САМОУПРАВЛЕНИЕ ученическое

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Самоуправление ученическое
деятельность школьников по организации своей жизни.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

Самоуправление ученическое
форма организации жизнедеятельности детского коллектива, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии решения для достижения общественно значимых целей.

Источник: Словарик координатора детского движения

Самоуправление ученическое
это самостоятельность субъекта в управлении собственными делами. В современной интерпретации – самоменеджмент. Это не вседозволенность, а участие школьников в управлении собственными делами – не делами администрации, педагогов, родителей, а своими, которые входят в компетенцию учащихся.

Источник: Словарик координатора детского движения

УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. В образовательных учреждениях профессионального образования это явление имеет свою специфику, которая обусловлена социальным статусом учащихся, осуществивших выбор своей профессии, а также целями совместной деятельности инженерно-педагогических работников и ученических коллективов.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Самоуправление ученическое
форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижении общественно значимых целей. Существуют различные подходы к самоуправлению. Например, авторитарное воспитание с помощью самоуправления выполняет социальный заказ на формирование послушной, конформистской личности. Как подготовку к жизни, самоуправление рассматривал Я.А. Коменский. Множество отечественных педагогов видели в самоуправлении средство развития демократических отношений. Идеи самоуправления применяли П.Ф. Каптерев, А.Я. Герд, Н.В. Рукавишников, Ф.Ф. Резенер и др. Теорию самоуправления разрабатывали: в начале XX века – С.Т. Шацкий, А.У. Зеленко, Н.Н. Иорданский, Г.И. Россолимо, И.Г. Розанов, в 20-е гг. – А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, И.В. Ионин, С.М. Ривес, Н.П. Шульман, в 50–80-е гг. – Ф.Ф. Брюховецкий, И. П. Иванов, В. А. Караковский, О. С. Газман, Т. Е. Конникова, В. А. Сухомлинский и др. Многообразие форм самоуправления позволяет избежать формального, бюрократического подхода к его организации. Излишнее число органов самоуправления дезорганизует жизнь учащихся, поэтому важно чётко продумать структуру и содержание работы конкретных подразделений. Между целями и содержанием деятельности коллектива и отношением к ним каждого его члена возникает противоречие, которое можно разрешить, определив основной групповой мотив как интегрирующий мотивы отдельных воспитанников. Цель самоуправления превращается в общую для всего коллектива, когда учащиеся видят, что удовлетворение их индивидуальных потребностей зависит от достижения этой цели.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

САМОУПРАВЛЕНИЕ ученическое
форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижении общественно значимых целей. Существуют различные подходы к С. Например, авторитарное воспитание с помощью С. выполняет социальный заказ на формирование послушной, конформистской личности. Как подготовку к жизни С. рассматривал Я.А. Коменский. Мн. отечественные педагоги видели в С. средство развития демократических отношений. Идеи С. применяли П.Ф. Каптерев, А.Я. Герд, Н.В. Рукавишников, Ф.Ф. Резенер и др. Теорию С. разрабатывали: в начале 20 в. - С.Т. Шацкий, А.У. Зеленко, Н.Н. Иорданский, Г.И. Россолимо, И.Г. Розанов, в 20-е гг. - А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, И.В. Ионин, С.М. Ривес, Н.П. Шульман, в 50-80-е гг. - Ф.Ф. Брюховецкий, И.П. Иванов, В.А. Караковский, О.С. Газман, Т.Е. Конникова, В.А. Сухомлинский и др. Многообразие форм С. позволяет избежать формального, бюрократического подхода к его организации. Излишнее число органов С. дезорганизует жизнь учащихся, поэтому важно четко продумать структуру С. и содержание работы конкретных подразделений. Между целями и содержанием деятельности коллектива и отношением к ним каждого его члена возникает осн. противоречие, которое можно разрешить, определив осн. групповой мотив как интегрирующий мотивы отдельных воспитанников. Цель С. превращается в общую для всего коллектива, когда учащиеся видят, что удовлетворение их индивидуальных потребностей зависит от достижения этой цели. Одна из важнейших задач С. - развитие активности учащихся, которое достигается с помощью самоактивизации, организационного саморегулирования, коллективного самоконтроля. Самоактивизация означает вовлечение большого числа воспитанников в управленческую деятельность. Организационное саморегулирование проявляется в реализации организаторских функций учащимися, в устойчивости влияния актива воспитанников, в способности коллектива мобилизовывать свои возможности в сложной ситуации. Высокий уровень организованности С. может свидетельствовать как о его развитии, так и об авторитарном стиле руководства, низкий - о преобладании в коллективе стихийности. Коллективный самоконтроль выражается в анализе органами С. своей деятельности и поиске наиболее эффективных путей достижения гл. целей. Результат развития С. - взаимная ответственность, когда все учащиеся добросовестно выполняют свои обязанности и когда каждый учащийся отвечает за общие итоги деятельности, а все - за работу каждого. Осн. закономерность развития С. - гармонизация общих целей, содержания деятельности и ценностных ориентаций учащихся. Осн. принципы С.: сплочение коллектива вокруг единой цели; единство и оптимальное сочетание коллективных и личных интересов учащихся; динамичность и вариативность структуры органов С.; добровольность в формировании его органов; интеграция и дифференциация педагогического управления и С. См. также Педагогический совет

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

САМОУПРАВЛЕНИЕ ученическое
форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Перед С. ставились разл. задачи. Напр., авторитарная педагогика считала основными укрепление дисциплины силами учащихся и освобождение педагогов от ряда управленч. функций. Основанием для этого было выполнение школой социального заказа на формирование послушной конформистской личности. Анализируя систему обществ, воспитания в секте Чеш. братьев, Я. А. Каменский пришел к выводу, что школа и класс представляют из себя гос-во со своим сенатом и его председателем, консулом, судьей и т. п., а участие в общих собраниях и делах служит для юношей подготовкой к жизни. С., существующее в уч. заведениях прошлого, часто носило сословный характер. Напр., в Филотро-пине И. Б. Базедова (Дессау, 1774). С. строилось в соответствии с разрядами учеников. С. копировало систему управления, складывающуюся в обществе. В школах США избирается президент, уче-нич. совет, проводятся выборные кампании. В шк. парламенте Великобритании есть спикеры, правящая и оппозиц. партии, устраиваются дебаты и т. п. Большое внимание в заруб. школах уделяют воспитанию качеств лидеров. Широко используются деловые и ролевые игры, имитирующие заседания парламента, судов и т. п.
В России С. привлекло мн. педагогов как форма развития демокр. обществ, отношений. Офиц. педагогика относилась к нему отрицательно, усматривая опасность вовлечения молодежи в полит. движение. Формы С. в рус. школе большей частью не моделировали гос. систему управления, а ориентировались на содержат, сторону деятельности учащихся. Л. Н. Толстой, будучи сторонником свободного воспитания, подчеркивал важность участия детей в устройстве своей жизни. П. Ф. Каптерев считал, что С. помогает добиться от учащихся соз-нат. отношения к дисциплине, привлечь их к поддержанию норм поведения и порядка в уч. заведении. Идеи С. применяли А. Я. Герд, Н. В. Руковишников, Ф. Ф. Резенер и др. В нач. 20 в. теоретич. и практич. основы С. были разработаны С. Т. Шацким, А. У. Зеленко, H. H. Иорданским, В. П. Кащенко, Д. И. Петровым, Г. И. Россолимо, И. Г. Розановым и др.
В 20-х гг. идеи С. получили развитие в практике педагогов, создавших сплоченные дет. коллективы и предложивших новые формы самодеятельности учащихся (А. С. Макаренко, В. Н. Сорока-Росинский, И. В. Ионин, С. М. Ривес, Н. П. Шульман и др.). В 30—50-х гг. в офиц. педагогике сложился подход к С. как средству манипулирования поведением учащихся; преобладал формально-бюрократич. стиль его организации. Обязат. формой для всех школ являлся ученич. к-т, работавший под руководством директора. С. практически сводилось к собраниям и заседаниям. На первом плане сконцентрировались карательные функции (проработка и перевоспитание провинившихся учеников активистами).
Поиск новых путей использования С. в 50—80-х гг. продолжался в творческой работе педагогов, стремившихся организовать жизнь детей с учетом их интересов и потребностей (Ф. Ф. Брюховецкий, И. П. Иванов, В. А. Караковский, О. С. Газман, Т. Е. Конникова, В. А. Сухом-линский и др.).
С сер. 80-х гг. во мн. школах возникли советы, объединяющие педагогов, учащихся и родителей для участия в управлении школы на равных началах, предпринята попытка организации союза учащихся-старшеклассников.
Одна из гл. задач педагогов - организовать жизнь учащихся т. о., чтобы каждый ощущал сопричастность к результатам общей деятельности и мог попробовать себя в разл. социальных ролях и ситуациях. Совр. подход к созданию органов С. весьма разнообразен. В ряде уч. заведений сохранились традиц. группы органов С.: всего коллектива уч. заведения (ученический парламент, совет школы, общее собрание, конференция школы), ученич. коллектива (учком, совет дела, штаб и т.п.), обществ, орг-ций разл. ассоциаций, групп по интересам.
В проф. уч. заведениях (ПТУ, лицеях, техникумах, колледжах, вузах). создаются советы общежитии, производств, совещания, советы бригад, бюро науч. об-в. Существенную роль играют проф. орг-ции. Многообразие форм С. позволяет избежать формально-бюрократич. подхода к его развитию. В то же время излишнее число органов С. вносит в жизнь коллектива суету и беспорядок, поэтому при определении структуры С. очень важно продумать отношение к содержанию работы подразделений.
Отношения педагогов и учащихся в процессе С. строятся на принципах сотрудничества.
На организац.-метод, уровне педагоги и учащиеся участвуют в работе совместных органов соуправления, вырабатывают общую программу действий, информируют друг друга о своей деятельности; педагоги передают школьникам часть своих управленч. функций. Пед. коллектив помогает работать органам ученич. С., предоставляет им право обсуждать любые вопросы жизни коллектива,определять осн. задачи и принимать решения. Педагоги и учащиеся учатся вести диалог, предупреждать и преодолевать конфликты.
С. в школе и классе имеет свои особенности. Шк. С. направлено на решение задач, стоящих перед уч. заведением. Классный коллектив, отличаясь однородным возрастным и постоянным составом, создает условия для участия каждого ученика в обществ, деятельности.
Лит.: Б с л о у с о в С. Н., Этапы развития шк. самоуправления, M., 19302; Л с о н-т с в А. А., Пед. общение, М., 1979; Иванов И. П., Воспитывать коллективистов, М., 1982; Аникеева Н. П., Учителю о психол. климате в коллективе, М., 1983; Вайсбург А. А., Формирование обществ, мнения учащихся, М., 1983; Д с ж-никова Н. С., Пед. коллектив школы, М., 1984; Караковский В. А., Воспитай гражданина. [Записки директора школы], М., 1987; Рожков М. И., Развитие самоуправления в ученич. коллективах, Каз., 1987; Новикова Л. И., Самоуправление в шк. коллективе, М., 1988. М. И. Рожков.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
118.95 кб

Портфолио лидера ученического самоуправления

Кондратьева Ольга Геннадьевна
Становление лидера ученического самоуправления нельзя трактовать только как процесс присвоения суммы специальных знаний и умений.
Читать PDF
380.48 кб

Развитие школьного ученического самоуправления

Корозникова Анжела Александровна
В статье рассматривается необходимость развития школьного ученического самоуправления, обусловленная проблемой социализации учащихся, воспитания у них социально значимых качеств и активной гражданской позиции.
Читать PDF
348.47 кб

Программа развития ученического самоуправления

Артемьева Л.Н., Ведунова Г.В., Оплетаева Л.М.
Читать PDF
340.51 кб

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННО-АКТИВНЫХ ШКОЛ И УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Реморенко И.М.
В статье рассмотрен исторический аспект развития деятельности общественно-активных школ, отражены основные проблемы педагогического, ученического самоуправления. Описаны истоки педагогического и ученического самоуправления школой.
Читать PDF
4.06 мб

Отечественный опыт становления ученического самоуправления в xx веке

Кондратьева Ольга Геннадьевна
История развития ученического самоуправления доказывает, что понимание его сущности связано с реализацией альтернативных педагогических идей, отражающих различие педагогических целей и с определенным историческим периодом развития
Читать PDF
3.79 мб

Что необходимо при формировании школьного ученического самоуправления

Валькова Марина Васильевна
Управляющий совет школы – это коллегиальный орган государственно-общественного управления школой, призванный решать в первую очередь задачи стратегического управления школой.
Читать PDF
948.20 кб

Ученическое самоуправление как форма политической социализации молодежи

Наумова Марина Сергеевна, Фардзинова Зарина Арсеновна
Самоуправление в школе находится в состоянии непрерывного развития, которое связано с изменениями, происходящими в обществе в целом и в школе.
Читать PDF
5.52 мб

Приоритетные аспекты деятельности обучаемых в ученическом самоуправлении

Абузярова Г. С.
Читать PDF
81.18 кб

Модель социализации старшеклассников средствами ученического самоуправления

Слабоспицкая Мария Вячеславовна
В статье представлена модель, раскрывающая логику и внутреннюю структуру процесса со1 циализации: этапы, компоненты, критерии и показатели социализации, педагогические усло1 вия; факторы, влияющие на процесс социализации, уровни в
Читать PDF
66.47 кб

Ученическое самоуправление как условие саморазвития личности старшеклассника

Пашков Андрей Анатольевич
В статье раскрывается сущность ученического самоуправления как одна из ведущих идей педагогики, имеющая большую историю в европейском образовательном дискурсе.
Читать PDF
167.29 кб

Роль ученического самоуправления в обеспечении личностного развития учащегося

Севрюкова Алла Александровна, Иванова Людмила Александровна, Еременко Любовь Алексеевна
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования говорится о необходимости приобщения обучающихся к общественной деятельности и участия в ученическом самоуправлении.
Читать PDF
177.69 кб

Роль и место ученического самоуправления в современном воспитательном процессе

Саутиева И. Г.
Показана роль ученического самоуправления в системе воспитательной работы в современной школе.
Читать PDF
544.30 кб

О системе развития готовности учителей к организации ученического самоуправления

Репин С. А., Подобед M. B.
В статье повествуется о повышении роли учителя современной школы в организации ученического самоуправления.
Читать PDF
3.90 мб

Формирование школьного ученического самоуправления: функции педагогов и учащихся

Валькова Марина Васильевна
Автор раскрывает особенности ученического самоуправления как формы организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающей развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых
Читать PDF
296.35 кб

О системе развития готовности учителей к организации ученического самоуправления

Репин Сергей Арсеньевич, Подобед Михаил Владимирович

Похожие термины:

  • Орган ученического самоуправления

    это форма организации жизнедеятельности учащихся, направленная на развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно-значимых целей.