РЫБНИКОВА Мария Александровна

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

РЫБНИКОВА Мария Александровна (1885-1942)
педагог, методист-словесник, профессор (1935). Преподавала в средней школе, Московском педагогическом техникуме; в 1924-31 во 2-м МГУ. Разработала методику наблюдений над языком художественных произведений ("Работа словесника в школе", 1922), систему упражнений по русскому языку ("Книга о языке", 1 изд. - под названием "Изучение родного языка", 1921; 3 изд., 1926). По инициативе и под руководством Р. был введен в 5-7-х классах курс "Литературного чтения". Осн. труд Р. - "Очерки по методике литературного чтения" (3 изд., 1963). Разработала принципы отбора и издания книг для детей. (Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. )

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

РЫБНИКОВА Мария Александровна
8(20).2.1885, д. Александро-Невская, ныне Новодеревенского р-на Рязанской обл., — 3.6.1942, Свердловск], педагог, методист-словесник, проф. (1935). По окончании ист.-филол. ф-та Московских высш. жен. курсов (1909). преподавала в Вяземской жен. гимназии. С 1918 работала в Малаховской ср. школе (под Москвой), с 1923 — в Моск. пед. техникуме Профинтерна, в 1924—31 — на пед. ф-те 2-го МГУ. Вела науч. работу в Ин-те методов внешкольной работы, Центр, ин-те педагогики, Ин-те дет. книги и др. н.-и, учреждениях. Разработала методику наблюдений над языком худож. произведений («Работа словесника в школе», 1922), систему упражнений по рус. языку («Книга о языке», 1 изд. под заглавием «Изучение родного языка», 1921; 19263).
По инициативе Р. и под ее руководством был введен в 5—7-х кл. курс «Лит. чтения». Осн. труд Р. — «Очерки по методике лит. чтения» (19633). посвящен разработке содержания выразит, чтения, приемов анализа текста, системы письменных работ. Наряду с непосредств. эмоционально-эстетич. восприятием худож. лит-ры Р. утверждала правомерность разбора содержания лит. произведений в органич. связи с их худож. формой. Особое значение Р. придавала изучению языка худож. произведений как средству развития речи учащихся. Исследуя в широком ист. плане теорию и практику дет. чтения, Р. разработала принципы отбора и издания книг для детей.
С о ч.: Избр. труды, М., 1958; Совр. и клас-сич. лит-ра в школе, М. — Л., 1927; Методика преподавания лит-ры, М., 1930; Введение в стилистику, М., 1937.
Лит.: Роткович Я. А., М. А. Рыбникова, в его кн.: История преподавания лит-ры в сов. школе, M., 1976.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия