РЁЗЕНЕР Федор Федорович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

РЕЗЕНЕР Федор Федорович (1825-1881)
педагог. Один из первых теоретиков и популяризаторов свободного воспитания. В 1860-66 руководил Василеостровским бесплатным училищем для бедных детей в С.-Петербурге. Приобщил учителей к изучению истории педагогики и опыта работы других школ, знакомил с достижениями европейской педагогики. В основу работы училища были положены принципы гуманистической педагогики. Р. и другими учителями были созданы учебные книги, методические руководства, педагогические труды, в т.ч. "Букварь" (1876, совместно с Е.С. Волковым), "Руководство к обучению грамоте по звуковому способу" (1869) и др. В 1871-73 директор ремесленного приюта, деятельность Р. в котором, по свидетельству В.П. Острогорского, "доходила до самоотвержения": он жил неразлучно с воспитанниками, был для них одновременно учителем, воспитателем, товарищем; на свои средства покупал детям книги, игрушки и пр. Оставив работу в приюте из-за отсутствия официальной поддержки его системы воспитания, занимался литературным трудом.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

РЁЗЕНЕР Федор Федорович
1825, Петербург, — 25.8(6.9).1881, там же), педагог. Воспитывался в Гатчинском сиротском ин-те. По окончании юрид. ф-та Петерб. ун-та (1849). служил в военном ведомстве, в 1858 подал в отставку и посвятил себя пед. профессии.
В 1860—66 руководил Василеостров-ским бесплатным уч-щем для бедных детей в Петербурге, к-рое было открыто группой студенческой молодежи. С приходом Р. пед. поиски учителей были поставлены на науч. основу, приобрели целенаправленный характер. Большую роль в жизни уч-ща стали играть еженедельные совещания педагогов, на к-рых они подводили итоги работы, обменивались опытом. Р. приобщил учителей к изучению истории педагогики и опыта др. школ, знакомил с идеями Ж. Ж. Руссо, И. Песталоцци, Ф. Дистервега, новейшими достижениями европ. педагогики. В числе преподавателей уч-ща были известные впоследствии деятели образования — А. Я. Герд, Л. Н. Модза-левский, В. П. и А. Н. Острогорские, А. Н. Страннолюбский и др., отмечавшие существенную роль в их проф. становлении Р. и Василеостровского уч-ща, ставшего своеобразным пед. уч. заведением.
В основу работы Василеостровского уч-ща были положены принципы гумани-стич. педагогики: внимание к личности ребенка, создание условий для ее свободного развития, макс, удовлетворения дет. потребностей, склонностей и интересов. С целью разностороннего развития детей в уч. план были включены рисование, муз. занятия, физич. упражнения и игры, ручной труд. Устраивались познавательные прогулки на природе, посещение фабрик и ремесл. мастерских. Творческий элемент присутствовал и в уч. занятиях: наблюдение и опыты по естествознанию, самостоят. составление и разбор арифметич. задач, записывание образных и метких выражений из прочитанного и услышанного, пословиц и поговорок.
Р. и др. учителями созданы уч. книги, руководства, пед. труды, в т. ч. кн. для чтения «Что окружает нас» (18762), «Буквы-картинки» (1879), «Букварь» (1876, в соавт. с Е. С. Волковым), «Руководство к обучению грамоте по звуковому способу» (1869), «Книжка для чтения при обучении грамоте» (1870).
Свои пед. идеи и опыт Р. активно пропагандировал в журн. «Детское чтение», «Женское образование», «Народное образование» и особенно в журн. «Учитель», где он сотрудничал в течение всего времени существования издания. В. П.
Острогорский был убежден, что произв. Р. «останутся в ряду лучших страниц рус. пед. лит-ры». Р. был членом Пед. собраний, положивших начало деятельности Пед. об-ва (осн. в 1869), входил в К-т грамотности при Вольном экон. об-ве.
Р. явился одним из первых теоретиков и популяризаторов идей свободного воспитания, пытался дать этой системе науч. обоснование, опираясь на филос. и психол. данные, в т. ч. рассматривал значение привычки в воспитании, приемы развития памяти и внимания. Позже эти вопросы получили основат. освещение в трудах К. Д. Ушинского.
В 1869 Об-вом для устройства в России земледельч. колоний и ремесл. приютов для малолетних преступников командирован за границу для ознакомления с опытом создания подобных учреждений. Подробный отчет о работе европ. исправительных заведений был напечатан Р. в журн. «Вестник Европы» (1870).
В 1871—73 директор ремесл. приюта, деятельность Р. в к-ром, по свидетельству В. П. Острогорского, «доходила до самоотвержения»: он жил неразлучно со своими воспитанниками, был для них одновременно учителем, воспитателем, товарищем в труде, играх и прогулках, на свои средства покупал детям книги, лакомства, игрушки.
Оставив работу в приюте из-за отсутствия офиц. поддержки его системы воспитания, занимался лит. трудом. Незадолго до смерти был приглашен преподавать педагогику в Тверской жен. учительской семинарии П. П. Максимовича. Соч.: Явления шк. жизни (серия статей), «Учитель», 1866, № 7, 9—14.
Лит.: Острогорский В. П., Ф. Ф. Резенер. [Некролог], «Вестник Европы», 1881, №11; Сорокин В. М., Воспоминания старого студента (1858—1862), «Рус. старина», 1888, № 12; Канаев А. Н., Очерк жизни В С. Шпака, СПБ, 1891; Ермолини. К., Очерк жизни А. Я. Герда, СПБ, 1889; Б у и а -ков Н. Ф., Моя жизнь в связи с общерусской жизнью, преимущественно провинциальной, СПБ, 1909; Острогорский В. П., Из истории моего учительства, СПБ, 19142; Михайлова М. В, Рус. педагог-гуманист Ф. Ф. Резенер, «Свободное воспитание — Влади», «Пед. альманах», в. 4, М., 1993.
М. В. Михайлова

Источник: Российская педагогическая энциклопедия