САМОРАЗВИТИЕ
САМОРАЗВИТИЕ
склонность и способность к инициативному самообучению, самообразованию, самовоспитанию и самоуправлению.
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
САМОРАЗВИТИЕ
собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала.
САМОРАЗВИТИЕ
самостоятельное развитие обучающимся своего жизненного опыта в аспекте развития (психических процессов) – одно из направлений самообразования. Литература: [36].
Саморазвитие
закономерное изменение индивида. В результате саморазвития возникает новое качественное состояние личности и ее деятельности, соответствующие процессу актуализации потенциала личности.
САМОРАЗВИТИЕ
самостоятельная деятельность субъекта, направленная на «собирание», оформление и развитие своей индивидуальности, характера, способностей, потребность в самосовершенствовании, самодвижении.
Саморазвитие
1. развитие собственных сил, физических и умственных, на основе самодеятельности, самостоятельных занятий; 2. развитие, происходящее силой внутренних причин, независимо от внешних факторов, самодвижение (филос.).
Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии
САМОРАЗВИТИЕ
процесс становления ребенка как индивидуальности и личности на основе внутренних механизмов самоопределения, самосознания и самоорганизации, которые способствуют его самостоятельному проявлению в качестве субъекта деятельности и поведения.
Источник: Тезаурус для педагогов-экспериментаторов
Саморазвитие
собственная активность человека в изменении себя, раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, всего личностного потенциала, реализации веры в возможности самовоспитания, в процессе естественного физиологического, психического и социального развития. (Г)
САМОРАЗВИТИЕ
процесс активного, последовательного, прогрессивного и в целом необратимого качественного изменения психологического статуса личности. Саморазвитие возможно на определенной ступени возрастного развития, когда сформировались механизмы саморегуляции [82, c. 684].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
Саморазвитие
процесс самодвижения личности к новому качественному состоянию, способность сохранять и совершенствовать свою собственную целостность на основе самоорганизации. Личностными механизмами саморазвития являются самопознание, самообразование, самореализация, саморегуляция, адаптация. Воспитатель создает среду, включает личность в отношения, востребующие саморазвитие, помогает в самопознании, самореализации и т. д., постепенно уменьшая меру педагогической помощи и предоставляя воспитаннику самому решать свои жизненные проблемы, намечать и осуществлять перспективы личностного роста Свободное воспитание - теория, рассматривающая воспитание как естественный процесс самораскрытия природных задатков, способностей и нравственных возможностей ребенка, осуществляемый в естественных условиях жизни, общения с природой, окружающими людьми, самим собой. Роль педагога состоит в охранительном отношении к детству и создании условий для раскрытия творческого потенциала каждой личности.
Источник: Глоссарий по педагогике.
САМОРАЗВИТИЕ
одна из форм самодвижения систем, имеющая позитивную направленность. Источник С. – внутренние противоречия, присущие системе (объекту, субъекту). Одно из имманентных свойств социального индивида, связанное со способностью изменять в положительном (прогрессивном) направлении свой внутренний духовный мир, социальные свойства, качества для эффективной адаптации к социальной среде и самореализации. С. личности – одна из атрибутивных характеристик человека, способ его существования – выступает как индивидуальная активность, направленная на развитие в себе того, что не наследуется, и обозначена свойствами, качествами как личностными, т. е. несущими отпечаток личностных усилий, напряжений, труда. Саморазвитие личности осуществляется как в неосознанных формах (подражание, психологическое заражение, стихийная адаптация, игра и др.), когда индивид не задается целью изменить себя собственными усилиями, так и в высших осознанных волевых – самовоспитание, самосозидание, самоперевоспитание, самосовершенствование, в основе которых целеполагающая деятельность особого рода. Осознанные формы личностного саморазвития имеют деятельностно-обеспечивающую и духовно-ценностную природу. Изменчивость социальной среды, постоянная адаптация человека к ней, развитие себя в соответствии с идеалом делает человека всегда незавершенным, развивающимся, находящимся в постоянном движении становления. «Человеческое предназначение – исполниться в качестве человека», – писал М. Мамардашвили (Ведин И. Теорема личности: Дороги и тупики самосозидания. – М., 1988; Гуревич П. С. Человек в авантюре саморазвития // В кн. Э. Фромм. Психоанализ и этика. – М., 1993; Каптеров П. В. О саморазвитии и самовоспитании // Педагогика. – 1999. – № 7. – С. 32–39; Куликова Л. Н. Проблемы саморазвития личности. – Хабаровск, 1997; Лозовой В. А. Самовоспитание личности: философско-социологический анализ. – Харьков, 1991; Мамардашвили М. Как я понимаю философию. – М., 1992. – С. 57–64). В. А. Лозовой
Источник: Глоссарий современного образования.
САМОРАЗВИТИЕ
объективный процесс, присущий всему живому, основа жизненных явлений в онтогенезе и филогенезе, способ адекватного приспособления к среде, постоянное улучшение саморегуляции путем совершенствования всех систем организма.
Принцип С. и саморегуляции широко используется в разных науках, в том числе в педагогике и психологии, кибернетике.
Саморегуляция в любой системе возможна при наличии определенных внешних условий, позволяющих системе развиваться, брать необходимое, выделять ненужное, взаимодействовать с другими системами. В то же время было бы неправильно переносить на саморазвитие личности принципы кибернетики, законы самонастраивающихся механизмов. Человек – существо биосоциальное, что придает его саморазвитию определенную уникальность и неповторимость.
Учащиеся всегда – независимо от желания кого бы то ни было – участвуют в своем собственном развитии, делается это в различных формах. Одна из них – ориентация на ближайшее социальное окружение (коллектив, группу, микрогруппу, отдельную личность). Суть ее в том, что учащиеся строят свое поведение в соответствии с требованиями окружающих, причем в первую очередь тех, с кем они непосредственно и постоянно общаются и не могут этого не делать.Исследования показывают, что чаще всего учащиеся ориентируются на своих друзей, сверстников, меньше на родителей, кого-либо из взрослых, еще меньше – на педагогов, мастеров производственного обучения. Ориентация на друзей, сверстников хороша лишь тогда, когда они преследуют социально ценные цели и используют для их достижения приемлемые средства.
Другой формой С. является приспособление. Приспособление – существенный признак всего живого. Взаимодействие с внешней средой – необходимое условие существования. Окружающая среда определяет наше поведение, являющееся особой формой приспособления. Оно проявляется тогда, когда вольно или невольно, сознательно или интуитивно учащийся, учитывая обстановку и условия своей жизни, приспосабливается к обстоятельствам, изменить которые он не в состоянии, или сделать это не в его интересах. В целом в приспособлении как форме С. нет ничего плохого. Главное, чтобы оно не переросло в приспособленчество. Высшей же формой приспособления является социализация личности – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства социального опыта.
Следующей и довольно распространенной формой С. и самосовершенствования является подражание. Подражание характерно уже для маленьких детей и представляет собой одну из первоначальных форм участия ребенка в собственном развитии. Особенно характерно оно для подросткового возраста, в котором дети ориентируются на ближайшее социальное окружение, так называемую референтную группу, на тех, чьи идеалы, взгляды, убеждения, привычки и стереотипы поведения для них привлекательны и кому они стремятся подражать. Но это чаще всего бессознательное подражание, к самовоспитанию ближе – сознательное. Например, профессиональное обучение мастер производственного обучения осуществляет по принципу «делай, как я», который предусматривает прежде всего подражание. Оно особенно эффективно при формировании трудовых или спортивных приемов, умений и навыков.
Высшая форма С. – самовоспитание. Самовоспитание – управляемое личностью С. Но в то же время самовоспитание и С. не одно и то же. С. – процесс объективный, не зависящий от разума и воли человека. Самовоспитание – процесс изменения человеком самого себя под влиянием сознания и воли. С. – первично. С возрастом оно перерастает в самовоспитание, это происходит тогда, когда оно становится подконтрольным сознанию, когда учащиеся все сознательнее начинают участвовать в совершенствовании своего «Я».
Лит.: Кочетов А.И. Самовоспитание подростка. – Свердловск, 1967; Кочетов А.И. Педагогические основы самовоспитания. – М., 1974; Осипов П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся. – Казань, 1997; Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. – М., 1984.
П.Н. Осипов
Принцип С. и саморегуляции широко используется в разных науках, в том числе в педагогике и психологии, кибернетике.
Саморегуляция в любой системе возможна при наличии определенных внешних условий, позволяющих системе развиваться, брать необходимое, выделять ненужное, взаимодействовать с другими системами. В то же время было бы неправильно переносить на саморазвитие личности принципы кибернетики, законы самонастраивающихся механизмов. Человек – существо биосоциальное, что придает его саморазвитию определенную уникальность и неповторимость.
Учащиеся всегда – независимо от желания кого бы то ни было – участвуют в своем собственном развитии, делается это в различных формах. Одна из них – ориентация на ближайшее социальное окружение (коллектив, группу, микрогруппу, отдельную личность). Суть ее в том, что учащиеся строят свое поведение в соответствии с требованиями окружающих, причем в первую очередь тех, с кем они непосредственно и постоянно общаются и не могут этого не делать.Исследования показывают, что чаще всего учащиеся ориентируются на своих друзей, сверстников, меньше на родителей, кого-либо из взрослых, еще меньше – на педагогов, мастеров производственного обучения. Ориентация на друзей, сверстников хороша лишь тогда, когда они преследуют социально ценные цели и используют для их достижения приемлемые средства.
Другой формой С. является приспособление. Приспособление – существенный признак всего живого. Взаимодействие с внешней средой – необходимое условие существования. Окружающая среда определяет наше поведение, являющееся особой формой приспособления. Оно проявляется тогда, когда вольно или невольно, сознательно или интуитивно учащийся, учитывая обстановку и условия своей жизни, приспосабливается к обстоятельствам, изменить которые он не в состоянии, или сделать это не в его интересах. В целом в приспособлении как форме С. нет ничего плохого. Главное, чтобы оно не переросло в приспособленчество. Высшей же формой приспособления является социализация личности – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства социального опыта.
Следующей и довольно распространенной формой С. и самосовершенствования является подражание. Подражание характерно уже для маленьких детей и представляет собой одну из первоначальных форм участия ребенка в собственном развитии. Особенно характерно оно для подросткового возраста, в котором дети ориентируются на ближайшее социальное окружение, так называемую референтную группу, на тех, чьи идеалы, взгляды, убеждения, привычки и стереотипы поведения для них привлекательны и кому они стремятся подражать. Но это чаще всего бессознательное подражание, к самовоспитанию ближе – сознательное. Например, профессиональное обучение мастер производственного обучения осуществляет по принципу «делай, как я», который предусматривает прежде всего подражание. Оно особенно эффективно при формировании трудовых или спортивных приемов, умений и навыков.
Высшая форма С. – самовоспитание. Самовоспитание – управляемое личностью С. Но в то же время самовоспитание и С. не одно и то же. С. – процесс объективный, не зависящий от разума и воли человека. Самовоспитание – процесс изменения человеком самого себя под влиянием сознания и воли. С. – первично. С возрастом оно перерастает в самовоспитание, это происходит тогда, когда оно становится подконтрольным сознанию, когда учащиеся все сознательнее начинают участвовать в совершенствовании своего «Я».
Лит.: Кочетов А.И. Самовоспитание подростка. – Свердловск, 1967; Кочетов А.И. Педагогические основы самовоспитания. – М., 1974; Осипов П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся. – Казань, 1997; Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. – М., 1984.
П.Н. Осипов
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.