СЪЕЗДЫ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СЪЕЗДЫ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
одна из форм общественно-педагогического движения в России. Состоялось три Всерос. съезда: 1-й (декабрь 1889 - январь 1890), 2-й (декабрь 1895 - январь 1896), 3-й (декабрь 1903 - январь 1904; был закрыт за политические высказывания участников). Проводились по инициативе Постоянной комиссии по техническому образованию при Русском техническом обществе и, прежде всего, А.Г. Неболсина. Руководители секций и участники: Д.С. Зернов, Ф.Ф. Эрисман, Д.И. Менделеев, П.Ф. Лесгафт, Н.Е. Жуковский, И.А. Стебут, А.И. Чупров, И.И. Янжул, Неболсин, М.К. Горбунова-Каблукова, С.А. Владимирский, Д.К. Советкин, В.П. Вахтеров, К.К. Сент- Илер, С.И. Мамонтов, Ю.С. Нечаев- Мальцев, Н.А. Рубакин и др. Съезды сыграли значительную роль в разработке отечественной концепции профессионального образования и трудового воспитания, а также консолидации деятелей русской технической школы. На съездах рассматривались проблемы профессионального (в т.ч. технического, сельскохозяйственного, коммерческого, женского) образования, физического воспитания, ремесленного ученичества и др. Были внесены проекты введения всеобщего начального обучения в России, развития форм внешкольного образования. Вопросы профессионального образования рассматривались также на съезде преподавателей, начальников и правительственных наблюдателей технических железнодорожных училищ (1878), на секции промышленного образования торгово-промышленного съезда в Н. Новгороде (1898), на съезде начальников промышленных училищ (1898), Егорьевском съезде директоров и преподавателей технических училищ Московского учебного округа (1911), совещании деятелей по профессиональному образованию при отделе промышленных училищ МНП (1916) и др. В советский период состоялись 1-й Всерос. съезд по образованию рабочих- подростков (1922), обсудивший проблемы перестройки системы ученичества и создания школы фабрично-заводского ученичества, и Всесоюзный съезд по рабочему образованию (1924), на котором был рассмотрен вопрос о месте профессиональных учебных заведений (школ ФЗУ, профшкол и др.) в системе народного образования РСФСР. Проблемы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов рассматривались на 1-м Всесоюзном совещании по вопросам профессионально-технического образования (1929) при ВСНХ СССР и на всесоюзных совещаниях работников - трудовых резервов (1947), училищ механизации сельского хозяйства (1962), системы профессионально- технического образования (1969, 1972, 1979) и др.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

СЪЕЗДЫ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
одна из активных форм общественно-педагогического движения в России. Получили распространение в связи с промышленным развитием страны и деятельностью Русского технического общества в конце XIX – начале XX в. Сыграли большую роль в разработке отечественной концепции профессионального образования и трудового воспитания, консолидации деятелей русской технической школы, ученых, педагогов-практиков в развитии теории и методики профессионального и трудового обучения. Инициатива их созыва принадлежала Постоянной комиссии по техническому образованию РТО и, прежде всего, А.Г. Неболсину. Они проводились под покровительством императорской фамилии, при поддержке правительства, промышленных кругов и общественных организаций. Былопроведено три крупных всероссийских съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию – I съезд (декабрь 1889 – январь 1890), II (декабрь 1895 – январь 1896), III (декабрь 1903 – январь 1904). Они привлекли большое число участ-ников – государственных и общественных деятелей, ученых, работников учебных заведений. На них работали секции: высших учебных заведений, реальных училищ, средних и низ- ших технических училищ, сельскохозяйственного образования, коммерческого образования, женского профессионального образования, профессиональных училищ МПС, мореходных школ, школьной гигиены и физических упражнений, графических искусств, общих вопросов технического и профессионального образования, ручного труда в общеобразовательной школе, ремесленного ученичества в мастерских и др. В числе руководителей секций и участников были профессора Д.С. Зернов, Ф.Ф. Эрисман, Д.И. Менделеев, П.Ф. Лесгафт, Н.Е. Жуковский, И.А. Стебут, А.И. Чупров, И.И. Янжул, деятели профессиональной и технической школы А.Г. Неболсин, М.К. Горбунова- Каблукова, С.А. Владимирский, Д.К. Советкин, педагоги В.П. Вахтеров, К.К. Сент- Илер, предприниматели С.И. Мамонтов, Ю.С. Нечаев-Мальцев, библиолог Н.А. Рубакин, многие другие.
На I съезде присутствовало 1076 человек и заслушан 161 доклад. В выступлениях и резолюциях отстаивалась мысль о приоритетной роли профессионально-технических учебных заведений в развитии промышленности России, в подготовке квалифицированных рабочих и других специалистов, о необходимости перестройки ремесленного ученичества и повышении грамотности народа. Поставлены многие вопросы организации и содержания профессионально-технического образования, месте и роли общеобразовательной и специальной подготовки учащихся профессионально-технических учебных заведений, о расширении профильных училищ и школ, о законодательном закреплении прав и обязанностей выпускников специальных учебных заведений. Съезд высказался за введение в начальной и средней школе ручного труда как общеобразовательного предмета, за совершенствование содержания и методов профес-сиональной подготовки.
Участники отмечали невнимание правительства к продуманному развитию профессионально-технических учебных заведений.
Еще более широко была представлена проблематика технического и профессионального образования на II съезде, на заседаниях которого присутствовало 1750 человек и было прочитано около 300 докладов. Только широкое развитие технического и профессионального образования обеспечит экономическое процветание России, но без подъема культуры и широкого распространения общего начального образования и массовой грамотности трудно рассчитывать на прогресс – таковым был лейтмотив съезда. Обсуждались многочисленные вопросы внутреннего реформирования высшего, низшего и среднего профессионального, коммерческого, художественно-промышленного, женского и реального образования, соотношения теоретической и практической подготовки, форм и методов специального обучения и др. В центре внимания оказалась IХ секция, обсуждавшая внесенный В.П. Вахтеровым проект введения всеобщего начального обучения в России, развитие различных форм внешкольного образования, уровня грамотности рабочих и его влияния на эффективность труда и др. Участники высказались за необходимость унификации учебных планов однотипных профессионально- технических учебных заведений, разработки программ по общеобразовательным, специальным предметам и практическим занятиям.
Самым представительным был III съезд – в работе секций и общих заседаний участвовало 2727 человек, заслушаны и обсуждены 442 доклада. Он вновь отметил, что рост промышленности и повышение производительности труда впрямую зависят от развития общего образования, внешкольных форм просвещения и самообразования, повышения роли самих трудящихся в управлении образованием теоретического уровня подготовки рабочих. Внимание было привлечено к вопросам о создании на фабриках условий, при которых рабочие могли бы реально повышать свои общеобразовательные и профессиональные знания, а их дети имели возможность получать образование в любом типе специальной школы (8-часовой рабочий день, условия труда и быта, школы для детей рабочих, страхование, введение школьного налога на предпринимателей и т.п.). Вторжение политики в работу съезда привело к тому, что 5 января 1904 г. распоряжением петербургского градоначальника съезд был закрыт за день до срока окончания заседаний без объяснения причин.
Были две попытки созвать IV съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию (1913, 1918), однако они не были поддержаны властями.Вопросы профессионального и технического образования в конце ХIХ – начале ХХ в. обсуждались на съездах и совещаниях по проблемам развития промышленности, ремесел, сельского хозяйства, кооперации и торговли. Первым можно считать съезд преподавателей, начальников и правительственных наблюдате-лей технических железнодорожных училищ (1878), проведенный Министерством путей сообщения. Наиболее значительной была секция промышленного образования на Торгово-промышленном съезде в Нижнем Новгороде (1898), в которой выступили И.А. Анопов, С.А. Владимирский и др.
Министерство народного просвещения (МНП) провело съезды и совещания руководителей профессионально-технических учебных заведений, в которых принимали участие чиновники министерств и ведомств, а также представители промышленных и финансовых учреждений: съезд начальников промышленных училищ (1898), Егорьевский съезд директоров и преподавателей технических училищ Московского учебного округа (1911), совещание деятелей по профессиональному образованию при отделе промышленных училищ МНП (1916) и др. Все они носили ограниченный характер официальных собраний, имевших целью собрать информацию о состоянии и работе технических школ и училищ и решать отдельные частные вопросы. Наиболее значительным был Егорьевский съезд. На нам было высказано мнение о слиянии низших и средних технических училищ. Съезд ходатайствовал перед правительством о снятии некоторых ограничений и излишней регламентации учебной работы и о предоставлении техническим школам и училищам большей самостоятельности в разработке учебных планов, программ и методов преподавания. По мнению съезда периодический пересмотр программ и методов преподавания в соответствии с развивающимися требованиями техники, признавался необходимым и входил в обязанности педагогических советов.
Вопросы профессионально-технического образования довольно часто обсуждались на торгово-промышленных съездах, съездах горнопромышленников, которые также носили частный характер и не имели сколько-нибудь заметного влияния на судьбы русской технической школы.
Большую роль в становлении и развитии профессионального образования сыграл принятый правительством «Проект общего нормального плана промышленного образования в России».
В советский период практика проведения съездов по проблемам подготовки квалифицированных рабочих и специалистов была продолжена. Однако инициатива их проведения перешла в руки государственных и партийных органов. В 20-е – начале 30-х гг. прошли съезды и совещания, способствовавшие перестройке системы профессионального образования. В 1922 году состоялся I Всероссийский съезд по образованию рабочих подростков, обсудивший главным образом проблемы реорганизации системы индивидуально-бригадного ученичества и создания школы фабзавуча. В 1924 г. на Всесоюзном съезде по рабочему образованию был рассмотрен вопрос о месте профессиональных учебных заведений (школ ФЗУ, профшкол и др.) в системе народного образования РСФСР и методах профессиональной подготовки. На I Всесоюзном совещании по вопросам профессионально-технического образования, созванном ВСНХ СССР, были заслушаны доклады В.В. Куйбышева и А.В. Луначарского о путях совершенствования подготовки квалифицированных рабочих в условиях индустриализации страны, подведены итоги дискуссии о том, где и как готовить рабочие кадры. Утвердились идеи сочетания школьных и краткосрочных курсовых форм подготовки квалифицированных рабочих. Было высказано мнение о необходимости передачи управления профессиональным образованием в ведение промышленности.
В послевоенный период было проведено Всесоюзное совещание работников трудовых резервов (1947), которое обсудило итоги деятельности системы и улучшения качества обучения будущих рабочих. В дальнейшем периодичность созыва съездов и совещаний по вопросам подготовки квалифицированных рабочих увеличилась. Они приобрели характер парадных мероприятий директивного характера, связанных с принятием партийно- государственных документов о развитии системы профессионально-технического образования и решениями съездов КПСС. В 1962 г. прошло Всесоюзное совещание работников училищ механизации сельского хозяйства. В 1969, 1972, 1979 гг. прошли Всесоюзные совещания работников сис-темы профессионально-технического образования, на которых обсуждались вопросы совершенствования подготовки квалифицированных рабочих в свете принятых партийно-государственных документов о развитии системы профессионально-технического образования в стране. Вопросы деятельностипрофессионально-технических учебных заведений обсуждались также на Всесоюзных съездах учителей, региональных семинарах-совещаниях, «Педагогических чтениях» (первые «Педагогические чтения» проведены в мае 1947 г.).
Лит.: Съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в России. 1889–1990. – СПб., 1891; Съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию. 1. Общая часть. 2. Резолюции съезда. – СПб., 1898; Съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию. Секции 1–
10. – СПб., 1903–1904; Резолюции III съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в России. – СПб., 1906; Труды Егорьевского съезда директоров, преподавателей-специалистов и руководителей работ технических училищ Московского учебного округа. – М., 1911; Очерки истории профессионально- технического образования в СССР. – М., 1981.
Е.Г. Осовский

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.