Самоутверждение
САМОУТВЕРЖДЕНИЕ
достижение субъективной удовлетворенности результатом и (или) процессом самореализации.
Источник: Педагогический словарь
Самоутверждение
стремление человека к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванное этим стремлением поведение.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
САМОУТВЕРЖДЕНИЕ
способ быть самим собой; то же, что и самовыражение, но лишь как установившаяся форма самостоятельной деятельности в определенных условиях.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
САМОУТВЕРЖДЕНИЕ
фундаментальная потребность человека в самовыражении и самораскрытии, проявляющаяся в стремлении к достижению максимальной полноты жизни, доступной в данных условиях существования; обеспечение положительного социально-психологического статуса в коллективе, обществе.
САМОУТВЕРЖДЕНИЕ
стремление индивида к достижению и поддержанию определенного общественного статуса, часто выступающее как доминирующая потребность. Это стремление может проявляться как в реальных достижениях в той или иной области, так и в отстаивании своей значимости перед другими путем лишь словесных заявлений.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
САМОУТВЕРЖДЕНИЕ
(self-affirmation) – 1) стремление человека к сохранению высокой самооценки и подтверждению ее справедливости в оценках других людей, а также вызванное этим стремлением поведение; 2) стремление к реализации собственных притязаний на признание и вызванное этим стремлением поведение (Волков Б.С. Психология юности и молодости: учебное пособие. – М.: Академический проект: Трикста, 2006. – С. 245).
Самоутверждение
положительное духовно-нравственное качество личности, выражающееся как предъявление обществу своих законных прав на самореализацию и развитие своих потенциальных способностей и возможностей. Самоутверждение есть движущая сила социальных процессов и способ самоопределения личности, нахождения человеком своего места в обществе, активного влияния на общественную жизнь. Проявление данного качества зависит от мировоззрения, самооценки личности, самоуважения, от степени признания человека в конкретном сообществе. Будучи природным качеством личности, самоутверждение в конкретных условиях может проявляться по-разному: как качество, стимулирующее совершенствование среды и самого человека, и как тормозящее эти процессы. Это зависит от мотивации деятельности, ценностных установок, степени духовного развития личности.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
САМОУТВЕРЖДЕНИЕ
стремление человека к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванное этим стремлением поведение. С. может занимать в структуре потребностей человека рядовое и доминирующее место. При определенных условиях потребность в С. может стать не только доминирующей, но и ненасыщаемой. Такой характер С. создает специфическую направленность личности – сугубо личную. Удовлетворение потребности в С. может достигаться разными путями: путем реальных достижений в какой-либо деятельности или путем создания видимости достижений, когда субъект стремится казаться таким человеком, каким ему хотелось быть, хотя в действительности таковым не является. Способ С. зависит от характера, содержания и уровня притязаний личности, а также от ее возможностей и способностей. См. также: Я-концепция, воспитание самосознания. Литература: [53].
САМОУТВЕРЖДЕНИЕ
реализация фундаментальной потребности человека в самовыражении и самораскрытии путем объективации себя в формах жизни. Мотив С.– стремление к достижению максимальной полноты жизни, доступной при данных условиях существования, обеспечение положительного социально-психологического статуса в коллективе, обществе.
Люди, обладающие более высоким уровнем притязаний, ярко выраженной духовной энергией, достигают в своей деятельности (при прочих равных условиях) результатов, во много раз превосходящих обычный, средний уровень.
Роль механизма, усиливающего С., выполняют высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические, а также высокий уровень притязаний и уверенность, мобилизующая все ресурсы человека для удовлетворения жизненных потребностей, и, в конечном счете, нужд общества. Наиболее общие способы С. личности охватывают не только психические процессы и состояния, но и целостные структуры личности человека, всю ее внутреннюю сущность.
В С. выражается стремление к уважительному положению среди других людей и собственному одобрению своего поведения. С.– это реальное социально-психологическое явление, которое следует изучать и учитывать в работе педагогов с учащимися, разъяснять и демонстрировать его этически оправданные цели, мотивы и способы.
3. Фрейд, К. Хорни, А. Адлер считали С. врожденным свойством человека, которое может проявляться в различных формах. В гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.) С. рассматривается в связи с самоактуализацией (см. Самоактуализация).
С. может быть общеличностным, профессиональным, интроличностным (внутриличностным, утверждением в собственном мнении, в своих глазах) и интерличностным (внешне ориентированным, утверждением в глазах и мнениях окружающих).
С. профессиональное включает в себя ряд компонентов: профессиональное самосознание, самооценку, профессиональные притязания, карьеру и др.
Показателями профессионального С. являются: сформированность профессионального образа «Я»; адекватная самооценка; совокупность способов и результатов самореализации с собственными ожиданиями; уверенность в себе и др.
Люди, обладающие более высоким уровнем притязаний, ярко выраженной духовной энергией, достигают в своей деятельности (при прочих равных условиях) результатов, во много раз превосходящих обычный, средний уровень.
Роль механизма, усиливающего С., выполняют высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические, а также высокий уровень притязаний и уверенность, мобилизующая все ресурсы человека для удовлетворения жизненных потребностей, и, в конечном счете, нужд общества. Наиболее общие способы С. личности охватывают не только психические процессы и состояния, но и целостные структуры личности человека, всю ее внутреннюю сущность.
В С. выражается стремление к уважительному положению среди других людей и собственному одобрению своего поведения. С.– это реальное социально-психологическое явление, которое следует изучать и учитывать в работе педагогов с учащимися, разъяснять и демонстрировать его этически оправданные цели, мотивы и способы.
3. Фрейд, К. Хорни, А. Адлер считали С. врожденным свойством человека, которое может проявляться в различных формах. В гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.) С. рассматривается в связи с самоактуализацией (см. Самоактуализация).
С. может быть общеличностным, профессиональным, интроличностным (внутриличностным, утверждением в собственном мнении, в своих глазах) и интерличностным (внешне ориентированным, утверждением в глазах и мнениях окружающих).
С. профессиональное включает в себя ряд компонентов: профессиональное самосознание, самооценку, профессиональные притязания, карьеру и др.
Показателями профессионального С. являются: сформированность профессионального образа «Я»; адекватная самооценка; совокупность способов и результатов самореализации с собственными ожиданиями; уверенность в себе и др.
Источник: Акмеологический словарь