Самодеятельные журналыСамодиагностика

САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ

Найдено 2 определения термина САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ детей и молодежи

сообщества и группы, создающиеся по инициативе детей и молодых людей на основе общих целей, интересов и стремлений. Возникновение С.о. обусловлено тем, что в процессе социализации дети и молодые люди испытывают потребность в переживании и осознании своей общности со сверстниками, в групповой солидарности. Каждый ребенок неизбежно становится членом к.-л. коллектива как формального, так и неформального. В практике достаточно трудно провести различие между С.о. и неформальными объединениями (нетрадиционными объединениями, объединениями субкультуры, контркультуры и пр.). Среди специалистов наиболее распространена точка зрения, что в С.о. связующим звеном выступают осознанные цели и мотивы участников, а неформальные группы детей и молодежи основываются на психологических взаимозависимостях участников при почти полном отсутствии институционально организованных отношений внутри группы; цели членов мн. неформалов вообще нельзя сформулировать, а мотивация их деятельности носит стихийный характер. Поэтому к С.о. часто относят организационно оформленные детские и юношеские организации позитивной направленности (см.Детская общественная организация), а к неформальным группам - асоциальные и социально опасные общности. Однако такой подход неправомерен, т.к. строгого организационного оформления не имеют многие любительские объединения по интересам и др.; в то же время четко организованы некоторые неформальные группы милитаристской, шовинистской и даже криминальной направленности. Варианты социально-структурной организации С.о. многообразны. Среди них выделяются официально оформленные детские, юношеские и молодежные организации с упорядоченным разделением социальных ролей (см.Детское движение, Международное детское и юношеское движение). В Рос. Федерации С.о., претендующие на участие в общественной жизни, должны быть официально зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ. Объединения могут быть различными по времени существования: от спонтанно появляющихся и кратковременно существующих компаний до стабильных коллективов, в которых участвует не одно поколение молодежи. Иногда С.о. разделяют по возрастному принципу на детские и молодежные, однако такой подход достаточно условен, т.к. мн. организации имеют смешанный возрастной состав. В отечественном детском и юношеском движении до конца 80-х гг. среди С.о. доминировали ВЛКСМ и пионерская организация. К концу 80-х гг. наиболее сильно проявилось противоречие между декларируемой самодеятельностью детских и юношеских организаций и их реальной зависимостью от вышестоящих общественных организаций и педагогических коллективов учебных заведений. Попытки реформировать ВЛКСМ и пионерскую организацию не имели успеха. В 90-е гг. возникло большое число разнообразных партий, клубов, движений, представляющих интересы учащихся, студентов, молодых специалистов, предпринимателей численностью от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. Однако этот спонтанный процесс не привел к появлению влиятельной самодеятельной организации. Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций (преемник пионерской организации) и молодежные фракции политических партий и движений (КПРФ, ЛДПР, "Яблоко", "Единство" и др.) также не приобрели массового характера. Наиболее актуальной проблемой является организация С.о. детей школьного возраста. Законом РФ об образовании (1992) запрещено создавать общественно-политические организации в школе. В то же время опыт показал, что детям и подросткам трудно сориентироваться в многочисленных объединениях, существующих вне школ и часто удаленных от места их жительства. Согласно социологическим исследованиям (конец 90-х гг.), 80% опрошенных детей ничего не знают о деятельности новых общественных организаций. Наиболее доступными для школьников являются объединения учащихся и С.о., создаваемые в системе дополнительного образования детей. См. также Детская общественная организация, Детское движение, Детское общественное объединение, Международное детское и юношеское движение

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ

сообщества и группы, возникающие по инициативе детей и молодых людей на основе общих целей, интересов и стремлений. Единый термин для обозначения таких обшно-стей отсутствует. Социологи часто употребляют понятие неформальные объединения, т.е. социальные группы, доминантные признаки к-рых - наличие внутренне эмоционально окрашенных пси-хол. взаимозависимостей участников при почти полном отсутствии институционально организованных отношений внутри группы. Применяются также обозначения: «нетрадиционные объединения», «объединения субкультуры, контркультуры» и др. Однако при всей неразработанности терминологии и типологии дет. и молодежных общностей к неформальным относят совершенно различные по способу организации, идейной направленности и содержанию деятельности группы, напр., объединения любительские (по интересам), экологические и т. п., и одновременно криминогенные формирования. В самодеят. объединениях, как правило, связующим ядром деятельности выступают цели, осознанный выбор к-рых определяет мотивацию участников. В неформальных объединениях выбор в основном носит случайный характер, а цели часто вообще невозможно четко сформулировать. Общение в самодеят. орг-циях в целом подчинено единому делу или идее, у неформалов оно нередко является самоцелью, приводя к юношескому изоляционизму. Условно также разделение объединений по возрастному признаку на детские, юношеские, молодежные. Многие из них носят смешанный возрастной характер.

Появление дет. и молодежных объединений также связано с социально-демо-графич. особенностями дет. и молодежных групп, переживающих период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых и адаптации к нему. Процесс социализации детей и молодежи, усвоения знаний, социально принятых норм, ценностей, образцов поведения является сложным и противоречивым. Дети и молодежь испытывают множество проблем с получением образования, проф. выбором, началом трудовой деятельности, формированием семьи и др.

Т. о., общесоциальной причиной возникновения самодеят. объединений являются потребности в переживании и осознании детьми и молодежью своей общности со сверстниками, общегрупповой солидарности. Участие в таких орг-циях обеспечивает молодому поколению освоение социальных ролей, ускоряет осознание ими своей социальной идентичности. Объединения могут быть различными по продолжительности существования: от спонтанно появляющихся и кратковременно существующих (иногда неск. недель). компаний до стабильных коллективов, в к-рых участвует не одно поколение молодежи. Столь же различны варианты социально-структурной орг-ции. Выделяются официально оформленные детские, юношеские и молодежные орг-ции, обязательными признаками к-рых являются структурно упорядоченное разделение социальных ролей, определение отношения с внеш. социумом, что обычно фиксируется в их программно-уставных документах, отражается в средствах массовой информации и связях с общественностью (см. Международное детское и юношеское движение и Молодежные международные организации). В Рос. Федерации, напр., подобные орг-ции, претендующие на участие в обществ, жизни, как правило, должны быть зарегистрированы в Мин-ве юстиции.

В отеч. дет. и молодежном движении до сер. 80-х гг. доминировали ВЛКСМ и пионерская организация, наряду с ними существовали лишь отд. немногочисл. молодежные диссидентские группировки. С нач. 30-х гг. коме, ячейки и пионерские отряды были созданы практически в каждой школе. Одновременно начался процесс их превращения в часть шк. вос-питат. работы, утраты ими самостоятельности и подчинения пед. администрации школ. Обществ, деятельность дет. объединений свелась к контролю за успеваемостью и дисциплиной, а также к включению детей в гос.-парт, систему воздействия на личность. В 40—50-х гг. расширение общественно полезных дел комсомольцев и пионеров придало более открытый характер их деятельности. В 60-х гг. предпринимались попытки вернуть ученич. орг-циям самостоятельность. Получили распространение разл. трудовые объединения школьников (ученич. производств, бригады, шк. лесничества, трудовые отряды в разл. отраслях пром-сти, по озеленению городов и др.), гор. и районные штабы старшеклассников и др. Стали шире проводиться диспуты, конкурсы, олимпиады и т. п. Возникла уникальная коммунарская методика И. П. Иванова, используемая в школах, во внешк. и клубных объединениях. В 70—80-х гг. формализм и заорганизован-ность дет. и молодежных объединений, усиление пед. руководства ими привели к существенным противоречиям между декларируемым самодеят. характером орг-ций и их реальной зависимостью от учителей и вышестоящих обществ, и образоват. орг-ций.

С 1986 массовый характер стало приобретать полит. движение. Предпринимались попытки реформирования коме, и пионерских орг-ций. К 90-м гг. повысилась социальная активность молодежи и уменьшилась численность контркультурных групп. Полит. слой неформальных объединений частично легитимировался через создание партий и движений, новых молодежных орг-ций. Гражд. инициативы, возникавшие в русле неформального движения, также частично институционализировались как орг-ций, а другие проявлялись спонтанно, в виде протеста против решений, как правило, местных властей. Объединения 1986—91, имевшие социально-культурную направленность, претерпели определенную эволюцию, значит. ельная их часть с нач. 90-х гг. существует в виде контркультурных проявлений.

В сер. 90-х гг. в Мин-ве юстиции РФ зарегистрировано св. 90 дет. и молодежных орг-ций (общерос., межрегион., межресп., междунар.), образовано св. 200 региональных объединений. Однако лишь немногие организации ориентированы на все социальные категории и группы. Среди них наиб. представительной орг-цией является Рос. союз молодежи - правопреемник ВЛКСМ, объединяющий (сер. 90-х гг.). 71 союз молодежи республик, краев и областей Рос. Федерации.

Наиб. активность проявляют объединения молодежи, тяготеющие к определенной социальной среде и представляющие интересы отд. групп: студентов, крест, молодежи, предпринимателей. Сел. молодежь объединяют два межрегиональных союза: Союз сел. молодежи и Аграрный союз молодежи, провозгласившие осн. целью развитие традиц. национальных и новых форм организации труда, участие в гос. обществ, программе «Сельская молодежь России», защиту прав и интересов своих членов.

Из орг-ций учащейся молодежи юридически оформлена лишь Ассоциация учащейся молодежи Рос. Федерации «Содружество». Зарегистрированы орг-ций сту-денч. молодежи: Рос. ассоциация сту-денч. проф. орг-ций высш. уч. заведений (осн. цель - защита социально-экон. прав и интересов студентов), Ассоциация студенч. спорта «Буревестник», Нац. к-т «АИСТИ» (Россия). Объединения молодых предпринимателей (Рос. союз молодых предпринимателей, Рос. молодежная торговая палата, Рос. инновационный союз молодежи). имеют общие цели, численность их колеблется от неск. десятков до неск. тысяч чел.

Значит. группу составляют разл. творческие клубы и ассоциации: Межресп. ассоциация молодых юристов, Рос. совет молодых ученых и специалистов, Междунар. ассоциация молодых журналистов «АСМО - ПРЕСС», Союз молодых литераторов «Вавилон». Большинство творческих объединений испытывает серьезные материальные трудности. В результате прекращения финансирования закрылись мн. спорт, об-ва.

Для дет. и молодежного движения приоритетной становится деятельность по защите прав и интересов детей и молодежи. Организованы Службы добровольного труда молодежи, Благотворит, фонд помощи детям военнослужащих «Российская забота» и др. Ряд объединений ставит своей целью заботу о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, а также о подростках, совершивших антиобществ, поступки: Межрегиональный благотворит, фонд обществ, реабилитации и исправления оступившихся подростков «Орион», Союз защиты детей-сирот «Леопольд», Ассоциация содействия реабилитации и физич. воспитанию детей-сирот.н. детей, оставшихся без попечения родителей, Объединение воспитанников дет. домов и интернатов. Созданы также Ассоциация молодых инвалидов «Аппарель», обществ, орг-ция - «Дом адаптации детей-сирот.н. инвалидов», Ассоциация молодежных инвалидных орг-ций, содействующих материальному обеспечению молодежи, вовлечению ее в общественную, культурную и хоз. жизнь, ускорению ее реабилитации.

В России действует неск. междунар. орг-ций, пытающихся сохранить связь между молодежными объединениями на терр. быв. СССР: Междунар. к-т молодежных орг-ций, Ассоциация молодежных инициатив. Предпринимаются попытки создания общерос. объединения молодежных орг-ций. С 1992 функционирует Нац. совет молодежных объединений России (осн. цель - координация деятельности дет. и молодежных орг-ций России для защиты и реализации интересов и прав молодежи и детей), в к-ром представлено св. 30 молодежных орг-ций.

Большинство орг-ций не ставит своей гл. задачей практич. работу среди молодежи, детей, ограничиваясь декларациями. В результате молодежные объединения, как правило, малочисленны и не имеют прочной социальной базы среди детей и молодежи. Напр., исследования (март 1992). показали, что ок. 80% из числа опрошенных детей и молодежи ничего не слышали о деятельности новых орг-ций. В основном объединения сосредоточены в Москве, С.-Петербурге, Новосибирске, Волгограде, Екатеринбурге и др. крупных городах. Социоло-гич. исследования показывают, что лишь 7—10% молодых людей стремится к объединению в орг-ций, хотя необходимость их признает каждый второй.

В 90-х гг. наиб. трудная ситуация сложилась с орг-циями детей и подростков шк. возраста. По Закону об образовании Рос. Федерации (1992). в школе запрещено создавать обществ.-полит. орг-ций. Союз пионерских орг-ций - Федерация дет. орг-ций, преемница пионерской орг-ций, занимается в основном внешк. работой. Нек-рые школы, лишившись привычных форм пионерской и коме, работы, оказались неспособными организовать воспитат. работу с детьми. Мн. внешк. объединения ввели или подняли плату за свою деятельность, что также привело к сокращению внешк. работы в микрорайонах проживания учащихся. В результате мн. дети оказались в свободное время предоставленными самим себе и стали объединяться в уличные компании. Нек-рые преследуют материальные интересы (напр., мойщики машин, продавцы разл. товаров, газет.н. т. п.), другие принимают криминогенный характер (угон машин, квартирные кражи и т. д.). Возникла опасность вовлечения детей в орг-ций религиозно-мистич. направленности, как, напр., «Белое братство», в к-рых существует угроза здоровью и жизни детей. Попытки создания массовых внешк. орг-ций, напр., типа скаутских (см. Скаутизм), также пока не имеют массового характера.

В. Ф. Левичева, А. И. Ковалева.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ — 0

Найдено научныех статей по теме САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ — 0

Найдено книг по теме САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ — 0

Найдено презентаций по теме САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ — 0

Найдено рефератов по теме САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ — 0