Сензитивный период
Сензитивный период (сензитивность)
отлат. sensus - чувство, ощущение) - характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т.п.
Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии
Сензитивный период
этап развития человека, наиболее подходящий для формирования определенных психических качеств его личности (М. Монтессори). Например, чем моложе учащиеся и менее развиты у них те или иные способы умственных действий, тем подробнее должны быть рекомендации им относительно решения соответствующей учебной задачи. С опытом выполнения задач определенного типа эти рекомендации могут „сворачиваться”, поскольку связанные с ними умственные действия постепенно интериоризуются. А.С.
Источник: Методика преподавания литературы.
ПЕРИОД СЕНЗИТИВНЫЙ
присущий определенному возрасту человека оптимальный период развития определенных психологических и физиологических свойств и качеств личности. Преждевременное или запаздывающее к периоду возрастной сензитивности обучение может быть недостаточно эффективным. Так, мозг ребенка до трех лет и мозг взрослого человека различаются принципиальнейшим образом. Дело в том, что в мозге младенца нейроны не покрыты миэлиновыми оболочками, которые играют роль как бы электрических изоляторов, и, по сути, в этом мозге сплошное «короткое замыкание». Далее, известно, что в возрасте около 5 лет дети особенно чувствительны к развитию фонетического слуха, а по прошествии этого периода чувствительность падает. В возрасте 5-6 лет дети наиболее успешно овладевают иностранными языками. В возрасте 10-12 лет наиболее эффективно происходит сенсомоторное развитие – формирование точности зрительного и кинестетического анализа, развитие точности движений и т. д. Кроме того, существенное влияние на образовательную деятельность оказывают возрастные кризисы, определяемые границами стабильных возрастов: кризис новорожденного (до 1 месяца), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11-12 лет), юношеский кризис и т. д. вплоть до возрастных кризисов у взрослых. Например, кризис 40 лет – после 40 лет способность восприятия любого нового учебного материала у человека резко снижается. Литература: [53].