САМООПРЕДЕЛЕНИЕ –

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Самоопределение
сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

Самоопределение
центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе многообразных социальных отношений.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм приобретения и проявления человеком внутренней свободы.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
сознательный акт поиска и утверждения собственной позиции относительно общечеловеческих ценностей, критериев смысла жизни, стратегий поведения в проблемных ситуациях, межличностных отношениях, выбор сфер самореализации.

Источник: Тезаурус для педагогов-экспериментаторов

Самоопределение
самостоятельный этап социализации, внутри которого индивид приобретает готовность к самостоятельной, созидательной деятельности на основе осознания и соотнесения себя со сферами жизнедеятельности, при условии которых человек становится способным принимать самостоятельные решения относительно жизненно важных целей.

Источник: Модельная программа подготовки андрагогов.

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ –
1) обретение человеком своего ценностно-смыслового единства и его реализация в деятельности и общении; 2) процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы [50; 66; 67; 82].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Самоопределение
соотнесение двух типов образов «Я», один из которых сохраняет динамику устремлений изнутри, а другой - выступает результатом выявления содержания внешнего требования («требующее Я»). Самоопределение завершается выбором значимости и преобладания того или иного «Я», к которому приспосабливается, подстраивается образ другого «Я».

Источник: Методологический словарь для стратегов

Самоопределение
процесс и результат сознательного выбора личностью ценностей, целей, обретения личностных смыслов жизнедеятельности, способ свободного волеизъявления в проблемных ситуациях. В процессе самоопределения человек проявляет себя как субъект собственной жизни, культуры, нравственных отношений, профессионального выбора. Результатом жизненного самоопределения является образ жизни индивида, результатом духовного самоопределения - образ мыслей, нравственного- моральные принципы, гражданского – гражданская позиция личности, профессионального – выбор профессии, культурного - культурная идентификация.

Источник: Глоссарий по педагогике.

Самоопределение
это личностная характеристика, основанная на способности человека к определению своей жизни и ее траектории развития, самостоятельная функция которой не зависит от внешних обстоятельств, а является духовным выбором личности. (Власова Т.Н.). Самоопределение - это «процесс и результат сознательного выбора личностью ценностей, целей, обретения личностных смыслов жизнедеятельности, способ свободного волеизъявления в проблемных ситуациях. В процессе самоопределения человек проявляет себя как субъект собственной жизни, культуры, нравственных отношений, профессионального выбора. Результатом жизненного самоопределения является образ жизни индивида, результатом духовного самоопределения - образ мыслей, нравственного - моральные принципы, гражданского - гражданская позиция личности, профессионального - выбор профессии, культурного - культурная идентификация» //Бондаревская Е.В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания. Глоссарий. Р/н/Д. 2000. С.35.

Источник: Глоссарий по педагогике.

Самоопределение
центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для которого характерно стремление занять собственную, достаточно независимую позицию в структуре эмоциональных, информационных, профессиональных и прочих связей с другими людьми. Самоопределение может быть также рассмотрено как процесс освоения человеком различных социальных ролей; некоторые из них он успешно осваивает, исполнение других оказывается для него затруднительным. В этом процессе решающее значение принадлежит педагогическому воздействию. Ребёнок демонстрирует способность к самостоятельным действиям и решениям, к отстаиванию собственного мнения уже на третьем году жизни. Но подлинное самоопределение осуществляется в старшем подростковом и юношеском возрасте, когда становится возможным самоутверждение: предпочтительную позицию необходимо не только выбрать, но и отстоять, собственным поведением утвердить своё соответствие ей. Это требует определённой зрелости мотивационной сферы личности, которая формируется на протяжении детства под решающим влиянием целесообразного педагогического воздействия.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
в широком смысле рассматривается как основанный на свободном волеизъявлении выбор индивидом своего жизненного пути, своего места в обществе, образа жизни и видов деятельности, а также линии поведения в проблемных и конфликтных ситуациях. Самоопределение стоит в одном ряду среди других понятий «Я – концепции»: самоопределение, самообучение, самосозидание, самоконтроль, саморегуляция, саморазвитие, самооценка, самопознание, самопроектирование, самовоспитание, самосознание, самокоррекция, самосовершенствование, самореализация, самоорганизация, самоуправление, самоформирование, самодисциплина. Философия «самости» – «Я – концепция» раскрыта в работах Н.А. Бердяева, М.М. Бахтина, П.А. Флоренского, К. Роджерса, А. Маслоу и других авторов. Небезынтересно, что еще Я.А. Коменский обратил внимание на то, что природное начало в человеке обладает «самостоятельной и самодвижущей силой». Если отталкиваться от идей «Я – концепции», то потребности в самоопределении, в самореализации и т. д. становятся базовыми потребностями для творческого саморазвития личности. Поэтому одна из главных проблем заключается в создании условий для запуска мотивационно-потребностного механизма «самости» личности обучающегося. Важным аспектом самоопределения является профессиональное самоопределение. Профессиональное самоопределение является многомерным и многоступенчатым процессом, который можно рассматривать под разными углами зрения:
- 1) как серию задач, которые ставит общество перед личностью -социологический подход;
- 2) как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует баланс между собственными предпочтениями и потребностями системы разделения труда в обществе – социально-психологический подход;
- 3) как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого являются профессиональная деятельность – дифференциально-психологический подход. С позиций последнего подхода профессиональное самоопределение личности трактуется как «Я»-концепция индивида, отражающая его понимания, переживания, намерения, предметные действия в профессиональной деятельности в конкретных социальных условиях. Таким образом, профессиональное самоопределение не только акт выбора, оно имеет динамический характер и осуществляется на всех этапах жизни человека. См. также: Я-концепция, воспитание самосознания. Литература: [32, 45, 51].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Появление потребности в С. свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для к-рого характерно стремление занять собственную, достаточно независимую позицию в структуре информационных, идеологических, профессиональных, эмоциональных и пр. связей с др. людьми.
Процесс становления человека как обществ, существа характеризуется сочетанием стремления к единению, обществ, признанию, включению в социальную общность (интеграция). и к обособлению, выделению из общности в качестве самоценного индивида (индивидуализация). На ранних этапах развития ребенка формирование жизненных навыков, речи, мыслительных операций осуществляется в тесном взаимодействии с носителями опыта - взрослыми. Усвоение опыта происходит первоначально за счет подражания, позднее посредством совместных, кооперативных действий. Лишь постепенно ребенок обретает способность действовать самостоятельно, что выступает гл. предпосылкой формирования самосознания. Ребенок становится способным принимать одни влияния и отвергать другие не просто на основе элементарных побуждений и настроений, но на основе сознательных оценок, идеалов, убеждений.
С. может быть также рассмотрено как процесс освоения человеком разл. социальных ролей, нек-рые из них успешно осваивает, исполнение других оказывается для него затруднительным. В этом процессе решающее значение принадлежит пед. воздействию.
Ребенок демонстрирует способность к самостоят. действиям и решениям, к отстаиванию собственного мнения уже на третьем году жизни. Его попытки утвердить свою позицию носят преим. эмоциональный характер. Подлинное С. осуществляется в ст. подростковом и юношеском возрасте, когда становится возможным подлинное самоутверждение, к-рое является важным компонентом С. Предпочтительную позицию необходимо не только выбрать, но и отстоять, т.е. собственным поведением утвердить свое соответствие ей. Это требует определенной зрелости мотивацион-ной сферы личности (см. Мотивы), к-рая формируется на протяжении детства под решающим влиянием целесообразного пед. воздействия.
В становлении зрелой личности особое место занимает профессиональное самоопределение. Для юноши оно может представлять серьезную проблему вследствие недостаточной ориентации в сфере общественно полезной проф. деятельности, а также искажения ценностных установок. Последнее нередко выливается в выбор проф. деятельности по сугубо меркантильным соображениям. В основе проф. С. лежит осознанная социальная позиция личности, заложенная всем комплексом воспитат. и образоват. влияний.
Лит.: Мудрик А. В., Совр. старшеклассник: проблемы самоопределения, М., 1977; Орлов Ю. М., Самопознание и самовоспитание характера, М., 1987.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
312.36 кб

Этнофункциональные особенности и профессиональное самоопределение студентов педагогических специальн

Юрьева Людмила Александровна
В статье анализируются теоретические аспекты этнофункционльного подхода к пониманию профессионального самоопределения.
Читать PDF
262.30 кб

Профессиональное самоопределение подростка как психолого-педагогическая проблема

Кобзарева И. И.
Читать PDF
244.20 кб

Профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного обучения

Пушкина Оксана Владимировна
В статье отражены основные теоретические аспекты профессионального самоопределения школьников в условиях профильного обучения.
Читать PDF
238.80 кб

Дистанционное образование: педагогика и самоопределение

Кочергина В. Ю.
Читать PDF
91.09 кб

Профессиональное самоопределение современной российской молодежи

Мишле Виктория Владиславовна
Автор анализирует социально-экономические причины изменений профессионального самоопределения молодежи.
Читать PDF
237.74 кб

Профессиональное самоопределение как педагогическая категория

Читать PDF
131.41 кб

Самоопределение как условие успешности профессиональной карьеры

Умаев Анварбек Умаевич, Рахметов Тельман Сулейманович
Читать PDF
672.57 кб

Самоопределение будущих дизайнеров в процессе обучения «Технической графике

Немцева Ю. С.
Читать PDF
138.18 кб

Личностно-профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях межшкольного учебного комбина

Андрющенко Светлана Ивановна
В статье раскрывается содержание деятельности по организации личностно-профессионального самоопределения старшеклассников в условиях межшкольного учебного комбината.
Читать PDF
122.61 кб

Факторы социально-экономического воздействия на выбор профессии и профессиональное самоопределение м

Иванова Татьяна Николаевна
В статье рассматривается проблема жизненного самоопределения школьников и возможности их дальнейшего трудоустройства. Предлагается, для их адаптации, введение профориентационной подготовки.
Читать PDF
120.06 кб

Профессиональное самоопределение студентов в системе многопрофильной подготовки специалистов среднег

Канакова Анна Евгеньевна, Повшедная Фаина Викторовна
В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы (констатирующий этап) по изучению исходного уровня профессионального самоопределения студентов, будущих специалистов среднего звена, дано авторское определение понят
Читать PDF
2.87 мб

Предпрофильное самоопределение в структуре профориентации учащихся

Арефьев Иван Петрович
Читать PDF
0.00 байт

Профессиональное самоопределение учащихся средствами театральной деятельности: акмеологический подхо

Троицкая И. И.
Читать PDF
337.02 кб

Программа «Профессиональное самоопределение детей с заболеваниями органов зрения»

О.В. Филатова, И.П. Черкасова
Читать PDF
0.00 байт

Непрерывное социально-гуманитарное образование как самоопределение современной культуры

Вишневский Михаил Иванович

Похожие термины:

  • Самоопределение в деятельности

    это сопоставление образов себя в рамках системы требований деятельности, с одной стороны, и носителя актуальных стремлений (без относительно к фиксированным требованиям), с другой стороны, заверш
  • САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

    специфический процесс его личностно-профессионального развития, который определяется совмещением ориентаций государственного служащего на свои собственные способности, возможности, притязани
  • Самоопределение игротехническое

    это самоопределение игротехника в игропроцессе исходя из сущности и ценности игротехнической функции в системе деятельности. Для вхождения в игропроцесс игротехник должен на абстрактном и боле
  • Коллективное самоопределение

    психический механизм обретения личностями свободы в коллективе, когда различные индивидуальные мнения и точки зрения не подавляются механизмами подражания и внушения, как в простой группе, а пол
  • Самоопределение личности

    осознание человеком своего места в жизни, в обществе.
  • ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

    определение себя относительно выработанных в обществе и осознанно принятых человеком критериев становления личности и дальнейшая реализация себя на основе этих критериев.
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ молодежи

    процесс формирования личностью своего отношения к проф.-трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально-проф. потребностей. П. с. может рассматриваться
  • Самоопределение в мыслекоммуникации

    это сопоставление образов себя в рамках системы требований мыслекоммуникации, с одной стороны, и носителя актуальных стремлений участника коммуникации или предполагающего вхождения в мыслекомм
  • Самоопределение в общении

    это сопоставление образов себя в рамках требований общения, с одной стороны, и носителя актуальных стремлений участника общения или предлагающего вхождение в цикл общения, с другой стороны, завер
  • Педагогическое самоопределение в ОДИ

    реализация педагогического самоопределения игротехника или игрока в ОДИ, предполагающая выделение слоя коррекции способностей в целостности слоев бытия игроков и согласование этого слоя с оста
  • Самоопределение в ОДИ

    выработка отношения к характерным для ОДИ требованиям на стадии подготовки и в ходе проведения игры. Специфичность самоопределения в ОДИ состоит в преобладающей значимости деятельностных и, осо
  • Педагогическое самоопределение

    самоопределение относительно типодеятельностных и ситуационно значимых (конкретизированных) требований к организации самоизменения и саморазвития учеников.
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

    степень самооценки себя как специалиста определенной профессии.
  • Профильное самоопределение

    самоопределение учащихся в отношении продолжения образования на этапе перехода от унифицированного к вариативному (профильному) образованию.
  • САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, САМОНАЗНАЧЕНИЕ

    сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях; деятельное отношение к ситуации, иногда даже связанное с риском, поскольку оно направлено на защиту этически
  • Стратегическое управленческое самоопределение

    соотнесение образов актуального "Я" и "Я", вытекающего из особенностей стратегической конкретизации требований управленческой типодеятельностной функции. СУС. конкретизируется при учете специфи
  • Учебное самоопределение

    самоопределение относительно функциональных и конкретно-ситуационных требований к организованному самоизменению и саморазвитию человека, к выраженности этих требований со стороны учителя.
  • Управленческое самоопределение

    суть соотнесение образов "Я", один из которых отражает реальные, сложившиеся устремления управленца как человека во всем его разнообразии, а другой - выражает требования управленческой типодеятел
  • Самоопределение духа

    сознательный акт утверждения высшей нравственной позиции и стремления к подлинной свободе. С.д. выражается и в индивидуальной форме и как проявление духа народа. Исторический контекст С.д. (примен
  • ГОТОВНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К САМООПРЕДЕЛЕНИЮ

    готовность школьников к выбору своего трудового, профессионального пути, осознанию собственных интересов, индивидуальных психол. особенностей своей личности.