СеместрСЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

Семинар

Найдено 10 определений термина Семинар

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

СЕМИНАР

форма занятия, которая обеспечивает создание учащимися личных образовательных продуктов в ходе коллективно-групповой коммуникации.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

СЕМИНАР

форма организации урока, в которой укрупненная или ограниченная дидактическая единица передается в интерактивном информационном режиме для достижения локальных целей воспитания и глобальных целей развития (В. В. Гузеев).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

СЕМИНАР

форма учебного процесса, построенная на самостоятельном изучении учащимися по заданию руководителя отдельных вопросов, проблем, тем с последующим оформлением материала в виде доклада, реферата и его совместного обсуждения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Педагогический словарь

Семинар

форма учебного процесса, построенная на самостоятельном изучении обучающимися по заданию руководителя отдельных вопросов, проблем, тем с последующим оформлением материала в виде доклада, реферата и его совместного обсуждения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Исследовательская деятельность

СЕМИНАР

один из видов практических учебных занятий в старших классах общеобразовательной школы, а также в средних и высших профессиональных учебных заведениях. С. способствует углубленному изучению темы. Специфика С. - коллективное обсуждение сообщений, докладов, рефератов, выполненных учащимися самостоятельно, но, как правило, под руководством преподавателя.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

СЕМИНАР

от лат. seminarium—рассадник) — 1) учебное мероприятие, проводимое с целью изучения, обмена и распространения научных достижений и передового опыта или повышения уровня знаний и профессиональной квалификации специалистов (см. Конференция); 2) форма организации обучения, предназначенная для подготовки учащихся к самообразованию и творческому труду, предусматривающая самостоятельную предварительную работу и обсуждение учащимися вопросов, призванных обеспечить углубление, расширение и систематизацию знаний, выработку познавательных умений и формирование опыта творческой деятельности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

Семинар

вид занятий, который проводится по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы, чтобы углубленным образом изучить учебную дисциплину; привить обучающимся навыки самостоятельного поиска и анализа учебной информации; сформировать и развить у них научное мышление, умение активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументированно излагать и отстаивать свое мнение. Это один из основных видов учебно-практических занятий в военных вузах, заключающийся в обсуждении обучающимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований под руководством преподавателей. Семинар – важное звено в общей системе теоретического обучения; проводится по основным и наиболее сложным темам программы.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Военная педагогика

СЕМИНАРИИ

тип среднего специального учебного заведения. Наибольшее распространение получили для профессиональной подготовки духовенства (духовные), а также для подготовки преподавателей начальной школы (учительские). Духовные С. стали открываться в странах Западной Европы со 2-й половины 16 в. В России С. ведут историю от архиерейских школ, которые указом 1737 преобразовывались в учебные заведения с повышенным курсом обучения. Образцом была созданная Феофаном Прокоповичем школа в Александро-Невской лавре, с 1726 получившая название Славяно-греко-латинской семинарии. По реформе духовного образования 1808-14 С. стали частью 4-ступенчатой системы духовных учебных заведений (приходские училища, уездные училища, семинарии, академии) и разделялись по округам во главе с Московской, Петербургской, Киевской и Казанской академиями. Первые учительские С. были открыты во Франции (Реймс, 1684) и Германии (Галле, 1695). В России первая учительская С. была образована при Московском университете в 1779, она готовила небольшое число преподавателей для Московской и Казанской гимназий и некоторых пансионов. В 60-х гг. 19 в. учительские С. и школы стали самым распространенным типом педагогического учебного заведения. План их устройства был разработан К.Д. Ушинским ("Проект учительской семинарии", 1861). В 1863 в Москве была открыта С. военного ведомства, готовившая преподавателей для прогимназий. Государственные учительские С. получили регулярное развитие по распоряжению министра народного просвещения с 1872, когда вместо учительских курсов в 5 учебных округах (Московском, Казанском, Петербургском, Харьковском и Одесском) создавались С. с 3-летним курсом обучения. По инструкции МНП 1875 С. представляли собой открытые учебные заведения, принимавшие юношей или девушек из всех сословий, православного вероисповедания, выдержавших приемные испытания в объеме программ 2-классных начальных училищ. Для окончивших начальную школу при С. создавались приготовительные классы. С. находились в ведении попечителей округов, управление осуществлялось директором и советом, в который входили все наставники С. и учителя начальных училищ, состоявших при С. для практики воспитанников. В С. преподавались Закон Божий, основы педагогики, русский и церковно-славянский языки, арифметика, основы геометрии, землеведение, черчение, русская история и сведения по всеобщей истории, география, естествознание, чистописание, пение, ремесла и гимнастика. В С. работали мн. видные педагоги, в т.ч. А.П. Пинкевич, П.О. Афанасьев и др. В 80-90-х гг. 19 в. функционировало св. 60 С., в 1917 - 174 С., в т.ч. 45 мужских и 29 женских. В 70-80-х гг. 19 в. создавались учительские С. для лиц иных христианских исповеданий и для мусульман. Были созданы Закавказская учительская С. (1876) с обучением на русском языке, учительская С. в Дерпте (1878), татарские, чувашские, казахская и др. После 1917 учительские С. были преобразованы в педагогические курсы, затем в педагогические техникумы (см.Педагогическое образование). См. также Педагогическое образование

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

СЕМИНАР

один из осн. видов практич. уч занятий Специфика С - в коллективном обсуждении учащимися (слушателями). сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими самостоятельно под руководством преподавателя Предназначается для углубленного изучения темы или раздела курса В процессе семинарских занятий слушатели овладевают методологией изучаемой отрасли науки, приобретают навыки самостоят.работы и ее оформления (устного или письменного изложения, аргументированной защиты собств. выводов и т и). Одним из осн. условий проведения С является наличие доступных каждому слушателю источников книжной и др. лит-ры, справочных материалов и т.н. Руководитель С проводит со слушателями беседы, в к-рых разъясняет цель, тематику и содержание предстоящего С, дает необходимые указания по подготовке сообщений, докладов и т и, носящие гл. обр. методологич. характер.

В российской школе С начинаются обычно на завершающей ступени базового шк. образования Самостоят.поиск учащегося во время предварит подготовки С осуществляется при значит. корректирующей помощи учителя Кроме того, ход дискуссии на С также должен планироваться учителем в интересах развития навыков семинарской работы учащихся Для первых семинаров важно учитывать ряд особенностей не все вопросы, выносимые на обсуждение, должны готовиться всем классом, он может быть разбит на группы, каждая из к-рых готовит свой вопрос, объем рекомендуемой лит-ры сводится до минимума и к ней даются четкие поисковые ориентиры (вплоть до указания конкретных страниц источника, на к-рых следует искать материал для ответа на вопрос), самостоят.проработка учащимся источников пока невелика, в то время как значит. роль принадлежит инструктажу учителя и т. п.

Эффективность С значит. ельно возрастает, если учитель заранее продумает желательный ход дискуссии, в т.ч. «неожиданные» вопросы и т и, к-рые заставят школьников самостоятельно искать пути решения возникшей проблемы, помогут отказаться от привычных штампов и стереотипов мышления и создать условия для выявления личной позиции ученика С позволяет моделировать любую ситуацию и использовать ее в уч. и воспитат. целях Учащиеся 8-х кл должны приобрести след навыки работы с первоисточниками по вопросам, заранее заданным учителем и в форме, им определенной (конспект, тезисы, план устного выступления и т и), реферирования, составления краткого доклада, сообщения, самостоят.проработки дополнит лит-ры по теме, составления таблиц, схем, графиков и т и, участия в коллективном обсуждении.

На старшей ступени ср. школы расширяется число уч предметов, по к-рым практикуется организация С Постепенно уменьшается инструктивная роль учителя и углубляются возможности самостоят.поиска и творчества учащихся С расширением числа уч предметов становится актуальной координация усилий учителей-предметников в выработке общих позиций и подходов к организации С Заинтересованные учителя с этой целью собираются на оперативные совещания в рамках метод объединений и т.п.

В старших классах возможно использование не только С повторительно-обоб-щающего типа, но и С -поиска, воспитат. цель к-рых состоит в содействии формированию творчески мыслящей личности Эта тенденция становится преобладающей на С в выпускных классах Учащиеся способны освоить работу с разнообразными первоисточниками, научиться анализировать разл точки зрения по проблеме в ходе реферирования и подготовки к С, уметь самостоятельно обобщать, делать выводы, давать аргументированные оценки, рецензировать лит-ру по теме, выступления одноклассников, при этом особенно важно овладение навыками ведения дискуссии, защиты своей точки зрения при уважительном отношении к мнению оппонента

В выпускных классах на С учащиеся могут приобретать навыки исследоват работы по ряду уч предметов, при этом важное значение имеет сознательное использование общенауч. категорий (в объеме шк. курса), умение делать обобщения и выводы на основе широких межпредметных связей. К этому времени учитель может не предопределять задачи работы с первоисточниками и сами формы С., а лишь формулировать его общую цель и в качестве промежуточных ступеней к ней - отд. вопросы для обсуждения.

Переход к творческим С. необходим как мера, подготавливающая учащихся к продолжению образования; в ср. спец. и высш. уч. заведениях именно последний тип С. преобладает в уч. процессе. Кроме того, значит. число семинаров-повторений (особенно в 9-х кл.). может привести к перегрузке учащихся однообразной работой по ряду уч. предметов, т. к. повторение большинства тем обычно совпадает по времени - гл. обр. в конце четвертей.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

СЕМИНАРИИ

тип ср. спец. уч. заведения. Наиб. распространение получили для проф. подготовки духовенства (духовные), а также для подготовки преподавателей нач. школы (учительские).

Духовные С. стали открываться в странах Зап. Европы со 2-й пол. 16 в. В России ведут историю от архиерейских школ, к-рые в соответствии с правительств, указом 1737 преобразовывались в уч. заведения с повышенным курсом. Образцом была созданная Феофаном Прокоповичем школа в Александро-Невской лавре, с 1726 получившая назв. Славяно-греко-латинской С. По реформе духовного образования 1808—14 С. стали частью 4-ступенчатой системы духовных уч. заведений (приходские уч-ща, уездные уч-ща, семинарии, академии). и разделялись по округам во главе с Моск., Петерб., Киевской и Казанской академиями (см. Русской православной церкви учебные заведения).

Первые учительские С. были открыты во Франции (Реймс, 1684). и Германии (Галле, 1695). Быстрое развитие учительских С. началось в 1-й пол. 19 в. под влиянием идей И. Г. Песталоцци. В Зап. Европе наиб. распространение учительские С. получили в Германии, Австрии, Швейцарии, скандинавских странах. В России первая учительская С. была открыта при Моск. ун-те в 1779, она готовила небольшое число преподавателей для Моск. и Казанской гимназий и нек-рых пансионов. В 60-х гг. 19 в. учительские С. и школы стали самым распространенным типом пед. уч. заведения. План устройства учительских С. был разработан К. Д. Ушинским («Проект учительской семинарии», 1861). В соответствии с ним строили свою работу земские учительские С. и школы. В 1863 в Москве была открыта учительская С. воен. ведомства, готовившая учителей и воспитателей для прогимназий. Гос. учительские С. получили регулярное развитие по распоряжению министра нар. просвещения с 1872, когда вместо учительских курсов в 5 уч. округах (Петерб., Моск., Казанском, Харьковском и Одесском). создавались С. с 3-летним курсом обучения. В 1875 была утверждена инструкция МНП, действовавщая до 1917. С. представляли собой открытые уч. заведения, принимавшие юношей или девушек из всех сословий, православного исповедания, выдержавших приемные испытания в объеме программ 2-класс-ных нач. уч-щ. Для окончивших нач. школу при С. создавались приготовит, классы. С. находились в ведении попечителей уч. округов, управление осуществлялось директором и советом, в к-рый входили все наставники С. и учителя нач. уч-щ, состоявших при С. для практики воспитанников. Служебные права и преимущества преподавателей С. определялись уставом гимназий. По назначению местных попечителей или от сел. обществ. и частных лиц устанавливались казенные стипендии, получение к-рых обязывало воспитанников проработать учителями нач. школ не менее 4 лет. В С. преподавались закон Божий, основы педагогики, рус. и церк.-слав. языки, арифметика, основы геометрии, землевладение, черчение, рус. история и сведения по всеобщей истории, география, естествознание, чистописание, пение, ремесла и гимнастика. Большое внимание уделялось пед. практике воспитанников и их метод, подготовке.

В С. работали мн. видные педагоги, в т. ч. А. П. Пинкевич, П. О. Афанасьев, выступавшие за расширение общеобра-зоват. и пед. курсов, предоставление воспитанникам права поступления в высш. уч. заведения. Один из проектов реорганизации всего пед. образования, в т. ч. и подготовки в С. («Уч-ще наставников»). принадлежал Д. И. Менделееву. В 1907 МНП внесло в Гос. думу законопроект об открытии в С. четвертых классов вместо приготовит, отделений. Совещание при Гос. думе разработало свой проект, согласно к-рому программы учительских С. расширялись за счет общеобразоват. дисциплин и должны были соответствовать курсу ср. уч. заведений, однако он не был принят. В 80—90-х гг. 19 в. функционировало св. 60 С.; в 1904—72 С. (7,2 тыс. учащихся); в 1917 - 174 С., в т. ч. 45 мужских и 29 женских. При С. открывались разнообразные низшие и ср. пед. курсы.

В 70—80-х гг. 19 в. создавались учительские С. для лиц иных христ. исповеданий и для мусульман. В 1876 в Гори (Грузия). возникла Закавказская учительская С. с обучением на рус. языке и преподаванием груз., арм. и азерб. языков в качестве уч. предметов; неск. лет ее руководителем был Д. Д. Семенов. В 1878 в Дерпте была создана учительская С. с обучением на рус. языке, просуществовавшая до 1918, к-рая готовила учителей для школ Прибалтийского края. В Поволжье существовали ср. пед. уч. заведения, готовившие учителей рус. языка для нем. нач. школ. Тат. учительские С. были в Казани, а также в Башкирии и в Крыму, чувашская - в Симбирске, казахская - в Оренбурге. В Уфе и Симферополе были созданы тат. учительские школы с 4-летним курсом. Получили распространение также миссионерские православные пед. С., где преподавание велось на нац. языках. После 1917 учительские С. были преобразованы в 3-летние пед. курсы, затем в пед. техникумы (см. Педагогическое образование).

Лит.: Исгорико-статистич. очерк общего и спец. образования в России, СПБ, 1883; Паульсен Ф., Ист. очерк развития образования в Германии, пер. с нем., М, 1908; Рождественский С. В., Ист. обзор деятельности МНП (1802—1902), СПБ, 1902; Чехов Н. В., Нар. образование в России с 60-х гг. XIX в., М., 1912; Мижуев П. Г., Гл. моменты в развитии зап.-европ. школы, М., [1913]; «Новая школа», 1918, № 7—8; II а и а-ч и и Ф. Г., Пед. образование в России, М., 1979; Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. Кон. XIX - нач. XX в., М., 1991, с. 139—43. А. О. Тожтихина.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме Семинар — 0

Найдено научныех статей по теме Семинар — 0

Найдено книг по теме Семинар — 0

Найдено презентаций по теме Семинар — 0

Найдено рефератов по теме Семинар — 0