САМООЦЕНКА

Найдено 24 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Самооценка
оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Самооценка
оценка военнослужащим своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места в обществе.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Самооценка
оценка своих собственных поступков, качеств, убеждений, мотивов, деятельности; одно из проявлений самосознания.

Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007

САМООЦЕНКА
оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

САМООЦЕНКА
умение оценивать себя; личностное суждение о собственной ценности; самооценка есть соотношение успеха и притязаний личности.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Самооценка
оценка личностью самой себя, своих возможностей, преимуществ и недостатков. Выделяют самооценку адекватную и неадекватную, не соответствующую реальности (заниженная и завышенная).

Источник: Словарик координатора детского движения

САМООЦЕНКА
элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков; важный регулятор поведения.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

САМООЦЕНКА
1) Определение уровня своих способностей и возможностей выполнить определенные действия (работу). 2) Оценка степени соответствия произведенного труда (продукции) стандартизированным требованиям.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

САМООЦЕНКА
компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств, поступков (может быть адекватной и неадекватной, т.е. завышенной/заниженной).

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

САМООЦЕНКА
оценка человеком своих возможностей, качеств личности, места среди других людей, оказывающая влияние на уровень притязаний человека, степень достижимости целей, которые он ставит перед собой, адекватность поведения.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

САМООЦЕНКА
чувственно окрашенное отношение к себе в разных конкретных ситуациях и разных видах деятельности; оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

САМООЦЕНКА
Оценка самого себя как личности; важный регулятор поведения. С. складывается под влиянием тех оценок, которые дают человеку другие люди, а также сопоставления образа реального с образом идеальным (каким человек желает себя видеть).

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Самооценка
оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, С. является важным регулятором ее поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. С. влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.

Источник: Основные понятия. Педагогические технологии

САМООЦЕНКА
мнения и суждения человека о себе, своих качествах, достоинствах, недостатках, способностях, потенциальных возможностях, а также о своем месте и роли среди других людей и о социальной значимости деятельности, которой он занимается, и ее эффективности. Является одним из важных регуляторов поведения и оказывает существенное влияние на отношение к учебной деятельности. Адекватность самооценки во многом зависит от уровня социальной зрелости субъекта, его жизненного опыта, полученного образования.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

САМООЦЕНКА
оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей; может быть: 1) актуальной (как личность видит и оценивает себя в настоящее время); 2) ретроспективной (как личность видит и оценивает себя по отношению к предыдущим этапом жизни); 3) идеальной (каким бы хотел видеть себя человек, его эталонные представления о себе); 4) рефлексивной (как, с точки зрения человека, его оценивают окружающие люди) [26, c. 286; 66, c. 332; 67, c. 352; 82, c. 683].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

САМООЦЕНКА
чувство собственного достоинства, которое проистекает из уверенности в своих силах и способностях; оценка личностью своих качеств, возможностей и места среди других людей. С. является важнейшим регулятором поведения человека, во многом определяет его самоощущение в мире, отношения с другими людьми, критичность, требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. С. на всех этапах развития существенно влияет на становление личности и эффективность деятельности. У детей, помещаемых в приюты и социальнореабилитационные центры, самооценка чаще всего занижена.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Самооценка
оценивание человеком своих собственных психологических качеств и поведения, достижений и неудач, достоинств и недостатков, места среди других людей. Виды самооценки: актуальная – как личность видит и оценивает себя в настоящее время; ретроспективная – как личность видит и оценивает себя по отношению к предыдущим этапам жизни; идеальная – какой хотела бы видеть себя личность, ее эталонные представления о себе; рефлексивная – как с точки зрения человека его оценивают окружающие люди. Если актуальная оценка выше ретроспективной, а идеальная – выше актуальной, это говорит о росте самосознания.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

Самооценка
оценивание человеком своих собственных достоинств и недостатков, понимание своих особенностей и поступков. Самооценка есть степень развития самосознания, когда возникает определенное отношение к себе, своим способностям, продуктам деятельности. Она выражается в способности отнестись к себе критически, соотнести свои возможности с результатами деятельности. Это мнение лично о себе в сравнении с другими, это одна из форм рейтинга, проведенного человеком для «внутреннего пользования». Регулятивная функция самооценки проявляется в своеобразном творческом отношении к собственной личности, т.е. в стремлении изменить, улучшить себя. Самооценка развивается в процессе самоанализа, в процессе овладения рефлексией. На самооценку не редко влияет настроение, переживание, хотя в целом это явление устойчивое. Низкая самооценка порождает комплекс неполноценности, завышенная – самомнение, самолюбование, самодостаточность и т.д.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

САМООЦЕНКА
элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков; важный регулятор поведения. С. определяет взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым С. влияет на эффективность деятельности человека и развитие его личности. С. тесно связана с уровнем притязаний, целей, которые человек перед собой ставит. Адекватная С. позволяет человеку правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Неадекватная (завышенная или заниженная) С. деформирует внутренний мир личности, искажает ее мотивационную и эмоционально-волевую сферы и тем самым препятствует гармоничному развитию. С. складывается под влиянием тех оценок, которые дают человеку другие люди, а также в результате сопоставления образа реального "Я" (каким человек видит себя) с образом идеального "Я" (каким человек желает себя видеть). Высокая степень совпадения между этими образованиями соответствует гармоничному душевному складу личности.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

САМООЦЕНКА
основной структурный элемент самосознания личности, фиксирующий осознанную характеристику себя, меру и качественную определенность развития своих реальных и потенциальных способностей, социальных и моральных качеств, физического состояния, уровня психической и социальной зрелости, соответствия своему социальному статусу и социальным ролям, степень привлекательности, успешности и пр. Индивид оценивает себя согласно критериям, принятым в обществе, референтной группе, с учетом оценок других, общественного мнения и на основе индивидуально значимых ценностей. С. может варьироваться в зависимости от содержания деятельности и достигнутых в ней результатов, значимости для индивида оцениваемого качества или способности, социальных условий, конкретной ситуации и уровня личностного развития человека. В С. может выражаться мера, степень соответствия мировоззренческих позиций, деятельности, поведенческих актов общечеловеческим, национальным, социально-групповым, корпоративным и иным ценностям. Главным средством С. является практическая деятельность индивида. Обобщенная самохарактеристика как итог противоречивых С. (положительных и критичных) выражается в уровне самоуважения. С. может быть адекватной, завышенной или заниженной, позитивной или негативной. Большинство межличностных конфликтов связано с неадекватной С. Заниженная С. и ограниченные личные контакты снижают социальную активность личности. С. служит основой самообладания, самоконтроля, самокритичности, самовоспитания, самосовершенствования личности (Гримак Л. П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М., 1987; Кон И. С. Открытие «Я». – М., 1978). В. А. Лозовой

Источник: Глоссарий современного образования.

Самооценка
оценка человеком собственных качеств, достижений и недостатков, ценность или значимость, которой наделяет себя человек. В качестве предмета оценивания выступают личность в целом, отдельные ее стороны и качества, достижения, умения и т.д. С. субъективна, строится на основе индивидуальных оценочных критериев, личностных смыслов и принятой системы ценностей и отражает степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения личности. С. характеризуют по следующим параметрам: 1) по уровню — высокая, средняя и низкая; 2) по соотношению с реальной успешностью — адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная); 3) по особенностям строения — конфликтная и бесконфликтная. Наиболее эффективна для личности С , сочетающая высокий уровень общего положительного самоотношения и дифференцированную систему оценок в разных видах деятельности. Гибкость С. позволяет человеку реагировать на новую информацию о себе, в то время как излишне устойчивая, ригидная С. может стать препятствием для самоизменений. С. является серьезным мотивационным фактором, который может как активизировать деятельность, так и способствовать ее затуханию. С. формируется на основе оценок окружающих, самооценивания результатов собственной деятельности. Формирование С. в разных возрастах имеет свои особенности, зависит от разных факторов. В раннем и дошкольном возрастах ребенок оценивает себя, ориентируясь на родительское отношение. С. младшего школьника связана с оценкой результатов его деятельности, прежде всего достижений в учебе, педагогом. В критические периоды развития возрастает неустойчивость и конфликтность С. Подростки переживают кризис С. Гуманистические принципы общения с ребенком заключаются в запрете на негативную оценку личности ребенка «в целом» и требовании использовать содержательную обратную связь, позволяющую ребенку понять характер возникающей проблемы и суть его реальных достижений.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

САМООЦЕНКА
оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей; один из важнейших регуляторов поведения личности. Самооценки обобщают прошлый опыт личности и организуют новую информацию относительно своего «Я». Вместе с тем самооценка, особенно если речь идет о способностях и потенциальных возможностях личности, выражает и определенный уровень притязаний. Неоднозначны и критерии самооценки. Индивид оценивает себя двумя путями:
- 1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности;
- 2) путем сравнения себя с другими людьми. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Удачи и неудачи в какой-либо деятельности существенно влияют на оценку индивидом своих способностей в этом виде деятельности: неудачи, чаще всего, снижают притязания, а успех повышает их. Не менее важен и момент сравнения: оценивая себя, индивид вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собственные достижения, но и всю социальную ситуацию в целом. На общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность. Частных самооценок очень много. Судить по ним о человеке, не зная системы его личных ценностей, того, какие именно качества или сферы деятельности являются для него основными, невозможно. Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Есть три момента, существенных для понимания самооценки.
- Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального «Я» с образом идеального «Я», т. е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный «образ Я», тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.
- Во-вторых, второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного человека. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. В-третьих, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что человек оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Он испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом «вписаться» в структуру общества. Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.
См. также Я-концепция. Литература: [20, 53].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

САМООЦЕНКА
элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравств. качеств и поступков; важный регулятор поведения. С. определяет взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым С. влияет на эффективность деятельности человека и развитие его личности. С. тесно связана с уровнем притязаний, целей, к-рые человек перед собой ставит. Адекватная С. позволяет человеку правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Неадекватная (завышенная или заниженная). С. деформирует внутр. мир личности, искажает ее мотивационную и эмоционально-волевую сферы и тем самым препятствует гармонич. ному развитию.
С. складывается, во-первых, под влиянием тех оценок, к-рые дают человеку др. люди. Человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, он оценивается окружающими. Пренебрежение к такого рода «внешней» оценке редко бывает искренним, человек так или иначе ее учитывает. Во-вторых, С. формируется в результате сопоставления образа реального «Я» (каким человек видит сам себя). с образом идеального «Я» (каким человек желает себя видеть). Высокая степень совпадения между этими образованиями соответствует гармонич. ному душевному складу личности. С. зависит также от того, в какой мере человек чувствует себя принадлежащим к значимой для него социальной группе.
В формировании С. на ранних ступенях развития ребенка большую роль играют оценки окружающих, поскольку на анализ собств. деятельности он еще не способен. Положит, оценки со стороны взрослых являются важным условием сохранения ребенком эмоционального благополучия. В дальнейшем, по мере накопления опыта все большее значение в поведении начинает приобретать оценка результатов собств. деятельности. Постоянно формирующаяся устойчивая С. в известной мере освобождается от оценок окружающих, становится самостоятельным регулятором поведения ребенка. Иногда возникает расхождение между С. и оценками со стороны окружающих. Если эти оценки выше С., то расхождение между ними может стать фактором, стимулирующим развитие личности, когда человек стремится достигнуть уровня оценки окружающих. Если же С. превосходит оценки окружающих, то такое расхождение может привести к острому внутриличностному конфликту.
Успешность пед. воздействия на ребенка в значит. степени определяется тем, какую С. удается сформировать в процессе обучения и воспитания. Достаточно высокая адекватная С. позволяет ребенку легче усваивать новый материал в учении, уверенно браться за новое дело, высказывать свое мнение и критично воспринимать опыт других.
Доброжелательность к ребенку со стороны родителей, заинтересованность в его делах, разумная требовательность и демократизм в семейных отношениях - необходимые условия развития адекватной С. ребенка. Излишняя авторитарность родителей, тенденция к оценке не усилий, а успешности результата в любой деятельности приводят к развитию заниженной С.
Лит. Божович Л. И., Личность и ее формирование в дет. возрасте, М., 1968; Экспериментальная психология, ред.-сост. П. Фресс, Ж. Пиаже, пер. с франц., в. 5, М., 1975; Л и п-кина А. И., Самооценка школьника, М., 1976; Кон И. С, Открытие «Я», М., 1978; Берне Р., Развитие Я-концепции и воспитание, М., 1986. А. С. Спиваковская.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

САМООЦЕНКА
оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. С. является важным регулятором поведения человека, от нее зависят взаимоотношения с окружающими, критичность и требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым С. влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. С. тесно связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.). Нежелательной является как завышенная, так и заниженная С.; в первом случае имеется опасность формирования и сохранения многих отрицательных качеств, таких, как нетерпимость к мнениям других, высокомерие, во втором – безынициативность, трудность общения с другими. Человек с заниженной самооценкой – довольствуется малым, с завышенной – претендует слишком на многое.
С. проявляется и в том, как человек оценивает не только себя, но и других. Если он слишком критичен к тому, что и как делают другие, это свидетельствует о его завышенной С. Если же, напротив, переоценивает успехи других, это говорит о его заниженной С. «Только вам одному известно, – размышлял французский философ и писатель XVI в. Мишель Монтень, – подлы ли вы и жестокосердечны или честны и благочестивы; другие вас вовсе не видят; они составляют себе о вас представление на основании внутренних догадок, они видят не столько вашу природу, сколько ваше умение вести себя среди людей; поэтому не считайтесь с их приговором, считайтесь лишь со своим».
В работах психологов показано влияние С. на познавательную деятельность человека и место С. в системе межличностных отношений, определены приемы формирования адекватной С., а в случае деформации – ее преобразований путем воспитательных воздействий на личность.
Совокупность частных С. – самоуважение – является устойчивой чертой личности, составляет важную функцию самосознания. Способность к С. формируется в человеке в процессе его нравственного воспитания, по мере сознательного усвоения им тех моральных принципов, которые вырабатываются обществом, и выявления своего личного отношения к собственным поступкам на основе оценок, даваемых этим поступкам окружающими.
Механизмы формирования С.: а) усвоение оценок других людей; б)социальное сравнение, т.е. сравнение своих качеств с подобными характеристиками других людей; в) выведение оценок себя на основе знания своего поведения; г) смысловая интеграция жизненных переживаний.
С. – динамичное, постоянно развивающееся явление. На уровень С. значительное влияние оказывают пол и возраст человека. В коллективе С. становится основой для формирования официального и неофициального статуса личности, адекватного выполнения социальных ролей. С. каждого члена коллектива сказывается на характере межличностных взаимоотношений; каждый заинтересован в сохранности достигнутого уровня С. и очень болезненно переживает её понижение. На устойчивость С. личности оказывает влияние социально-психологический климат в коллективе, стиль руководства, система материального и морального стимулирования и т.п. Эффективность этих воздействий зависит от того, насколько они эмоционально затрагивают С. личности.С. не есть что-то неизменное, раз и навсегда данное. Она может изменяться, поэтому важно периодически оценивать самого себя.
С. – основа самовоспитания. От нее зависит, критичен ли и требователен ли человек к себе. Если да, то это и будет определять его дальнейшую деятельность, направленную на самосовершенствование своей личности.
Лит.: Ковалев С.М. Воспитание и самовоспитание. – М., 1986; Липкина А.И. Самооценка школьника. – М., 1976; Осипов П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся. – Казань, 1997; Осипов П.Н. Сам себя воспитать должен. – Казань, 1995; Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. – М., 1984.
П.Н. Осипов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
220.97 кб

Самооценка успешности адаптации курсантов к условиям обучения в военно-медицинском вузе

Будко Д. Ю.
Несмотря на проводимый профессиональный психологический отбор для обучения в вузах МО РФ, у части курсантов отмечаются явления затяжной военно-профессиональной адаптации.
Читать PDF
120.75 кб

Самооценка педагогического коллектива как условие развития образовательной системы школы

Курцева Елена Геннадьевна
В статье рассматривается модель самооценки педагогического коллектива как одно из условий развития образовательной системы школы и возможность ее использования для определения направлений совершенствования деятельности образовател
Читать PDF
198.03 кб

Самооценка качества деятельности преподавателей вуза в системе повышения квалификации

Васильева Елена Юрьевна
Читать PDF
232.32 кб

Самооценка голоса при формировании профессиональных компетенций логопеда

Орлова О. С.
Читать PDF
1.21 мб

Самооценка – путь к успешному профессиональному и личностному становлению

Т. Н. Гонина
Читать PDF
686.76 кб

Самооценка студента как фактор успешности будущей профессиональной деятельности

Ксенева Ирина Дмитриевна, Щербакова Марина Викторовна
Исследуется роль самооценки в профессиональном становлении будущего специалиста.
Читать PDF
297.14 кб

Рефлексивная самооценка потенциальной индивидуальной виктимности студентов вуза

Дмитриева Ирина Анатольевна, Кибальченко Ирина Александровна
Рассматривается рефлексивная самооценка потенциальной индивидуальной виктимности студентов вуза, которая может быть развита для их безопасной жизнедеятельности, а также основные положения виктимологии, такие понятия, как виктимнос
Читать PDF
507.16 кб

Самооценка профессиональной компетентности тренеров-преподавателей на различных этапах подготовки и

Крисанов С. А., Гордеев Ю. А.
В статье рассматривается самооценка профессиональной компетентности на этапах подготовки, реализации и контроля собственной деятельности в учебно-тренировочном процессе с учетом квалификационных категорий тренеров-преподавателей.
Читать PDF
438.27 кб

Самооценка сформированности компетенций студентов первого курса физико-математического факультета в

Медведева Ирина Николаевна, Мартынюк Оксана Ивановна, Панькова Светлана Витиславовна, Соловьева Ирина Олеговна
Students must take part in forming competences for effective realization of the competence-oriented professional education program.
Читать PDF
1.26 мб

Самооценка школы: основные понятия

Вальдман И. А.
В статье рассматривается такой инструмент управления качеством образования на уровне школы, который используется во многих странах мира, как самооценка.
Читать PDF
2.64 мб

Самооценка студентами средних специальных учебных заведений учебной деятельности как средство их про

Зайцева Ирина Николаевна
Читать PDF
442.04 кб

Самооценка состояния здоровья и интересы студенток высших учебных заведений относительно занятий по

Базылюк Татьяна Антоновна
Цель работы состояла в выявлении приоритетов к конкретным средствам физической культуры студенток. В исследовании принимали участие 50 студенток 18-19.
Читать PDF
671.28 кб

Самооценка как индикатор рефлексивного самоуправления учебной деятельности

Шадрин Игорь Владимирович, Дьячук Ирина Павловна, Кудрявцев Сергей Владимирович
В статье рассматривается инструментальный метод диагностики самооценки учебной деятельности по конструированию пространственных объектов.
Читать PDF
0.00 байт

Самооценка студентами педагогического вуза и учителями начальных классов профессионально важных каче

Шайденкова Татьяна Николаевна, Фельдман Инесса Леонидовна
Полученные в ходе исследования эмпирические данные позволяют сказать, что и студенты, и учителя начальных классов, независимо от их стажа работы в школе, достаточно объективно подошли к самооценке профессионально важных качеств.
Читать PDF
475.44 кб

Самооценка магистрантами своего квалификационного уровня: диагностические возможности

Краснорядцева Ольга Михайловна, Кобзарь Ксения Евгеньевна
Представлены обобщенные результаты самооценки магистрантами (обучающимися по направлению подготовки «Психология») степени овладения ими соответствующими квалификационными уровнями.

Похожие термины:

  • Самооценка и самоанализ деятельности учреждения

    специально организованная «внутренняя» экспертиза по самоопределению уровня этой деятельности, ее результативности и понимания зоны ближайшего развития; способность коллектива образовательно
  • Заниженная самооценка

    недооценка индивидом тех или иных своих качеств или их совокупности, восприятие их в несоответствующем действительности неблагоприятном свете.
  • Завышенная самооценка

    представление индивида о тех или иных своих качествах или их совокупности в несоответствующем действительности благоприятном (в рамках его ценностных ориентаций) свете.