Кац заострил внимание на проблемах социальной психологии, связанных с напряженным междунар. положением, гонкой вооружений, и призвал объединить усилия ученых в борьбе за мир. Центр, место на конгрессе заняли вопросы сближения психологии и математики, развития матем. методов анализа психол. данных, в частности факторного анализа. На 14-м конгрессе (Мадрид, 1954). доминировало естеств.-науч. направление. Всеобщее внимание привлекли достижения в изучении электрич. активности мозга. Доклады сов. психологов объединялись общей темой «Совр. успехи в изучении условных рефлексов». На 15-м конгрессе (Брюссель, 1957). осн. внимание было направлено на изучение соотношения биоэлектрич. активности головного мозга с процессами поведения и сознания. В сообщениях сов. психологов (А. А. Смирнов, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Г. С. Костюк и др.). подчеркивалась зависимость психич. процессов от характера деятельности.
На 16-м конгрессе (Бонн, 1960). рассматривались вопросы психологии восприятия, теории информации в психологии, психологии религии и др. На 17-м конгрессе (Вашингтон, 1963). центральными явились вопросы психологии личности. Спец. обсуждению подверглись вопросы применения ЭВМ в психологии, использования обучающих машин и др. техн. средств (руководитель секции Леонтьев). В. А. Крутецкий выступил с докладом об изучении матем. способностей. В 18-м конгрессе (Москва, 1966). приняли участие 1500 сов. психологов. Обсуждался широкий круг проблем разнообразной тематики, в частности по вопросам психич. развития (изучение хода психич. развития ребенка, развитие восприятия и сенсорное воспитание, речь и психич. развитие ребенка, психич. развитие при сенсорных дефектах и т. д.). Одним из центральных событий конгресса были выступление Пиаже о взаимоотношении психологии с др. науками, а также лекция Смирнова о путях развития сов. психологии. 19-й конгресс состоялся в 1969 в Лондоне. Начиная с 1972 междунар. психол. конгрессы проводятся регулярно - 1 раз в 4 года (Токио, 1972; Париж, 1976; Лейпциг, 1980; Мехико, 1984; Брюссель, 1988; Монреаль, 1992).
Помимо междунар. конгрессов, рассматривающих разнообразные вопросы психологии, проводятся конгрессы, посвященные отд. отраслям психологии (напр., прикладной психологии), отд. направлениям (напр., когнитивной психологии). или проблемам (психодиагностика, психотерапия и др.). Проводятся также региональные форумы.
С. п. в дореволюционной России были посвящены гл. обр. вопросам прикладной психологии и отражали практич. потребности развивающегося бурж. общества; вместе с тем они были ареной столкновений осн. противоборствующих в психол. науке направлений - умозрительной фи л ос. психологии, естеств.-науч. направления и эмпи-рич. психологии. Два первых съезда (1906, 1909), проходившие в Петербурге, назывались съездами по пед. психологии, три последующих - съездами по экспе-рим. психологии (Петербург, 1910, 1913, 1916). Изменение назв. съездов не сказывалось на их программе и характере. На съездах были представлены труды ряда психол. школ (возглавлялись А. Ф. Лазурским, А. П. Нечаевым, Г. И. Россо-лимо и Г. И. Челпановым). Широко дебатировались вопросы о взаимоотношении педагогики и психологии, о роли эксперимента в психол. исследовании, о преподавании психологии в ср. уч. заведениях, проблемы выявления индивид, различий в сфере способностей (напр., вопрос о тестах и их оценке). Активно участвовали в организации С. п. В. М. Бехтерев, П. Ф. Каптерев, Ланге и др.
После Ок т. революции первым собрался Всерос. съезд по психоневрологии (Москва, 1923). На нем работали секции, в т. ч. психологическая, педологическая, физиологии труда и психотехники и др. Выступивший с докладом К. Н. Корнилов сформулировал задачу перестройки психол. науки на основе марксизма. На этом С. п. и на 2-м Всерос. съезде по психоневрологии (Ленинград, 1924). развернулась борьба между психологами, стремившимися к перестройке психологии на основе марксистской теории, и защитниками психологии как сугубо эмпирия, науки (Челпанов), что привело к поражению идеалистич. направлений. В дальнейшем проблемы психологии получили отражение на Всес. педологич. съезде (Москва, дек. 1927 - янв. 1928), на Всес. конференции по психофизиологии труда и проф. отбору (Москва, 1927). В 1930 в Ленинграде проходил Всес. съезд по изучению поведения человека, на к-ром обсуждались метод о-логич. задачи психологии. Серьезной критике подверглось рефлексологич. направление. В 1913 в Ленинграде состоялся Всес. психотехн. съезд, на к-ром нашли отражение проблемы психологии труда.
С сер. 30-х гг. С. п. не проводились, однако вопросы психологии обсуждались на разл. совещаниях и конференциях. Таковы, напр., 1-е Всес. совещание по пед. наукам (Москва, 1937), Всес. конференция по пед. наукам (Москва, апр. 1941). и др., большое внимание на к-рых отводилось задачам развития дет. и пед. психологии. Итоги развития сов. психологии послевоенного периода были подведены на трех всес. совещаниях по психологии (Москва, 1952, 1953 и 1955), где особое внимание уделялось проблемам психологии личности, психологии познават. процессов, вопросам обучения и воспитания, изучения физиол. механизмов психич. деятельности. В 1957 было учреждено Об-во психологов СССР; с 1959 проводились его съезды, на к-рых представлен практически весь спектр исследований по разл. отраслям психологии. В 1988 в Москве состоялся последний - 7-й съезд, констатировавший ликвидацию Об-ва психологов СССР. В 1994 осн. Рос. психол. об-во; в том же году состоялся его 1-й (учредительный). съезд. М. С. Роговин, А В. Петровский.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
985.04 кб

Съезд китайского психологического общества

Веракса А.Н., Леонов С.В.
Читать PDF
1.45 мб

Съезд Российского психологического общества

Журавлев Анатолий Лактионович, Зинченко Юрий Петрович, Ковалева Юлия Валерьевна, Сергиенко Елена Алексеевна
Представлен подробный отчет о прохождении V съезда Российского психологического общества (РПО), рассказано о его мероприятиях, подведены его итоги. Широко обозначена научная программа съезда.
Читать PDF
54.35 кб

К v Съезду Российского психологического общества

Зинченко Юрий Петрович
Читать PDF
257.46 кб

По итогам работы v съезда Российского психологического общества

Представлен Этический кодекс психолога, клятва российского психолога, принятые V съездом Российского психологического общества, а также содержится текст резолюции направления "Психология здоровья и клиническая психология".
Читать PDF
430.98 кб

Направления работы v Съезда Российского психологического общества

Сметанова Юлия Валерьевна
Читать PDF
418.96 кб

Впечатления о работе v съезда Российского психологического общества

Мацута В. В.
Читать PDF
168.04 кб

Круглый стол по итогам v Съезда Российского психологического Общества

Публикуются выступления участников круглого стола, состоявшегося на факультете психологии СПбГУ и посвященного итогам работы V Съезда Российского психологического общества: А. В.
Читать PDF
152.26 кб

V съезд Российского психологического общества: диалог о современной психологии

Боровиков Д. А.
Читать PDF
56.74 кб

Резолюция III съезда Российского психологического общества «Психология и культура»

Читать PDF
310.48 кб

Интервью участников III съезда российского психологического общества «Психология и культура»

Тренькаева Наталия Анатольевна
Читать PDF
142.39 кб

Информация об участии в работе IV Всероссийского съезда российского психологического общества

Читать PDF
146.03 кб

Психология развития на v съезде российского психологического общества (Москва, 14–18 февраля 2012 г.

Головей Лариса Арсеньевна
В статье дан анализ проблем психологии развития, обсуждавшихся на V Съезде Российского психологического общества.
Читать PDF
70.40 кб

V съезд Российского психологического общества (Москва, 14-18 февраля 2012 года). Информационное пись

Информационное псьмо V Съезда Российского психологического общества (14-февраля 2012 года, Москва)