Семейная терапияСЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Найдено 4 определения термина СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Семейное воспитание

воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами, их заменяющими (родственниками, опекунами). Теория семейного воспитания - органическая часть социальной педагогики (социокультурная среда воспитания - средовая педагогика). Она включает проблемы: социокультурная среда семьи и воспитание; типы семей и их воспитательные возможности; цели, содержание и методы воспитания в семье; компенсаторное и коррекционное воспитание в семье и др. (1)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

Семейное воспитание

действия по становлению детей, предпринимаемые старшими членами семьи и направленные на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен стать и быть ребенок, подросток, юноша, девушка. В процессе семейного воспитания решаются следующие задачи: - формируется личность, развиваются ее способности и расширяются интересы; - происходит передача накопленного обществом социального опыта; - у членов семьи вырабатывается мировоззрение, ответственное отношение к труду; - прививается чувство коллективизма, потребность быть хозяином, соблюдать нормы поведения; - обогащается интеллект, осуществляется эстетическое развитие и физическое совершенствование, вырабатываются навыки санитарно-гигиенической культуры. Семья имеет следующие воспитательные возможности формирования личности ребенка: - обеспечивает его физическое и эмоциональное развитие; в младенчестве, раннем детстве она играет роль, которую не могут взять на себя другие институты. - влияет на формирование психологического пола ребенка; три первых года ребенок осваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы. - играет ведущую роль в умственном развитии ребенка; исследования показали, что различия умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, существенные; - важна для овладения ребенком социальными нормами; как показали исследования, выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье; - предопределяет социальное развитие человека; одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам. - формирует фундаментальные ценностные ориентации человека.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Военная педагогика

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

более или менее осознанные усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ребенок, подросток, юноша. С.в. - составная часть относительно социально контролируемой социализации человека (наряду с социальным воспитанием и религиозным воспитанием). В любой семье человек проходит стихийную социализацию, результаты которой определяются ее объективными характеристиками (уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи. С.в. во многом определяется личностными ресурсами семьи. Личностные ресурсы, с одной стороны, зависят от состава семьи (полная или неполная семья, многодетная семья, наличие близких родственников - братьев, сестер, бабушек, дедушек и пр.), а с другой (и главным образом) - от состояния здоровья, образования, индивидуальных интересов, уровня притязаний и пр. старших членов семьи. Одна из важнейших характеристик - отношение старших к младшим, как к своим безусловным жизненным ценностям, от чего зависит мера их участия в воспитании. В определенные периоды к С.в. могут привлекаться няни, репетиторы и домашние учителя, гувернеры. Личностные ресурсы влияют на цели и стиль С.в. Цели С.в. могут быть различными по спектру, содержанию и по характеру. Так, цели могут включать в себя привитие младшим гигиенических навыков, бытовых умений, культуры общения и поведения; физическое, интеллектуальное, экспрессивное, личностное развитие; развитие отдельных способностей; профессиональную подготовку. По содержанию цели могут быть сугубо инструментальными, направленными на достижение конкретных результатов, или дополняться духовно-ценностными составляющими. Цели С.в. не всегда соответствуют общественно одобряемым установкам (например, в семье могут сознательно культивировать индивидуализм, жесткость, нетерпимость и т.п.). Стиль С.в. (система приемов и характер взаимодействия с детьми), в зависимости от меры его "жесткости -мягкости", может быть определен как авторитарный или демократический - с веером промежуточных вариантов. Например, для авторитарного воспитания характерно стремление старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу, жестко добиваться выполнения своих требований (в т.ч. и с помощью наказаний), контролировать их поведение, интересы и даже желания. Коммуникация направлена преимущественно или исключительно от старших к младшим. Такой стиль может вызвать у детей отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим. Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, поощрять инициативу и самостоятельность. Взрослые не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований. Доверие к младшим в принципе отличает тип контроля за ними по сравнению с авторитарным стилем, делает осн. средствами воспитания одобрение и поощрение. Содержание взаимодействия в воспитании определяется не только старшими, но и интересами младших, которые охотно выступают его инициаторами. Коммуникация имеет двусторонний характер: от старших к младшим и наоборот. В реальности авторитарный и демократический стили в чистом виде встречаются не так уж часто, обычно практикуются компромиссные варианты, старшие члены семьи могут реализовывать не идентичные друг другу стили (например, отец - более авторитарен, мать - демократична). Определенную роль в С.в. играют материальные ресурсы (затраты на питание, одежду, возможность приобретать игрушки, книги, аудиовизуальную технику и пр., наличие у младших персонального пространства - комнаты, детского уголка, своего письменного стола и пр.).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

Найдено схем по теме СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ — 0

Найдено научныех статей по теме СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ — 0

Найдено книг по теме СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ — 0

Найдено презентаций по теме СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ — 0

Найдено рефератов по теме СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ — 0