САМООБРАЗОВАНИЕ
Источник: Словарь социального педагога и социального работника
Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007
Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Источник: Словарь терминов и понятий дополнительного профессионального образования.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
Источник: Педагогический словарь
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016
Источник: Глоссарий современного образования.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
Осн. виды С. - общее, специальное (профессиональное). и политическое. Осн. форма С. - изучение лит-ры научной, научно-популярной, учебной, худож. и др. Источниками С. служат также прослушивание лекций, докладов, концертов, фонозаписей, консультаций специалистов, просмотр спектаклей, кинофильмов, посещение музеев, выставок: разл. виды практич. деятельности - опыты, эксперименты, моделирование и др.
С. всегда имело целью получение квалификации или повышение образоват. уровня. Мн. крупные деятели науки, литры, иск-ва, обществ, орг-ции помогали С.: создавали нар. библиотеки, читальни, нар. дома. В 1863—66 в Петербурге издавался уч.-лит. журн. «Самообразование», в 1893 в Москве была создана комиссия по организации домашнего чтения при уч. отделе Об-ва распространения техн. знаний, к-рая разработала спец. программы по мн. предметам, изучавшимся в ун-тах, выпускала «Библиотеку для самообразования», проводила письм. консультации. Облегченные программы для С. выпускал Отдел для содействия самообразованию, созданный в Петербурге (1891). при Пед. музее воен.-уч. заведений по инициативе Н. А. Рубаки-на, Н. И. Кареева и др. В 1892 группой моек, ученых во главе с И. И. Янжулом была издана «Книга о книгах. Толковый указатель для выбора книг по осн. отраслям знания». В нач. 20 в. большое распространение получили книги Н. А. Рубакина - «Письма к читателям о самообразовании» (1913), «Практика самообразования» (1914), «Среди книг» (т. 1- 3, 1911—152).
Значит. роль в развитии С. играли разл. обществ, курсы и народные ун-ты.
С 20-х гг. организованная и система-тич. работа проводилась гл. обр. в области полит. С. В области общего С., направляемого политпросветами Нар-компросов и профсоюзами, намечалась широкая программа образования трудящихся до уровня требований неполной ср. школы.
В сер. 30-х гг., в связи со значит. развитием сети общеобразоват. школ, техникумов и вузов, С. стало осн. способом самостоят. углубления и расширения знаний, полученных в уч. заведениях.
В условиях научно-техн. революции (с 50-х гг. 20 в.). широкое развитие получили системы образования взрослых и повышения квалификации. Усиливает потребность в С. и развитие средств массовой информации. Их развитие, с одной стороны, обогащает процесс С., с другой - делает человека причастным к совершающимся в мире событиям, вызывает потребность разобраться в них.
Направленность на развитие личности, раскрытие способностей человека, творческого потенциала, самовыражение, реализацию его духовных интересов обусловливает особую значимость С.
Важную роль в формировании навыков С. играет школа. С. - обязательный компонент совр. обучения. Оно может развиваться как сопутствующее обучению, расширяя, дополняя, углубляя изучаемый в уч. заведении материал, а может быть и автономно по отношению к обучению, включаясь в изучение новых, не представленных в уч. заведении курсов.
С., обогащая учение, находит в нем поддержку, апробируя самостоятельно полученные знания, систематизирует их. Обучение дает возможность обогатить С. коллективным поиском, снять нек-рые трудности самостоят. познания. Развиваясь в системе обучения, С. получает новые стимулы для своего утверждения. Навыки С. вырабатываются в первую очередь в процессе проведения разл. видов самостоят. работы учащихся, предусмотренных шк. программами (выбор необходимой лит-ры, конспектирование, реферирование прочитанного, составление тезисов, подготовка докладов и др.). Учащиеся пользуются справочной лит-рой, словарями; в процессе экскурсионной, лабораторной и экспериментальной работы приобретают необходимые для С. умения наблюдать, сравнивать, обобщать жизненные явления. Важной формой подготовки школьников к самообра-зоват. работе является направляемое учителями и родителями внеклассное чтение.
Развитию навыков С. у школьников способствуют внеклассные и внешкольные занятия в разл. кружках, клубах, лекториях, техн. творчество, опытничес-кая работа и др.
Навыки С., полученные в школе, углубляются и совершенствуются в процессе уч. работы в ср. спец. и высших уч. заведениях. Важную роль в этом, помимо самостоят. работы с уч. и науч. лит-рой, играют занятия в семинарах, науч. кружках, науч. студенческих обществах и конструкторских бюро, участие в исследо-ват. экспедициях и др.
С. - составная часть системы непрерывного образования - выступает как связующее звено между базовым образованием (общим и профессиональным). и периодич. повышением квалификации, переподготовки специалистов.
Воспитание потребности в С. находится в прямой зависимости от авторитета конкретной специальности. Учитель нередко воспринимается не только как преподаватель определенного уч. предмета, но и как воспитатель в широком смысле слова, оказывающий большое воздействие на людей. Особую область спец. С. составляет.н. пед. С. В процессе совершенствования общей культуры и проф. знаний путем С. изучаются вопросы педагогики и психологии, теории управления, методики уч. предмета, общей культуры.
Направление и содержание С. определяются самим учителем в соответствии с его потребностями и интересами.
Для учителей, воспитателей, работников образования Гос. б-ка по нар. образованию им. К. Д. Ушинского систематически публикует библиографич. указатели, краткие обзоры новой лит-ры и библиографич. указатели по отд. проблемам пед. науки. Списки новых книг помещаются в пед. периодике, в т. ч. в пред-метно-метод. журналах.
Помощь родителям в их пед. С. оказывают школы. Статьи для С. родителей публикуются в журн. «Семья и школа», «Здоровье» и др. Издаются науч.-популярные брошюры и книги по вопросам воспитания, обучения и охраны здоровья детей.
Лит. Медынский Е. Н., Внешк. образование, его значение, организация и техника, M., 19185; Терпигорев А. М., Труд и самообразование, [М.], 1959; Ковы-нев Н. К., Работа с книгой, М., 1961; Рубакин Н. А., Как заниматься самообразованием, М., 1962; Громцева А. К., Самообразование как социальная категория, Л., 1976; ее же, Формирование у школьников готовности к самообразованию, М., 1983; Руководство самообразованием школьников, под ред. М. Н. Скаткина, Б. Ф. Райского, М., 1983. А. К. Громцева.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия
С. является неотъемлемой частью систематического обучения в стационарных учебных заведениях, способствуя углублению, расширению и более прочному усвоению знаний.
С. – это целенаправленная, систематическая, управляемая самим обучающимся познавательная деятельность, необходимая для совершенствования его образования. При этом обучающийся сам (или с помощью руководителя) определяет образовательную цель, содержание познавательной деятельности, объем и организацию своей работы.
С. – метод приобретения знаний о мире и закономерностях его развития на основе самостоятельных занятий, систематической, целеустремленной работы с первоисточниками, научной, учебно-методической и другой литературой.
С. – зто в первую очередь познание. В условиях С. познание может выступать и как индивидуальная, и как коллективная деятельность обучающихся. Наличие различных кружков, научных обществ и клубов по интересам дает возможность сопрягать свою индивидуальную работу с участием в коллективных формах работы.
Наиболее распространенными мотивами, побуждающими обучающихся к С., являются социально значимые и связанные с реализацией их идеалов и жизненных планов. Именно они придают С. необходимую устойчивость, целенаправленность, систематичность.
Вторая группа включает мотивы, связанные с побудительной силой собственнопознавательного интереса без ориентации личности на жизненные планы. Развиваясь внутри учебной работы, С. учащихся при этом довольно часто не имеет той целенаправленности, которая характерна для взрослых. Порождаясь процессом обучения, она может находить в нем поддержку, сопровождать его.
Самообразовательной деятельностью здесь движет жажда непосредственного познания, стремление к овладению новой информацией.
Третья группа мотивов С. связана с потребностью личности в самосовершенствовании, в развитии своих способностей, призвания. Если этот мотив связывается с жизненными планами личности, то деятельность С. приобретает характерные черты первой группы.
Но иногда развитие музыкальных, спортивных, художественных и других способностей не связывается непосредственно с жизненными планами ученика и поддерживается лишь его пребыванием в специальной школе. Иногда его самообразованием руководят родители, иногда оно развивается совершенно самостоятельно. К этой группе относятся и мотивы самообразовательной деятельности, цель которых – совершенствование характера личности, развитие познавательных способностей, и в первую очередь мышления.
Четвертую группу мотивов объединяют разнообразные формы увлечения учащихся, их хобби. Так, любовь к животным, увлечение музыкой, компьютером и прочее может развиться на уровне прикладной деятельности, не достигая уровня серьезных занятий. Тем не менее все формы любительства включают как обязательный компонент С.
Содержание самообразовательной деятельности учащихся профессиональных учебных заведений отражает все разнообразие запросов развивающейся личности. Его можно классифицировать по следующим видам:
1. Общее С., направленное на более углубленное изучение отдельных циклов учебных предметов (гуманитарных, естественнонаучных, специальных), согласно склонностям, интересам, жизненным планам личности.
2. Профессиональное – самообразовательная деятельность, направленная на углубленное изучение избранной и (или) освоение дополнительной, смежной профессии и самостоятельную подготовку себя к ней.
3. С., связанное с развитием своих способностей (эстетических, физических).
4. Политическое С., обусловленное усилением внимания учащихся к современным проблемам, к формированию своего мировоззрения, выработкой отношения к совершающимся событиям.
5. С., обусловленное любительскими занятиями: компьютерами, радио-, авто- и другой техникой, моделированием и другими увлечениями.
6. С., связанное с самовоспитанием, интересом к вопросам нравственности, формированию характера.
В каждом виде С. могут быть использованы самые разнообразные источники. С., связанное с овладением профессией, в свое содержание может включать изучение специальной и научно-популярной литературы, общение с людьми данной профессии, знакомство с литературой о них, реальное включение в этот вид деятельности.
Изучение процессуальной стороны С. показывает, что если оно строится как сопутствующее учению и вызывается им, то в этом случае учение определяет не только содержание С., но и его процесс. В условиях сопутствующего С. самостоятельное познание чаще всего является неполным, поскольку отдельные его звенья реализуются в процессе учебной работы.
По-иному протекает процесс познания, когда ученик приступает к самостоятельному изучению вопросов, тем и разделов курса, которые не изучаются в учебном заведении. При этом имеет место предельная активность уже первого этапа познания, потребность в «предметном действии». Обучающиеся глубоко и разносторонне осознают значение практики в познании, которая служит им не только средством проверки усвоения знаний, но и источником познания, стимулирует его совершенствование.Успешность С. во многом зависит от подготовленности к нему обучающихся или намеревающихся заняться им.
В зависимости от характера С. у занимающихся им можно выделить различные уровни. Первый, самый низкий уровень самообразовательной работы характерен тем, что формирование познавательных интересов заставляет обучающихся прибегать к чтению той или другой книги, к просмотру отдельной телепередачи, к прослушиванию одиночной лекции. Это еще не целенаправленное самообразование, а эпизодическая, часто случайная, дополнительная к учебной деятельность для удовлетворения еще неустойчивого интереса. Уровень познавательных умений на этом этапе чрезвычайно подвижен. Некоторые обучающиеся делают здесь лишь свои первые шаги в самостоятельном познании, чаще всего расширяя содержание домашней учебной работы.
При выполнении заданий они уже могут обращаться к дополнительной литературе, прибегая к выпискам, составлению плана прочитанного. Особенно много некоторые учащиеся работают над домашними сочинениями, докладами, используя при этом как научно-популярную литературу, так и периодическую печать.
Но эти умения работать самостоятельно бывают часто еще невысокого уровня. Самостоятельное познание, как правило, бывает затруднено, учащиеся отдают явное предпочтение познанию под руководством преподавателя, мастера производственного обучения. Невысок на этом этапе и уровень организационных умений. По существу, обучающийся здесь еще сознательно не ставит определенных целей для своей деятельности, не отбирает и средства их реализации, что придает его С. разбросанность и эпизодичность.
Со временем самообразовательная деятельность превращается в относительно самостоятельную деятельность обучающегося, имеющую свои цели и задачи, свое содержание и организацию.
Второй уровень С. характерен для тех, кто начинает широко участвовать в добровольных познавательных сообществах. Однако если на первом уровне работа в них заменяет самостоятельное познание (включение в него затрудняется недостаточно высоким уровнем познавательных умений), то теперь, наоборот, эти сообщества поднимают самостоятельное познание на более высокую ступень (дают новое содержание деятельности, облегчают ее организацию). В связи с таким обогащением деятельности возрастает удельный вес знаний, получаемых путем С. Одни учащиеся профессиональных учебных заведений на этом уровне расширяют и углубляют школьные знания, другие переосмысливают их с иных позиций, третьи раскрывают мир совершенно нового, неизведанного. Для данного уровня С. характерно осознание учащимися профессиональных учебных заведений (особенно средних специальных) ограниченности школьных знаний.
Третий уровень характерен для учащихся, которые уже не один год включены в эту деятельность. Ее отличает большая четкость, действенность и реальность целей С. Приобретая опыт в этой деятельности, обучающийся учится оценивать свои возможности и согласно с ними определять свои задачи. Качественный скачок в С. на этом уровне (по сравнению со вторым) обеспечивает и овладение организационными умениями, дающими возможность строить его более рационально. Учащиеся в результате систематической самостоятельной познавательной деятельности приобретают умение анализировать проделанную ими работу, соотносить ее результаты с поставленными задачами, более экономно ее строить, отбрасывая или упрощая лишние и трудоемкие виды работ. Для рациональной организации деятельности составляются программы С.
Для С., как и для любой деятельности, особенно значима и ее процессуальная сторона. Будет функционировать самообразовательная деятельность или нет, всецело определяется умением ученика самостоятельно познавать предмет. Уровень владения этими умениями обеспечивает качественную сторону самостоятельно усвоенных знаний, навыков и умений. В плане интенсификации процесса познания не меньшее значение имеет и его самоорганизация: выбор приемов работы, планирование времени, самоконтроль.
Навыки С. вырабатываются в первую очередь в процессе различных видов самостоятельной работы учащихся. На уроках теоретического и производственногообучения, в мастерских преподаватели и мастера показывают учащимся способы решения различных познавательных задач, с которыми приходится встречаться на практике, в жизни, учат их выбору необходимой справочной литературы, работе с ней, выделению из прочитанного главного и наиболее существенного, умению делать выписки, составлять тезисы и конспекты, пользоваться энциклопедиями, справочниками, словарями и т.п.
Большую помощь в деле подготовки учащихся к дальнейшему С. оказывают практикуемые на уроках и вне их доклады, сообщения, рефераты на различные темы, работа с первоисточниками и др. В процессе экскурсионной, лабораторной и опытной работы учащиеся приобретают необходимые для С. умения наблюдать, сравнивать и обобщать жизненные явления (см. Лекционно-семинарские занятия; Доклад; Работа учащихся с технической книгой).
Развитию навыков С. у учащихся способствуют внеучебные и внеучилищные занятия в различных кружках, клубах по интересам, техническое творчество, с.-х. опытная и юннатская работа и др. (см. Кружки технические; Опытническая работа).
Совместная работа учебных заведений и заведений дополнительного образования, родителей требует соблюдения единства их требований и советов.
Важная роль в стимулировании С. принадлежит участию учащихся в научных кружках, научных студенческих обществах, в учебном заведении, в ССУЗах и вузах.
Основным средством С. является самостоятельное изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и другой литературы. Источниками С. служат также газеты, радио, телевидение, посещение театров, музеев, выставок, общение с образованными людьми, со специалистами в различных областях знания и практической деятельности.
Лит.: Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. – М., 1983; Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. – М., 1985; Рационализация самообразования, самоорганизации, самоконтроля учащихся средних профтехучилищ: Метод. рекомендации / Сост. Н.В. Кузьмина, Р.Ф. Жуков, Ю.Н. Пароходов. – Л., 1988; Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. – М., 1984.
П.Н. Осипов
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.