САМОРАЗВИТИЕ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

САМОРАЗВИТИЕ
склонность и способность к инициативному самообучению, самообразованию, самовоспитанию и самоуправлению.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

САМОРАЗВИТИЕ
собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

САМОРАЗВИТИЕ
самостоятельное развитие обучающимся своего жизненного опыта в аспекте развития (психических процессов) – одно из направлений самообразования. Литература: [36].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

Саморазвитие
закономерное изменение индивида. В результате саморазвития возникает новое качественное состояние личности и ее деятельности, соответствующие процессу актуализации потенциала личности.

Источник: Творчество. Краткий педагогический словарь

САМОРАЗВИТИЕ
самостоятельная деятельность субъекта, направленная на «собирание», оформление и развитие своей индивидуальности, характера, способностей, потребность в самосовершенствовании, самодвижении.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

Саморазвитие
1. развитие собственных сил, физических и умственных, на основе самодеятельности, самостоятельных занятий; 2. развитие, происходящее силой внутренних причин, независимо от внешних факторов, самодвижение (филос.).

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

САМОРАЗВИТИЕ
процесс становления ребенка как индивидуальности и личности на основе внутренних механизмов самоопределения, самосознания и самоорганизации, которые способствуют его самостоятельному проявлению в качестве субъекта деятельности и поведения.

Источник: Тезаурус для педагогов-экспериментаторов

Саморазвитие
собственная активность человека в изменении себя, раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, всего личностного потенциала, реализации веры в возможности самовоспитания, в процессе естественного физиологического, психического и социального развития. (Г)

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

САМОРАЗВИТИЕ
процесс активного, последовательного, прогрессивного и в целом необратимого качественного изменения психологического статуса личности. Саморазвитие возможно на определенной ступени возрастного развития, когда сформировались механизмы саморегуляции [82, c. 684].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Саморазвитие
процесс самодвижения личности к новому качественному состоянию, способность сохранять и совершенствовать свою собственную целостность на основе самоорганизации. Личностными механизмами саморазвития являются самопознание, самообразование, самореализация, саморегуляция, адаптация. Воспитатель создает среду, включает личность в отношения, востребующие саморазвитие, помогает в самопознании, самореализации и т. д., постепенно уменьшая меру педагогической помощи и предоставляя воспитаннику самому решать свои жизненные проблемы, намечать и осуществлять перспективы личностного роста Свободное воспитание - теория, рассматривающая воспитание как естественный процесс самораскрытия природных задатков, способностей и нравственных возможностей ребенка, осуществляемый в естественных условиях жизни, общения с природой, окружающими людьми, самим собой. Роль педагога состоит в охранительном отношении к детству и создании условий для раскрытия творческого потенциала каждой личности.

Источник: Глоссарий по педагогике.

САМОРАЗВИТИЕ
одна из форм самодвижения систем, имеющая позитивную направленность. Источник С. – внутренние противоречия, присущие системе (объекту, субъекту). Одно из имманентных свойств социального индивида, связанное со способностью изменять в положительном (прогрессивном) направлении свой внутренний духовный мир, социальные свойства, качества для эффективной адаптации к социальной среде и самореализации. С. личности – одна из атрибутивных характеристик человека, способ его существования – выступает как индивидуальная активность, направленная на развитие в себе того, что не наследуется, и обозначена свойствами, качествами как личностными, т. е. несущими отпечаток личностных усилий, напряжений, труда. Саморазвитие личности осуществляется как в неосознанных формах (подражание, психологическое заражение, стихийная адаптация, игра и др.), когда индивид не задается целью изменить себя собственными усилиями, так и в высших осознанных волевых – самовоспитание, самосозидание, самоперевоспитание, самосовершенствование, в основе которых целеполагающая деятельность особого рода. Осознанные формы личностного саморазвития имеют деятельностно-обеспечивающую и духовно-ценностную природу. Изменчивость социальной среды, постоянная адаптация человека к ней, развитие себя в соответствии с идеалом делает человека всегда незавершенным, развивающимся, находящимся в постоянном движении становления. «Человеческое предназначение – исполниться в качестве человека», – писал М. Мамардашвили (Ведин И. Теорема личности: Дороги и тупики самосозидания. – М., 1988; Гуревич П. С. Человек в авантюре саморазвития // В кн. Э. Фромм. Психоанализ и этика. – М., 1993; Каптеров П. В. О саморазвитии и самовоспитании // Педагогика. – 1999. – № 7. – С. 32–39; Куликова Л. Н. Проблемы саморазвития личности. – Хабаровск, 1997; Лозовой В. А. Самовоспитание личности: философско-социологический анализ. – Харьков, 1991; Мамардашвили М. Как я понимаю философию. – М., 1992. – С. 57–64). В. А. Лозовой

Источник: Глоссарий современного образования.

САМОРАЗВИТИЕ
объективный процесс, присущий всему живому, основа жизненных явлений в онтогенезе и филогенезе, способ адекватного приспособления к среде, постоянное улучшение саморегуляции путем совершенствования всех систем организма.
Принцип С. и саморегуляции широко используется в разных науках, в том числе в педагогике и психологии, кибернетике.
Саморегуляция в любой системе возможна при наличии определенных внешних условий, позволяющих системе развиваться, брать необходимое, выделять ненужное, взаимодействовать с другими системами. В то же время было бы неправильно переносить на саморазвитие личности принципы кибернетики, законы самонастраивающихся механизмов. Человек – существо биосоциальное, что придает его саморазвитию определенную уникальность и неповторимость.
Учащиеся всегда – независимо от желания кого бы то ни было – участвуют в своем собственном развитии, делается это в различных формах. Одна из них – ориентация на ближайшее социальное окружение (коллектив, группу, микрогруппу, отдельную личность). Суть ее в том, что учащиеся строят свое поведение в соответствии с требованиями окружающих, причем в первую очередь тех, с кем они непосредственно и постоянно общаются и не могут этого не делать.Исследования показывают, что чаще всего учащиеся ориентируются на своих друзей, сверстников, меньше на родителей, кого-либо из взрослых, еще меньше – на педагогов, мастеров производственного обучения. Ориентация на друзей, сверстников хороша лишь тогда, когда они преследуют социально ценные цели и используют для их достижения приемлемые средства.
Другой формой С. является приспособление. Приспособление – существенный признак всего живого. Взаимодействие с внешней средой – необходимое условие существования. Окружающая среда определяет наше поведение, являющееся особой формой приспособления. Оно проявляется тогда, когда вольно или невольно, сознательно или интуитивно учащийся, учитывая обстановку и условия своей жизни, приспосабливается к обстоятельствам, изменить которые он не в состоянии, или сделать это не в его интересах. В целом в приспособлении как форме С. нет ничего плохого. Главное, чтобы оно не переросло в приспособленчество. Высшей же формой приспособления является социализация личности – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства социального опыта.
Следующей и довольно распространенной формой С. и самосовершенствования является подражание. Подражание характерно уже для маленьких детей и представляет собой одну из первоначальных форм участия ребенка в собственном развитии. Особенно характерно оно для подросткового возраста, в котором дети ориентируются на ближайшее социальное окружение, так называемую референтную группу, на тех, чьи идеалы, взгляды, убеждения, привычки и стереотипы поведения для них привлекательны и кому они стремятся подражать. Но это чаще всего бессознательное подражание, к самовоспитанию ближе – сознательное. Например, профессиональное обучение мастер производственного обучения осуществляет по принципу «делай, как я», который предусматривает прежде всего подражание. Оно особенно эффективно при формировании трудовых или спортивных приемов, умений и навыков.
Высшая форма С. – самовоспитание. Самовоспитание – управляемое личностью С. Но в то же время самовоспитание и С. не одно и то же. С. – процесс объективный, не зависящий от разума и воли человека. Самовоспитание – процесс изменения человеком самого себя под влиянием сознания и воли. С. – первично. С возрастом оно перерастает в самовоспитание, это происходит тогда, когда оно становится подконтрольным сознанию, когда учащиеся все сознательнее начинают участвовать в совершенствовании своего «Я».
Лит.: Кочетов А.И. Самовоспитание подростка. – Свердловск, 1967; Кочетов А.И. Педагогические основы самовоспитания. – М., 1974; Осипов П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся. – Казань, 1997; Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. – М., 1984.
П.Н. Осипов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
251.15 кб

Саморазвитие курсантов в образовательной среде военного вуза

Яковлев Владимир Борисович
Статья посвящена обоснованию педагогических средств активизации саморазвития курсантов-первокурсников в образовательной среде военного вуза средствами физического воспитания, развития их умений, навыков и личностных качеств, в про
Читать PDF
263.48 кб

Саморазвитие как важнейшее условие эффективности деятельности руководителя ОВД

Горелов Станислав Александрович
В статье анализируется роль и место понятия саморазвития в формировании и становлении статуса, образа и позиции руководителя в контексте его продуктивного личностного развития.
Читать PDF
292.14 кб

Творческое саморазвитие учителя как процесс совершенствования его профессионализма

Каверин Ю. А.
Выявлены существенные характеристики процесса творческого саморазвития учителя и критерии его эффективности; рассмотрены цель, условия, механизм творческого саморазвития учителя, определены его компоненты и уровни.
Читать PDF
316.21 кб

Влияние форм организации педагогического взаимодействия на творческое саморазвитие студента

Анфисова С. Е.
В статье рассматриваются сущность, стадии, основные черты и структурные компоненты процесса творческого саморазвития.
Читать PDF
237.65 кб

Профессионально-личностное саморазвитие студентов как проблема магистерского образования

Гладченкова Н. Н.
Читать PDF
141.65 кб

Развивающееся образование: саморазвитие личности в условиях взаимопроникновения культур и цивилизаци

Читать PDF
459.18 кб

Профессиональное саморазвитие преподавателя в процессе педагогической деятельности

Кочетков Максим Викторович
Решение проблемы профессионального саморазвития преподавателя на концептуальном уровне ориентировано на рез0льтаты межличностного взаимодействия как сотворчества.
Читать PDF
62.31 кб

Творческое саморазвитие как процесс формирования личности учащихся профессионального лицея

Баранукова Назирет Олиевна
Нами в статье рассмотрен процесс творческого саморазвития, направленный на формирование личности учащихся профессионального лицея, также представлены средства обучения творческому саморазвитию и результаты формирующего эксперимент
Читать PDF
371.66 кб

Ориентация содержания образования на профессиональное саморазвитие студентов

Пищулин Валерий Гаврилович, Циринг Раиса Абдулловна
Актуальность работы определяется потребностью современного общества в специалистах, обладающих готовностью к профессиональному саморазвитию, что зафиксировано в новых государственных стандартах, однако в педагогике высшей школы да
Читать PDF
221.45 кб

Саморазвитие личности старшеклассника в условиях социально-культурной деятельности общеобразовательн

Пашков Андрей Анатольевич
Читать PDF
2.50 мб

Профессиональное саморазвитие студентов в процессе освоения исследовательской функции

Гуч Ольга Эдуардовна
Читать PDF
121.26 кб

Профессионально-творческое саморазвитие студентов

Гареев Р.
Читать PDF
0.00 байт

Профессиональное саморазвитие будущего педагога-музыканта в процессе специальной вокально-методическ

Назарова Татьяна Ивановна
Концепция модернизации образования РФ на период до 2010 г.
Читать PDF
0.00 байт

Профессиональное саморазвитие курсантов в процессе занятий физической подготовкой

Артемов А. М.
Рассматривается проблема профессионального саморазвития курсантов образовательных учреждений МВД России.
Читать PDF
0.00 байт

Саморазвитие личности студента как необходимое условие формирования будущего специалиста

Трифонова Жанна Юрьевна
Актуальность проблемы саморазвития личности студента продиктована экономическими и социальными изменениями в обществе, новыми требованиями общества к выпускникам вузов.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Творческое саморазвитие учителя

    интегративная характеристика его процессов «самости», среди которых системообразующими компонентами выступают самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, самосовершенствование
  • САМОРАЗВИТИЕ ИНДИВИДА

    процесс обогащения деятельных способностей и иных личностных качеств человека в ходе различных видов его целесообразной деятельности.
  • Саморазвитие личности

    фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей собственной жизни; способность превращать собственную жизнь в предмет практического преобразования себя. Стру
  • САМОРАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

    процесс становления ребенка как индивидуальности и личности на основе внутренних механизмов самоопределения, самосознания и самоорганизации, которые способствуют его самостоятельному проявле
  • Саморазвивающаяся личность

    личность склонная и способная к инициативному самообучении. В основе С.р.л. лежат развитые процессы адаптации личности к среде.
  • Эвристическое предписание для творческого саморазвития

    1. Определите свои проблемы, приоритетные стратегии своего творческого саморазвития. 2. Какие личностные качества, привычки вы бы хотели у себя изменить? 3. Какие знания вам бы хотелось приобрести и
  • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА САМОРАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

    ППСР) - это личностно-ориентированная педагогическая технология, представляющая собой систему приемов и методик, особую деятельность педагога по содействию ребенку, по созданию условий для адекв
  • Принцип саморазвития

    один из принципов устойчивого развития динамических систем, спонтанного функционирования всего живого. П.с. определяет приоритет будущего над прошлым. Движущие силы саморазвития человека – это
  • РЕФЛЕКСЫ САМОРАЗВИТИЯ

    Врожденные рефлексы человека, способствующие его становлению как личности через обучение. К Р. с. относятся рефлексы подражания, игры, свободы и исследовательский рефлекс. Р. с. учитываются при соз
  • СТИМУЛЫ КРЕАТИВНОГО САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ

    . Креативное саморазвитие студентов – акмеологическая проблема, поскольку акмеология изучает закономерности профессионального становления специалиста и достижения вершин творческой деятельн