СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ

Найдено 1 определение
СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ
Республика Северная Осетия - Алания, входит в Рос. Федерацию. Пл. 8 тыс. км2. Нас. 634 тыс. чел. (1989); 53% - осетины, среди др. народов наиб. многочисленны русские, армяне, грузины, украинцы, кумыки. Столица - Владикавказ.
В 1989 на 1000 чел. населения в возрасте 15 лет.н. старше приходился 831 чел. с высшим и средним (полным и неполным). образованием (в 1979 - 715 чел.). В отраслях экономики было занято св. 136 тыс. специалистов, в т. ч. ок. 60 тыс. с высшим (полным и неполным). и ок. 76 тыс. чел. со средним спец. образованием.
Предки осетин - аланы в 10 в. приняли христианство. В 10—12 вв. они создали свое гос-во. В этот период зародилась осет. письменность на основе греч. графики. После вторжения монголо-татар на Сев. Кавказ (13 в.). и нашествия Тимура (кон. 14 в.). осет. культурная традиция была прервана. Ее возрождение началось в 18 в. Первые рукописные осет. книги появились в 1748—53 как переводы груз, христ. лит-ры. Первая школа открыта в 1764 в рус. крепости Моздок.
С присоединением Осетии к России (1774). усилилось рус. влияние на культуру осетин. В кон. 18 - нач. 19 вв. действовала Духовная комиссия Осетии, целью к-рой стало распространение православия на Кавказе; открывались миссионерские школы, в к-рых обучение грамоте и основам христ. веры велось на рус. и осет. языках. При участии Гайоза Ректора и священника Павла Генцау-рова была предпринята попытка создать осет. письменность на церк.-слав. основе; в 1798 в Москве отпечатана кн. «Начальное учение..» с параллельными текстами на рус. и осет. языках. Придворный богослов картлийского царя Ираклия II Иван Ялгузидзе (Габараев). составил осет. алфавит на груз, графин, основе. В 1821 в Тбилиси издан его букварь. Лит. произведения Ивана Ялгузидзе также имели важное значение.
В 1-й пол. 19 в. помимо миссионерских создавались школы воен. воспитанников (в них учились гл. обр. мальчики из семей горцев), а также нач. уч-ща МНП. Значит. роль в просвещении играли выпускники Владикавказского осет. уч-ща (осн. в 1837), прошедшие курс православных семинарий в России. При их участии открывались приходские школы в аулах (в 1836 работало 13, в 1867 - 30). Подготовку учителей вела Ставропольская гимназия, в к-рой для осетин специально выделялись места. В 1859 во Владикавказе открыто окружное горское уч-ще, игравшее роль образцовой школы для др. горских школ Осетии, в 1862 - первая осет. жен. школа (осн. А. Колиевым; с 1866 известна как Ольгинская школа). С 1887 учителей готовило Ардонское духовное уч-ще.
Возможности обучения расширились с внедрением разработанной А. М. Шегре-ном осет. письменности на рус. графич. основе. Появились ориг. уч. книги: «Осетинские тексты» В. Цораева (изд. в 1868 в Петербурге), «Осетинская азбука» А. Канукова (1890; первый официально признанный учебник осет. языка). и др. Особое значение имела лит. и просветит, деятельность К. Хетагурова. А. А. Гас-сиев пропагандировал среди учителей идеи К. Д. Ушинского.
В 1913/14 уч. г. действовало св. 160 общеобразоват. уч. заведений (ок. 17 тыс. чел.). Во Владикавказе работали 3 гимназии (в т. ч. 2 женские), 2 реальных уч-ща, учительский ин-т, учительская семинария Терского казачьего войска. Грамотность населения составляла ок. 12%, в т. ч. среди осетин св. 5% (самый высокий показатель среди коренных народов Сев. Кавказа).
В 1918 началась перестройка нар. образования. Открыты 2 нар. гимназии и учительская семинария во Владикавказе. В 1920 в ведении Осет. ОНО находились 150 нач., 28 высших нач., 5 ср. уч. заведений. Организованы курсы по осетинове-дению (первые сов. пед. уч. заведения). и неск. школ-коммун; развернул работу открытый еще в 1918 Политехн. ин-т. На базе ряда пед. уч. заведений осн. Горский ИНО (1920; в 1923 преобразован в Сев.-Осет. пед. ин-т). В 1922 для школ был издан первый сов. букварь на двух диалектах осет. языка, а также сб. «Осетинская лит-ра» Хетагурова. Началась работа по ликвидации неграмотности. К 1921 действовало св. 130 пунктов ликбеза (св. 2 тыс. чел.); в сер. 20-х гг. обучением было охвачено св. 4,7 тыс. неграмотных. С сер. 20-х гг. наметился рост числа общеобразоват. уч. заведений. В 1926 работало 107 школ (14 тыс. учащихся).
В 1930 началось введение обязат. нач. обучения. К 1932 работало 148 школ (ок. 40 тыс. учащихся). В 30-х гг. сформировалась сеть дошк. учреждений. В 1932/33 уч. г. в городах и рабочих поселках было начато введение обязат. 7-летнего обучения. В 1934—35 проведено упорядочение норм единого осет. языка. В 1923—37 осет. письменность была переведена на лат. графич. основу, с 1938 вновь - на рус. графику. В 1939 имелось 188 школ, в т. ч. 53 неполные средние (14,2 тыс. учащихся). и 64 средние (47 тыс. учащихся). В школах преподавало св. 2,6 тыс. учителей. Грамотность населения составила 78%.
Во 2-й пол. 30-х гг. с усилением центра-листских тенденций в нар. образовании РСФСР. обучение на ср. и ст. ступенях общеобразоват. школы стало вестись гл. обр. на рус. языке. В 1940 начали работу 2 ремесленных и 1 ж.-д. уч-ща системы Гос. трудовых резервов. Действовали 15 ср. спец. уч. заведений, а также с.-х. (реорганизован из политехнического), горно-металлургич. (1931), мед. (1939). и пед. ин-ты.
После Вел. Отеч. войны сеть образо-ват. учреждений восстановлена уже в кон. 40-х гг. В этот период был развернут перевод обучения на посленачальном уровне на родной язык. Однако эта т. н. коренизация осуществлялась в урезанном виде: обучение велось по типовым учебникам для школ РСФСР, переведенным на осет. язык, но не учитывавшим обра-зоват. запросы осетин в области истории и культуры родного края. В результате этнокультурный компонент фактически исключался из сферы образования в неполной и полной ср. школе. В этих условиях в нач. 60-х гг. введен 8-летний всеобуч, а в 70—80-х гг. осуществлялся курс на всеобщее ср. образование. Осет. яз. изучался только в сел. малокомплектных школах, к-рые постепенно закрывались.
В сер. 80-х гг. науч.-пед. учреждения при участии мн. обществ, орг-ций развернули работу по возрождению преподавания осет. и др. языков народов республики. С 1988 осетинский восстановлен в нач. школе как язык обучения. Осетины изучают родной яз. и лит-ру как предмет в течение всего курса ср. образования. В региональный компонент уч. плана для школ республики вводится изучение истории и географии Сев. Осетии, в предметы эстетич. цикла - материал по осет. культуре.
Дошкольные учреждения. В 1996 имелось 265 дошк. учреждений (св. 28 тыс. воспитанников). Обеспеченность детей соответствующего возраста дошк. учреждениями св. 43%. В кон. 80-х гг. родной язык используется как язык общения и воспитания в соответствии с желанием родителей. На осет. яз. работает св. 90 учреждений.
Общеобразовательная школа. В 1996 работало св. 200 дневных общеобразоват. школ, в т. ч. 5 нач., 23 неполные средние, 181 средняя, в к-рых обучалось св. 102 тыс. учащихся. В 5 вечерних школах учится ок. 2 тыс. чел. В школах республики занято св. 10 тыс. учителей, в т. ч. 70% с высш. образованием. Среди педагогов 57 засл. учителей школы России, св. 150 засл. учителей школы Сев. Осетии.
Подготовку пед. кадров для школы осуществляет Сев.-Осет. ун-т им. К. Л. Хетагурова (осн. в 1969 на базе пед. ин-та). Работает ин-т повышения квалификации работников образования (осн. в 1935 как ИУУ). Среди внешкольных учреждений 12 домов дет. творчества, 23 ДЮСШ и др., в к-рых занимаются ок. 20 тыс. чел. Профессионально - техническое образование обеспечивают 17 ПТУ (св. 7 тыс. учащихся). Среднее специальное образование дают 14 уч. заведений, в т. ч. 2 пед. уч-ща, уч-ще иск-в, художественное. Всего в ср. спец. уч. заведениях насчитывается св. 11 тыс. учащихся. В республике 4 высших уч. заведения (св. 19 тыс. студентов).
Лит.: Ч ерд ж и с в X. С., Очерки по истории нар. образования в Сев. Осетии, Орджоникидзе, 1958; То то ев М. С., Нар. образование и пед. мысль в дорев. Сев. Осетии, Орджоникидзе, 1962; Галазов А, X., На пути к всеобщему среднему, Орджоникидзе, 1977; Антология пед. мысли Сев. Осетии. Сост. Э. К. Каргиев, Владикавказ, 1993.
В. М. Догоев, О. И. Фидаров.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
281.15 кб

Лекарственные растения Северной Осетии

Муравьева Д. А., Кусоева Р. Д., Акопов А. А.
Читать PDF
157.57 кб

Вич-инфекция в республике Северная Осетия–Алания

Т.М. Бутаев, Л.Я. Плахтий, Н.И. Отараева, З.З. Каболова, Ф.Т. Бекузарова
Читать PDF
207.33 кб

К истории изучения эндемического зоба в Северной Осетии

Габисова И. Т., Аликова З. Р.
Читать PDF
10.21 мб

Женщины в общественно-политической жизни Северной Осетии

Дзагурова Наталья Хаджумаровна
Статья рассматривает интеграцию женщин России в политику, формирующееся независимое женское движение, которое закладывает начало формированию политической активности.
Читать PDF
556.61 кб

Мусульмане Северной Осетии: патриотический Российский вектор

Амелина Яна Александровна
Читать PDF
489.47 кб

Особенности штаммов Helicobacter pylori у детей Северной Осетии

Базрова Ф. В., Бораева Т. Т., Дзебисова Ф. С., Матвеева У. В., Хетагурова Ю. Ю.
Читать PDF
264.67 кб

Качество медицинской помощи в республике Северная Осетия—Алания

Дзуцев Х. В., Хугаева А. А.
Представлены результаты социологического исследования на тему «Качество медицинской помощи в Республике Север ная Осетия—Алания Северо-Кавказского федерального округа РФ», проведенного в июне 2011 г.
Читать PDF
111.94 кб

Неслучайный выбор (почему террористы напали на Северную Осетию)

Ратиани Наталья
"Известия", М., 3 сентября 2004 г.
Читать PDF
96.93 кб

Молодежь Северной Осетии: уровень жизни и ценностные ориентации

Козенова Диана Владимировна, Романова Наталья Григорьевна
В статье рассматриваются вопросы уровня жизни молодежи и ее ценностные направленности в Республике Северная Осетия-Алания; приведены некоторые статистические данные структуры численности безработных по возрастным группам, миграции
Читать PDF
157.27 кб

Заболеваемость энтеробиозом в республике Северная Осетия — Алания

Т.М. Бутаев, Н.И. Отараева, Е.Т. Караева, А.П. Кокоева
Читать PDF
119.97 кб

О современном состоянии подростковой преступности в Северной Осетии

Габеева Ф. Б.
Читать PDF
392.50 кб

Медико-демографические тенденции в республике Северная Осетия—Алания

З.А. Бадоева, Т.Т. Аликова, Ж.А. Шавлохова, Ф.Т. Купеева, И.Т. Габисова, З.И. Яхъяева
Демографическая ситуация в Республике Северная Осетия—Алания характеризуется нарастанием числа лиц пожилого и старческого возраста.
Читать PDF
101.30 кб

Развитие ревматологической службы в республике Северная Осетия-Алания

Хетагурова Зара Владимировна, Тотров И. Н.
Читать PDF
223.52 кб

Заболеваемость раком молочной железы в Северной Осетии в 1991-2004 гг

Дзодзикова М. Э., Салбиев К. Д., Туриев А. В., Валиева М. Ш., Томаев И. П., Габараева В. М., Березов Т. Т., Шахламов В. А.
The morbidity by breast cancer (BC) in the North Ossetia-Alania from 1991 year is increasing 28,3 in 1991 and 63,3 to 2004 year on 100 000 of women population.
Читать PDF
10.66 мб

Проблемы девиантного поведения женщин (на материалах Северной Осетии)

Дзагурова Наталья Хаджумаровна
В статье дается характеристика некоторых видов и причин девиантного поведения женщин в Республике Северная Осетия-Алания.