Самообладание

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

САМООБЛАДАНИЕ
сознательное управление психическими процессами и волевое воздействие на них.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Самообладание
форма психической саморегуляции через сознательное управление психическими процессами и волевое воздействие на них.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

САМООБЛАДАНИЕ
способность человека сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

САМООБЛАДАНИЕ
способность человека осуществлять деятельность в дезорганизующих ее ситуациях, влияющих на эмоциональную сферу. Литература: [20].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

САМООБЛАДАНИЕ
волевое качество личности, которое характеризуется как способность не теряться в трудных и неожиданных обстоятельствах, управлять своими действиями, проявляя при этом рассудительность и сдерживая отрицательные эмоции; это власть человека над самим собой.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Самообладание
одна из форм самоконтроля, выражающаяся в способности человека контролировать чувственную сторону своей психики (чувства, эмоции, желания, привычки, склонности) и подчинять свою деятельность решению сознательно поставленных перед собой задач и требованиям человеческого общежития.

Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007

Самообладание
положительное духовно-нравственное качество личности, выражающее внутреннее спокойствие и присутствие разума в сложных жизненных ситуациях. Это хладнокровие, продуманность, терпение в непредвиденных трудных обстоятельствах, умение гасить неприятные состояния при неудачах. Иногда ситуации требуют мужества, выдержки, способности не показать своих тревог, страха, неумения ради рационального и спокойного решения конфликтов. Самообладание – форма психической саморегуляции через сознательное управление психическими процессами. Наличие у человека такого качества есть показатель его эмоциональной и волевой зрелости.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

САМООБЛАДАНИЕ
способность человека формировать собственную жизнь в направлении совершенства при помощи разумно-нравственной воли, независимо от естественных порывов и аффектов. Оно проявляется в двух основных формах — умеренности и мужестве. Первая (умеренная) означает способность противостоять побуждениям к наслаждению во всех формах, особенно побуждениям, проявляющимся в чувственной области. Мужество — аналогичная способность противостоять аффектам страха и боязни перед опасностью, борьбой, страданием, усилием; противостоять там, где существенные жизненные задачи требуют терпения и настойчивости. Нужно развивать у воспитуемого умение даже в острой экстремальной ситуации не допускать верховенства страстей над доводами рассудка. Самообладание укрепляет волю, организует поведение, стимулирует сознательное проявление смелости, отваги и, вместе с тем, расчетливости, взвешенности.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

САМООБЛАДАНИЕ
особенность волевого поведения человека, в устойчивых формах – волевая черта характера, заключающаяся в умении владеть своими чувствами и настроениями, сдерживать непосредственные побуждения, если они ведут к неправильным реакциям, не допускать импульсивных действий, воздерживаться от поступков, которые осознаются как ненужные или вредные в данных условиях. Особенно важно С. в трудных и сложных обстоятельствах, дезорганизующих деятельность ситуациях, влияющих на эмоциональную сферу когда человек должен взять себя в руки, сохранить хладнокровие, не терять присутствия духа. Если человек не будет контролировать свои эмоции и побуждения, они могут придать его действиям пагубное для общества и для него самого направление, привести к антиобщественным актам, причинить вред и неудобства окружающим, оказать разрушительное воздействие на здоровье, психику и моральный облик личности. Распущенность, трусость, грубость, бестактность – все эти и многие другие явления антиобщественного характера всегда так или иначе связаны с отсутствием С. С. выражается также в умении в случае необходимости преодолеть свое апатичное, вялое, тормозное состояние, меланхолию, вызвать бодрое настроение.
Воспитание в людях С. является одним из условий повседневного выполнения ими норм нравственности и правил культуры поведения.
Физиологически С. определяется достаточным балансом и подвижностью основных нервных процессов – возбуждения и торможения, возможностью быстрой смены (в соответствии с обстановкой) одного процесса другим, высокоразвитым контролем со стороны второйсигнальной системы, позволяющим человеку подчинить свои действия определенным принципам и нормам поведения.
С. – одна из форм самоконтроля; моральное качество, выражающееся в способности и привычке человека контролировать чувственную сторону своей психики (чувства, эмоции, желания, привычки, склонности) и подчинять свою деятельность решению сознательно поставленных задач и требований человеческого общежития.
Общая линия воспитания С. заключается в тренировке у учащихся как способности к тормозному контролю за своим поведением, так и способности к самоконтролю вообще. Не ограничивая активности учащихся и не прибегая к системе ненужных запретов, следует приучать их в известной мере ограничивать свои желания, сдерживать непосредственные побуждения и порывы, обдумывать и обосновывать свои поступки.
Учащийся должен выполнять не только то, что он хочет, но и то, что от него требуется. Его надо приучать подавлять в необходимых случаях свое «хочу» во имя «надо».
Воспитание С. – одна из важнейших задач преподавателя, мастера. Формированию С. способствуют игровые технологии обучения и воспитания, особенно коллективные игры с правилами, во время которых учащиеся приучаются контролировать свое поведение, сдерживать непосредственные побуждения, подавлять импульсивные действия. Большие требования к С. предъявляет учебная и трудовая деятельность – в процессе учения и труда человек сталкивается с рядом строгих требований и правил, в соответствии с которыми должен контролировать свое поведение, свою деятельность, сдерживать или подавлять непосредственные желания, если они идут вразрез с соображениями общественной необходимости. Особо следует отметить важную роль правильно организованного коллектива, который требует от своих членов контроля за своим поведением, резко осуждает проявления несдержанности, импульсивности, недисциплинированности, безволия. Существенное значение для воспитания С. имеет твердый режим жизни и деятельности учащихся, систематические разумные требования со стороны взрослых, а также их личный пример.
С. – показатель эмоциональной и социальной зрелости личности.
Лит.: Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. – М., 1981; Психология: Словарь. – М., 1990; Лукин Н.С. Воспитание выдержки у подростков. – М., 1955; Крутецкий В.А. Воспитание воли и характера. – М., 1960.
П.Н. Осипов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.