СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ
общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Источник: Словарь педагогического обихода. Псков ПГПИ 2003

ВОСПИТАНИЕ СЕМЕЙНОЕ
деятельность родителей или лиц их замещающих в условиях семьи, направленная на создание наиболее благоприятных условий для развития ребенка, подготовки его к общественной жизни, формирования всесторонней развитой личности.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Воспитание семейное
воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими (родственниками, опекунами), направленное на формирование представлений о жизненных целях и ценностях, правилах, нормах и привычках поведения, критериях оценки добра и зла. Повседневное общение по воспитанию самостоятельности, дисциплинированности, передаче опыта семейной жизни.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Семейное воспитание
воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами, их заменяющими (родственниками, опекунами). Теория семейного воспитания - органическая часть социальной педагогики (социокультурная среда воспитания - средовая педагогика). Она включает проблемы: социокультурная среда семьи и воспитание; типы семей и их воспитательные возможности; цели, содержание и методы воспитания в семье; компенсаторное и коррекционное воспитание в семье и др. (1)

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ
осуществляется родителями или лицами их заменяющими (родственниками, опекунами). Направлено на формирование представлений о жизненных целях и ценностях, правилах, нормах и привычках поведения, повседневного общения, критериях оценки добра и зла, самостоятельности, дисциплинированности, на передачу опыта семейной жизни и т. д. Теория семейного воспитания – органическая часть социальной педагогики (социокультурная среда воспитания – средовая педагогика). С. в. включает следующие проблемы: социокультурная среда семьи и воспитание; типы семей и их воспитательные возможности; цели, содержание и методы воспитания в семье; компенсаторное и коррекционное воспитание в семье.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Семейное воспитание
действия по становлению детей, предпринимаемые старшими членами семьи и направленные на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен стать и быть ребенок, подросток, юноша, девушка. В процессе семейного воспитания решаются следующие задачи: -формируется личность, развиваются ее способности и расширяются интересы; -происходит передача накопленного обществом социального опыта; -у членов семьи вырабатывается мировоззрение, ответственное отношение к труду; -прививается чувство коллективизма, потребность быть хозяином, соблюдать нормы поведения; -обогащается интеллект, осуществляется эстетическое развитие и физическое совершенствование, вырабатываются навыки санитарно-гигиенической культуры. Семья имеет следующие воспитательные возможности формирования личности ребенка: -обеспечивает его физическое и эмоциональное развитие; вмладенчестве, раннем детстве она играет роль, которую не могут взять на себя другие институты. -влияет на формирование психологического пола ребенка; три первых года ребенок осваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы. -играет ведущую роль в умственном развитии ребенка; исследования показали, что различия умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, существенные; -важна для овладения ребенком социальными нормами; как показали исследования, выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье; -предопределяет социальное развитие человека; одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам. -формирует фундаментальные ценностные ориентации человека.

Источник: Военная педагогика

ВОСПИТАНИЕ СЕМЕЙНОЕ
воспитание детей в семье родителями, родственниками, опекунами или лицами, которые заменяют родителей. Специфической особенностью семейного воспитания есть то, что оно осуществляется в контексте жизни самой семьи, на основе внутрисемейных отношений, трудовых и опекунских обязательств и семейно-бытовой культуры. Семья оказывает воспитательное воздействие на ребенка с первых дней рождения. Средства ухода и кормления, общий режим формируют у ребенка первые привычки, от которых зависит его дальнейшее поведение. Задание родителей заключается в развитии мышления и речи детей, активности и терпения, самостоятельности в различных проявлениях жизнедеятельности, прививание навыков самообслуживания. В школьном возрасте, когда основным смыслом детской жизни становится учебная деятельность и формируется характер, для семьи важно поддерживать тесную связь со школой, привлекать детей к посильному труду и участию в общественной жизни, приучать к четкому режиму дня. В период подросткового и юношеского развития первоочередная задача родителей – помочь детям выработать твердый характер, разумно расширяя их права и самостоятельность, роль в жизни семьи, в выборе будущей профессии. Семья – единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей жизни. Семья разделяет свою воспитательную функцию с другими институтами. И чем сильнее взаимосвязь и преемственность между семейным и общественным воспитанием, тем значительнее результат воспитания как единого целенаправленного процесса (Гончаренко С. Український педагогічний словник. – К.: Либідь, 1997. – 376 с.; Педагогический энциклопедический словарь / [Э. Б. Абдуллин, Э. А. Аблаев, Р. И. Аванесов и др.; гл. ред. Б. М. Бим-Бад]. – М.: Большая Рос. энцикл.: [Дрофа], 2003. – 527 с. – (Золотой фонд. Энцикл. слов.); Научные труды Государственного научноисследовательского института семьи и воспитания /[редкол.: С. В. Дармодехин и др.]. – М., 2004. – Т. 2. –143 с.). В. Р. Антонова

Источник: Глоссарий современного образования.

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ
более или менее осознанные усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ребенок, подросток, юноша. С.в. - составная часть относительно социально контролируемой социализации человека (наряду с социальным воспитанием и религиозным воспитанием). В любой семье человек проходит стихийную социализацию, результаты которой определяются ее объективными характеристиками (уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи. С.в. во многом определяется личностными ресурсами семьи. Личностные ресурсы, с одной стороны, зависят от состава семьи (полная или неполная семья, многодетная семья, наличие близких родственников - братьев, сестер, бабушек, дедушек и пр.), а с другой (и главным образом) - от состояния здоровья, образования, индивидуальных интересов, уровня притязаний и пр. старших членов семьи. Одна из важнейших характеристик - отношение старших к младшим, как к своим безусловным жизненным ценностям, от чего зависит мера их участия в воспитании. В определенные периоды к С.в. могут привлекаться няни, репетиторы и домашние учителя, гувернеры. Личностные ресурсы влияют на цели и стиль С.в. Цели С.в. могут быть различными по спектру, содержанию и по характеру. Так, цели могут включать в себя привитие младшим гигиенических навыков, бытовых умений, культуры общения и поведения; физическое, интеллектуальное, экспрессивное, личностное развитие; развитие отдельных способностей; профессиональную подготовку. По содержанию цели могут быть сугубо инструментальными, направленными на достижение конкретных результатов, или дополняться духовно-ценностными составляющими. Цели С.в. не всегда соответствуют общественно одобряемым установкам (например, в семье могут сознательно культивировать индивидуализм, жесткость, нетерпимость и т.п.). Стиль С.в. (система приемов и характер взаимодействия с детьми), в зависимости от меры его "жесткости -мягкости", может быть определен как авторитарный или демократический - с веером промежуточных вариантов. Например, для авторитарного воспитания характерно стремление старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу, жестко добиваться выполнения своих требований (в т.ч. и с помощью наказаний), контролировать их поведение, интересы и даже желания. Коммуникация направлена преимущественно или исключительно от старших к младшим. Такой стиль может вызвать у детей отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим. Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, поощрять инициативу и самостоятельность. Взрослые не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований. Доверие к младшим в принципе отличает тип контроля за ними по сравнению с авторитарным стилем, делает осн. средствами воспитания одобрение и поощрение. Содержание взаимодействия в воспитании определяется не только старшими, но и интересами младших, которые охотно выступают его инициаторами. Коммуникация имеет двусторонний характер: от старших к младшим и наоборот. В реальности авторитарный и демократический стили в чистом виде встречаются не так уж часто, обычно практикуются компромиссные варианты, старшие члены семьи могут реализовывать не идентичные друг другу стили (например, отец - более авторитарен, мать - демократична). Определенную роль в С.в. играют материальные ресурсы (затраты на питание, одежду, возможность приобретать игрушки, книги, аудиовизуальную технику и пр., наличие у младших персонального пространства - комнаты, детского уголка, своего письменного стола и пр.).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
140.73 кб

Семейная социализация и воспитание

Цинченко Галина Михайловна
Статья посвящена теоретическим аспектам семейной социализации и воспитания детей.
Читать PDF
3.56 мб

И. Я. Яковлев о семейном воспитании

Земляков Александр Егорович
В статье поднимается проблема семейного воспитания на традициях чувашской народной педагогики и на заветах великого чувашского педагога-просветителя И. Я. Яковлева.
Читать PDF
1.49 мб

Этнопедагогика в семейном воспитании

Снопова Татьяна Константиновна
Читать PDF
141.66 кб

Традиции семейного воспитания в Китае

Ван Янь Янь Ван Янь Янь
В статье рассматриваются проблемы семейного воспитания в современных китайских семьях, возникшие в условиях политики «Плановое деторождение».
Читать PDF
119.41 кб

Обряды и традиции в семейном воспитании

Шовгенова Людмила Мурадиновна
В данной статье отражены обряды и традиции используемые в семейном воспитании направленные на формирование личности.
Читать PDF
399.87 кб

Духовные ценности в семейном воспитании

Бацына Яна Валерьевна
Сравниваются ценности современного «общества потребления» с традиционными православными ценностями. Критикуются чуждые для русского менталитета ценностные установки.
Читать PDF
229.40 кб

К вопросу о семейном воспитании ногайцев

Каракаева Альмира Юмавовна
В статье рассматриваются вопросы семьи и семейного воспитания в этнической педагогике ногайцев, которым они придавали большое значение.
Читать PDF
283.14 кб

Традиции семейного воспитания у алтайцев

Екеева Эмма Васильевна
Рассмотрены традиции семейного воспитания алтайцев, где родители являются культовым явлением, дети высшей ценностью, имена детей благопожеланиями народа, воспитание девочек и мальчиков процессом формирования ценностных отношений к
Читать PDF
309.40 кб

Стиль семейного воспитания и особенности

Тараканова Валентина Викторовна, Слабожанинова Кристина Александровна
В статье рассматривается детско-родительские отношения влияющие на общение детей дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками.
Читать PDF
577.99 кб

Характеристика стилей семейного воспитания

Лапшина Елена Александровна, Дуда Ирина Викторовна
Статья посвящена теме семейного воспитания. Взаимоотношения родителей с детьми зачастую имеют воспитательный характер. Воспитательная работа родителей в семье это, прежде всего, самовоспитание.
Читать PDF
324.22 кб

Семейное воспитание: проблемы и особенности

Мардахаев Лев Владимирович
Семейное воспитание. Основные типы семейного воспитания. Типы семейного воспитания в зависимости от статусности, социального назначения, характерологических черт (стиля), направленности.
Читать PDF
223.54 кб

Семейная система как пространство воспитания

Коваленко Наталья Петровна
В работе рассматривается проблема образования взрослых в области семейного строительства и воспитания, формирования программ родительского образования.
Читать PDF
174.54 кб

Семейное воспитание как социокультурный феномен

Тоторкулова А. Х.-М.
Читать PDF
352.48 кб

Условия передачи ценности в семейном воспитании

Лихтарников А. Л.
Рассматривается проблема условий трансляции психологических ценностей в семье от одного поколения к следующему. Обсуждаются модели трансляции смыслов Л. С. Выготского, К. Левина и традиционная мифологическая модель.
Читать PDF
410.50 кб

Этнопедагогические ценности семейного воспитания

Ёлкин С. М.
Выявляются и характеризуются этнопедагогические ценности семейного воспитания у русского народа: осознание ценности брака, отрицательное отношение к разводам, участие родителей в выборе брачного партнера, ориентация на многодетнос

Похожие термины:

  • Семейное православное воспитание

    это система, сложившаяся в православной семье под влиянием ее стремления жить по вере. Православие считает самой главной заботой родителей – воспитание детей, данных Богом. Цель воспитания – вос
  • ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

    ошибки, существенно сказывающиеся на воспитании детей. К ним относятся: недооценка роли примера родителей; отсутствие единства в воспитательной деятельности; отстранение детей от посильного дом
  • ИНСТИТУТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

    образован в 1960 г. Основные направления деятельности: анализ социокультурного статуса современного детства, раскрытие его педагогических и психологических особенностей в контексте разных форм о