СамообладаниеСамообразование учителя профессиональное

САМООБРАЗОВАНИЕ

Найдено 10 определений термина САМООБРАЗОВАНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Самообразование

система внутренней организации по усвоению опыта поколений, направленное на собственное развитие.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь социального педагога

САМООБРАЗОВАНИЕ

система внутренней самоорганизации по усвоению социального опыта, имеющая целью собственное развитие личности [82, c. 681].

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Самообразование

одна из основных категорий военной педагогики, отражающих целенаправленную самостоятельную работу военнослужащего по приобретению, углублению и совершенствованию знаний, навыков, умений.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Самообразование

овладение знаниями по инициативе самой личности в отношении предмета занятий, объема и источников познания; установления продолжительности и времени проведения занятий, а также выбора формы удовлетворения познавательных потребностей и интересов.  

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Творчество. Краткий педагогический словарь

САМООБРАЗОВАНИЕ

специально организованная, самодеятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации. Строится обычно по образцу систематизированных форм обучения, но регулируется самим субъектом.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Педагогический словарь

Самообразование

это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Признаки самообразования: осознанность в выборе содержания, методов и форм; добровольность и самостоятельность познавательной деятельности; положительное отношение к ней; индивидуальность процесса познания. Различают научное, профессиональное, политическое и другие виды самообразования. К сфере самообразования относится только такая познавательная деятельность, которая совершается в процессе самостоятельной работы, без прохождения человеком систематического курса обучения в образовательном учреждении. Человек, выросший на самообразовании, в народе называется самоучкой.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

САМООБРАЗОВАНИЕ

систематическая учебная деятельность, построенная на самостоятельном изучении какого-либо вопроса или проблемы с периодическими консультациями у специалиста или без них. Эффективность самообразования зависит от интеллектуальной развитости, а также от установок на учебную деятельность, от отношения к знаниям, от волевых и др. качеств. Самообразование имеет индивидуальные и групповые формы, последние способствуют формированию умений и навыков совместной интеллектуальной деятельности. В системе непрерывного образования самообразование выполняет роль связующего звена между ступенями и стадиями организованной учебы, придавая образовательному процессу целостный и восходящий характер.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

САМООБРАЗОВАНИЕ

в той или иной мере систематическая учебная деятельность, построенная на самостоятельном (вне стен учебного заведения) изучении какого-то вопроса или проблемы с периодическими консультациями специалиста или без оных. Эффективность самообразования зависит от развитости и интеллектуальных умений, а также от установок человека на учебную деятельность, от его отношения к знаниям, равно как и от его волевых и других личностных качеств. Самообразованию присущи индивидуальные и групповые формы, последние способствуют формированию умений и навыков совместной интеллектуальной деятельности. В системе непрерывного образования самообразование выполняет роль связующего звена между дискретно идущими ступенями и стадиями организованной учебы, придавая образовательному процессу целостный и восходящий характер.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Основы андрагогики. Терминологический словарь-справочник для студентов социально-гуманитарных специальностей

САМООБРАЗОВАНИЕ

целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в к.-л. области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе С. - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала. С. - одно из средств самовоспитания. Осн. виды С. - общее, специальное (профессиональное) и политическое. Осн. форма - изучение литературы научной, научно-популярной, учебной, художественной и др. Источниками С. служат также прослушивание лекций, звукозаписей, концертов, посещение музеев, выставок, консультаций; различные виды практической деятельности - опыты, эксперименты, моделирование и др. Большие возможности для С. появились с созданием системы Интернета. С. всегда имело целью повышение квалификации или образовательного уровня. Мн. крупные деятели науки, литературы, искусства, общественные организации помогали С.: создавали народные библиотеки, читальни, народные дома. В 1863-66 в С.-Петербурге издавался учебно-литературный журнал "Самообразование", в 1893 в Москве была создана Комиссия по организации домашнего чтения при учебном отделе Общества распространения технических знаний, которая разработала специальные программы для С. по мн. предметам, изучавшимся в университетах, выпускала "Библиотеку для самообразования", проводила письменные консультации. Облегченные программы для С. готовил Отдел для содействия самообразованию, созданный в С.-Петербурге (1891) при Педагогическом музее военно-учебных заведений по инициативе Н.А. Рубакина, Н.И. Кареева и др. В 1892 группой московских ученых во главе с И.И. Янжулом была издана "Книга о книгах. Толковый указатель для выбора книг по основным отраслям знания". Значительную роль в развитии С. играли различные общественные курсы и народные университеты. С 50-х гг. 20 в. удовлетворению потребности в С. способствовало формирование систем образования взрослых и повышения квалификации, а также совершенствование средств массовой информации (в т.ч. направлений учебного радио и телевидения). Направленность на развитие личности, раскрытие способностей человека, творческого потенциала, самовыражение, реализацию его духовных интересов обусловливают особую значимость С. С. - обязательный компонент современного школьного обучения. Оно может развиваться как сопутствующее обучению, расширяя, дополняя, углубляя изучаемый учебный материал, а может быть и автономно по отношению к обучению, включаясь в изучение новых, не представленных в учебном заведении курсов. Развитию навыков С. у школьников способствуют внеклассные и внешкольные занятия в различных кружках, клубах, лекториях, техническое творчество, опытническая работа и др. (см.Дополнительное образование детей). Навыки С., полученные в школе, углубляются и совершенствуются в процессе учебной работы в средних и высших профессиональных образовательных учреждениях. С. - составная часть системы непрерывного образования - выступает как связующее звено между базовым образованием (общим и профессиональным) и периодическим повышением квалификации и переподготовкой специалистов. — способность обучающихся самостоятельно, систематически и целенаправленно усваивать необходимый для их учебы и работы материал. (Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004. ) См. также Автодидактика, Акмеология, Дополнительное образование детей

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

САМООБРАЗОВАНИЕ

целенаправленная познават. деятельность, управляемая самой личностью; приобретение система-тич. знаний в к.-л. области науки, техники, культуры, полит. жизни и т. п. В основе С. - непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. С. - одно из средств самовоспитания.

Осн. виды С. - общее, специальное (профессиональное). и политическое. Осн. форма С. - изучение лит-ры научной, научно-популярной, учебной, худож. и др. Источниками С. служат также прослушивание лекций, докладов, концертов, фонозаписей, консультаций специалистов, просмотр спектаклей, кинофильмов, посещение музеев, выставок: разл. виды практич. деятельности - опыты, эксперименты, моделирование и др.

С. всегда имело целью получение квалификации или повышение образоват. уровня. Мн. крупные деятели науки, литры, иск-ва, обществ, орг-ции помогали С.: создавали нар. библиотеки, читальни, нар. дома. В 1863—66 в Петербурге издавался уч.-лит. журн. «Самообразование», в 1893 в Москве была создана комиссия по организации домашнего чтения при уч. отделе Об-ва распространения техн. знаний, к-рая разработала спец. программы по мн. предметам, изучавшимся в ун-тах, выпускала «Библиотеку для самообразования», проводила письм. консультации. Облегченные программы для С. выпускал Отдел для содействия самообразованию, созданный в Петербурге (1891). при Пед. музее воен.-уч. заведений по инициативе Н. А. Рубаки-на, Н. И. Кареева и др. В 1892 группой моек, ученых во главе с И. И. Янжулом была издана «Книга о книгах. Толковый указатель для выбора книг по осн. отраслям знания». В нач. 20 в. большое распространение получили книги Н. А. Рубакина - «Письма к читателям о самообразовании» (1913), «Практика самообразования» (1914), «Среди книг» (т. 1- 3, 1911—152).

Значит. роль в развитии С. играли разл. обществ, курсы и народные ун-ты.

С 20-х гг. организованная и система-тич. работа проводилась гл. обр. в области полит. С. В области общего С., направляемого политпросветами Нар-компросов и профсоюзами, намечалась широкая программа образования трудящихся до уровня требований неполной ср. школы.

В сер. 30-х гг., в связи со значит. развитием сети общеобразоват. школ, техникумов и вузов, С. стало осн. способом самостоят. углубления и расширения знаний, полученных в уч. заведениях.

В условиях научно-техн. революции (с 50-х гг. 20 в.). широкое развитие получили системы образования взрослых и повышения квалификации. Усиливает потребность в С. и развитие средств массовой информации. Их развитие, с одной стороны, обогащает процесс С., с другой - делает человека причастным к совершающимся в мире событиям, вызывает потребность разобраться в них.

Направленность на развитие личности, раскрытие способностей человека, творческого потенциала, самовыражение, реализацию его духовных интересов обусловливает особую значимость С.

Важную роль в формировании навыков С. играет школа. С. - обязательный компонент совр. обучения. Оно может развиваться как сопутствующее обучению, расширяя, дополняя, углубляя изучаемый в уч. заведении материал, а может быть и автономно по отношению к обучению, включаясь в изучение новых, не представленных в уч. заведении курсов.

С., обогащая учение, находит в нем поддержку, апробируя самостоятельно полученные знания, систематизирует их. Обучение дает возможность обогатить С. коллективным поиском, снять нек-рые трудности самостоят. познания. Развиваясь в системе обучения, С. получает новые стимулы для своего утверждения. Навыки С. вырабатываются в первую очередь в процессе проведения разл. видов самостоят. работы учащихся, предусмотренных шк. программами (выбор необходимой лит-ры, конспектирование, реферирование прочитанного, составление тезисов, подготовка докладов и др.). Учащиеся пользуются справочной лит-рой, словарями; в процессе экскурсионной, лабораторной и экспериментальной работы приобретают необходимые для С. умения наблюдать, сравнивать, обобщать жизненные явления. Важной формой подготовки школьников к самообра-зоват. работе является направляемое учителями и родителями внеклассное чтение.

Развитию навыков С. у школьников способствуют внеклассные и внешкольные занятия в разл. кружках, клубах, лекториях, техн. творчество, опытничес-кая работа и др.

Навыки С., полученные в школе, углубляются и совершенствуются в процессе уч. работы в ср. спец. и высших уч. заведениях. Важную роль в этом, помимо самостоят. работы с уч. и науч. лит-рой, играют занятия в семинарах, науч. кружках, науч. студенческих обществах и конструкторских бюро, участие в исследо-ват. экспедициях и др.

С. - составная часть системы непрерывного образования - выступает как связующее звено между базовым образованием (общим и профессиональным). и периодич. повышением квалификации, переподготовки специалистов.

Воспитание потребности в С. находится в прямой зависимости от авторитета конкретной специальности. Учитель нередко воспринимается не только как преподаватель определенного уч. предмета, но и как воспитатель в широком смысле слова, оказывающий большое воздействие на людей. Особую область спец. С. составляет.н. пед. С. В процессе совершенствования общей культуры и проф. знаний путем С. изучаются вопросы педагогики и психологии, теории управления, методики уч. предмета, общей культуры.

Направление и содержание С. определяются самим учителем в соответствии с его потребностями и интересами.

Для учителей, воспитателей, работников образования Гос. б-ка по нар. образованию им. К. Д. Ушинского систематически публикует библиографич. указатели, краткие обзоры новой лит-ры и библиографич. указатели по отд. проблемам пед. науки. Списки новых книг помещаются в пед. периодике, в т. ч. в пред-метно-метод. журналах.

Помощь родителям в их пед. С. оказывают школы. Статьи для С. родителей публикуются в журн. «Семья и школа», «Здоровье» и др. Издаются науч.-популярные брошюры и книги по вопросам воспитания, обучения и охраны здоровья детей.

Лит. Медынский Е. Н., Внешк. образование, его значение, организация и техника, M., 19185; Терпигорев А. М., Труд и самообразование, [М.], 1959; Ковы-нев Н. К., Работа с книгой, М., 1961; Рубакин Н. А., Как заниматься самообразованием, М., 1962; Громцева А. К., Самообразование как социальная категория, Л., 1976; ее же, Формирование у школьников готовности к самообразованию, М., 1983; Руководство самообразованием школьников, под ред. М. Н. Скаткина, Б. Ф. Райского, М., 1983. А. К. Громцева.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме САМООБРАЗОВАНИЕ — 0

Найдено научныех статей по теме САМООБРАЗОВАНИЕ — 0

Найдено книг по теме САМООБРАЗОВАНИЕ — 0

Найдено презентаций по теме САМООБРАЗОВАНИЕ — 0

Найдено рефератов по теме САМООБРАЗОВАНИЕ — 0