СЕН-СИМОН КЛОД АНРИ ДЕ РУВРУА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СЕН-СИМОН КЛОД АНРИ ДЕ РУВРУА

1760-1826) — французский мыслитель, социолог, социалист. Создал ряд философских и социологических произведений, оказавших большое влияние на духовную жизнь 19 в. Воспитание, по С., является прерогативой художников и ученых и призвано посвящать индивидов в принципы, которыми управляет общество; помогать постижению "социального назначения" личности. Образование неотделимо от воспитания и подчинено тем же целям. Свои соображения о реформе школ С.-С. представил "Обществу начального образования" (1816). Наброски оригинальных педагогических замыслов, разрозненные идеи С.-С. впоследствии обобщили С.А. Базар, Б.П. Анфантен и другие его ученики, развившие в духе социализма представления С.-С. об идеальном строе и совершенной системе воспитания.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

СЕН-СИМОН КЛОД АНРИ ДЕ РУВРУА

(17.10.1760, Париж, - 19.5.1826, там же), франц. мыслитель, социолог, социалист. Потомок древнего аристократич. рода, воспитанник ДАламбера. Будучи офицером франц. армии, участвовал в войне за независимость США. Отсутствие систематич. образования не помешало С.-С. создать ряд фил ос. и социология, произведений, оказавших большое влияние на духовную жизнь 19 в.
Согласно С.-С., история - закономерный процесс, в к-ром эпохи плавного, «органич.» развития чередуются с «кри-тич.» эпохами полит. и социальных потрясений. Конечная цель прогресса - создание (без рев. насилия, путем реформ). социальной системы, позволяющей наиб. полно удовлетворять потребности всех людей, максимально используя выгоды, даваемые науками, техникой, иск-вами. Власть должна перейти к высш. органу, состоящему из талантливых ученых, предпринимателей, художников, к-рые будут руководить пром. и культурным развитием страны сообразно продуманному плану. Каждый человек займет место, отвечающее его способностям и призванию.
Достижение гармонии интересов и единения людей немыслимо без целенаправленного воспитания. Оно призвано посвящать индивидов в принципы, к-рыми управляет общество; помогать постижению «социального назначения» личности, т.е. пробуждать чувства, объединяющие все воли в одну, внушать потребность в служении общему благу. Идеалы, связывающие все классы воедино, должны стать не просто убеждениями, но почти инстинктами. Предпочтение, отдаваемое С.-С. чувственному восприятию «социальных норм» (более действенному, нежели рассудочное постижение), предполагало воздействие на человека преим. средствами иск-в и «нового христианства» - религ.-этич. доктрины сен-симонизма. По С.-С., воспитание - прерогатива «художников» и ученых, к-рые призваны обеспечить непрерывность и слаженность этого процесса.
Образование неотделимо от воспитания и подчинено тем же целям. Совпадение или сходство нравств. норм и знаний, усвоенных всеми индивидами, обеспечивает прочность социальных уз. Единообразие содержания и методов обучения (наиб. эффективна, по С.-С., система взаимного обучения), унификация учебников содействуют воцарению духовной общности, но не препятствует наивысш. расцвету способностей и дарований человека. Общество кровно заинтересовано во всемерном поощрении талантов, ибо они предопределяют его судьбу. Происхождение и достаток родителей не должны становиться помехой или давать привилегии.
Особое значение С.-С. придавал образованию нар. низов, именовавшихся им «пролетариями». Процветание страны зависело, по его мнению, не только от их материального благополучия, но и от их просвещенности, правильного понимания своего обществ, предназначения. Свои соображения о реформе школ С.-С. представил «Обществу начального образования» (1816). Обучение детей обоего пола должно давать знания принципов организации общества и законов природы. «Положит, науки» (химия, физика, естествознание, математика). наряду с «общеполезными сведениями, относящимися к пром-сти», и начатками изобразит, иск-в и музыки составляют основу шк. программы. Надзор за системой образования желательно доверить крупнейшим физикам и математикам.
По мысли С.-С., педагогам следует учитывать законы формирования личности, в т. ч. «критич. периоды». В 7-летнем возрасте у ребенка наступает «кризис прорезывания зубов» и стремительное развитие памяти и чувств. К 14 годам в нем воспламеняются страсти, «влекущие к освобождению от родительской зависимости, образованию связей по собственному выбору». Физич. и нравств. развитие человека завершается в 21 год, когда он приобретает ясно выраженный индивидуальный характер.
Наброски оригинальных пед. замыслов, разрозненные идеи С.-С. впоследствии обобщили С. А. Базар, Б. П. Анфантен и др. его ученики, развившие в духе социализма представления С.-С. об идеальном строе и совершенной системе воспитания.
Соч.: Избр. соч., т. 1—2, М.-Л., 1948; Изложение учения Сен-Симона, М., 1961. Лит.: Фрумов С. А., Соц.-пед. идеи сен-симонизма, СП, 1960, № 10; Кучеренко Г. С., Сен-симонизм в общественной мысли XIX в., М., 1975. К. М. Андерсон.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия