РУССО Жан Жак

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

РУССО Жан Жак
(1712–1778) – французский просветитель, философ, писатель, педагог, композитор. Педагогические взгляды направлены на обоснование идеи свободного, естественного воспитания человека в условиях природы. Его последователи активно выступали за идеи свободного воспитания.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

РУССО Жан-Жак
(1712–1778) – французский философ-демократ, основатель теории свободного воспитания. Основные работы: «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению нравов», «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» и др. Выступал за естественное, или природосообразное, воспитание, т.е. соответствующее особенностям детей и близкое природе. Поскольку главным естественным правом человека является свобода, воспитание должно быть свободным, не стесняющим ребенка, не мешающим его естественному развитию.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

РУССО Жан Жак
1712—1778) — фр. философ-демократ, основатель теории свободного воспитания. Основные работы: «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению нравов», «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Юлия, или Новая Элоиза», «Эмиль, или О воспитании», «Рассуждение об управлении Польшей и о ее предполагаемой реформе...» и др. Выступал за естественное, или природосообразное, воспитание, т. е. соответствующее особенностям детей и близкое к природе. Поскольку главным естественным правом человека является свобода, воспитание должно быть свободным, не стесняющим ребенка, не мешающим его естественному развитию. Отсюда — взгляды Р. на дисциплину как на необходимость подчиняться законам природы и его метод естественных последствий, заменяющий наказания (воспитанник сам исправляет нанесенный им ущерб). Своеобразна предложенная Р. возрастная периодизация с четко определенными задачами воспитания на каждом этапе. Женщина, по мнению Р., должна воспитываться дома.

Источник: Педагогический словарь

РУССО ЖАН ЖАК (1712-1778)
французский писатель и философ. Влиятельный теоретик свободного воспитания. Выступал против социального неравенства, сословного эгоизма, основ существующей власти и права. Эстетические и педагогические взгляды П. выражены в романе-трактате "Эмиль, или О воспитании" (1762). Идеи Р. (руссоизм) - культ природы и естественности, критика городской культуры и цивилизации, искажающих изначально непорочного человека, идеализация "прекрасной души", предпочтение сердца разуму - оказали влияние на общественную мысль и литературу мн. стран. По Р., воспитание является опорой любой формы правления и потому носит общественный характер. От верного воспитания зависит благополучие не только государства, но и каждого индивида. Воспитание должно следовать за "природой человека", сообразуясь с возрастными особенностями ребенка (см.Естественное воспитание). Особую роль в воспитании играют два свойства человеческой натуры: способность воспринимать мир через ощущения и любовь к себе. Обучение и воспитание неразрывно связывает одна цель: научить ребенка жизни, вырастить человека самостоятельного, здравомыслящего, доброжелательного к людям, уверенно чувствующего себя в любом положении. Для каждого возрастного периода Р. предусматривает особые задачи и средства воспитания. Особое значение Р. придавал труду. В трудовом воспитании надлежит направлять действия ребенка, но не лишать его самостоятельности. Естественное воспитание, по Р., завершается к 22-24 годам, когда человек начинает самостоятельную жизнь, обзаводится семьей. Наставнику следует предостеречь воспитанника от неверного выбора. Педагогическая модель Р. во многом была гипотетической, осн. не на конкретных фактах, а на выводах из философской концепции мироздания и общества. См. также Естественное воспитание

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Жан-Жак Руссо
1712-1778) - один из виднейших деятелей Французского Просвещения. Краеугольным камнем его социальных и педагогических взглядов является естественное право человека быть свободным. Ж. -Ж. Руссо выдвинул теорию естественного и свободного воспитания. По его мнению, человек рождается справедливым, равноправным. Воспитание должно следовать индивидуальной природе ребенка. Под природосообразностью воспитания Руссо понимал соответствие воспитания индивидуальным задаткам и возрастным особенностям ребенка. В каждый из четырех возрастных периодов решаются определенные воспитательные задачи. Свобода - главное средство и условие воспитания. Одновременно и благо, и зло. Руссо требует уважения к личности ребенка, отмены всякого насилия: от телесных наказаний до подчинения воле воспитателя, навязывания готовых знаний. Теория свободного воспитания по-новому определяет роль воспитателя, который, следуя природе ребенка, направляет его в заданное индивидуальной природой русло, косвенно помогает. Среда, общество не должны влиять на развитие ребенка, так как это мешает его свободе. «Естественное воспитание» - воспитание как процесс естественного развития ребенка согласно его индивидуальной природе. Руссо отрицает общественное воспитание, поэтому ребенок должен воспитываться на природе, самостоятельно из собственного опыта получая необходимые знания. Вся окружающая среда, люди «подсказывают» правильное решение. «Естественные последствия» поступков, а не общественная мораль, покажут ребенку, что хорошо, а что плохо. Поэтому из обучения до 12 лет исключаются и книги (кроме «Робинзона Крузо» Д. Дефо). Три вида воспитания: воспитание природой, воспитание людьми (развитие и использование способностей человека), воспитание вещами (формируется собственный опыт человека) дол5кны быть гармонично связаны. В трактате «Эмиль, или О воспитании» Руссо дает программу воспитания добропорядочного гражданина, которая включает физическое воспитание, воспитание органов чувств, умственное воспитание в сочетании с трудовым обучением, нравственное и трудовое воспитание. Ж. -Ж. Руссо оказал огромное влияние на становление развивающей парадигмы образования, его идеи и, в первую очередь, идея свободного воспитания оказала огромное воздействие на умы современников и последователей (Л. Толстой, М. Монтессори, К. Вентцель и др. ).

Источник: История образования и педагогической мысли

РУССО Жан Жак
Rousseau). (28.6.1712, Женева, — 2.7.1778, Эрменонвиль, близ Парижа), франц. философ-просветитель, писатель. Сын часовщика, рано начал самостоятельную жизнь, странствовал по Швейцарии и Франции, перепробовал немало ремесел. В нач. 1740-х гг. поселился в Париже, сблизился с Д. Дидро, Вольтером, ДАламбером. По просьбе Дидро Р. написал для «Энциклопедии» статьи о музыке и политэкономии. Первые же лит. опыты принесли Р. читательскую известность. Отвергавший покровительство вельмож, преследуемый за вольнодумство, Р. в 1762 покинул Францию, много лет прожил изгнанником в Англии, незадолго до смерти вернулся во Францию.
Из своих произведений он выделял три, образующих «единое целое»: «Рассуждение о науках и искусствах» (1750), «Эмиль, или О воспитании» (1762), «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1777).
Первой стадией истории человечества, по Р., было «состояние естественное», когда люди жили разобщенно, но в согласии с велениями природы. Они не ведали частной собственности, неравенства, угнетения и пороков. Умеренные потребности позволяли довольствоваться малым. Скудость возможностей и сил вынудила человека объединиться с собратьями, заключить «социальный договор», положивший начало «общественному состоянию»: законам, собственности, делению на правителей и подданных, имущественным различиям. Поступившись «естественным» образом жизни, люди приобрели алчность, честолюбие и др. нездоровые страсти. Стремясь к излишествам, произвольно и невежественно преобразуя окружающий мир, человек искажал и свое естество. Чем выше уровень «цивилизации», тем дальше отстоит нация от счастливого «природного состояния». Уничтожив несправедливые законы, установив равноправие, уравняв владение собственностью, отказавшись от роскоши, мануфактур и иск-в, покинув города и поселившись в деревнях, люди могли бы воссоздать подобие «естественных» порядков. Изменить обществ, уклад может рев. насилие либо просвещение и надлежащее воспитание человечества.
Воспитание является опорой любой формы правления и потому носит обществ, характер. Разумное правительство старается привить народу уважение к свободе, раиенству, собственности, любовь к Отечеству. От верного воспитания зависит благополучие не только гос-ва, но и каждого индивида. Жить в обществе, т.е. в среде неестественной, и быть счастливым он сможет лишь сохранив и упрочив свои природные начала. Разум мудреца, сила атлета, трудолюбие, навыки полезного ремесла, невосприимчивость к соблазнам цивилизации, предрассудкам и дурным влияниям, умение владеть собой, соразмерять желания с возможностями — таковы качества совершенного человека, обеспечивающие ему благоденствие и свободу. Они складываются в процессе воспитания под воздействием трех сил: природы, наделяющей индивида определенными способностями и устанавливающей законы их развития; окружающего мира, влияющего на сознание через ощущения и опыт; людей, помогающих либо препятствующих раскрытию природных задатков ребенка. Все принятые системы воспитания негодны, ибо не считаются с «природой человека», под к-рой Р. подразумевал совокупность врожденных свойств и наклонностей, еще не подвергшихся воздействию внеш. среды. Они проявляются как следствие естественного развития потребностей и возможностей индивида, между к-рыми существует взаимосвязь. Воспитание должно учитывать ее и следовать за природой, сообразуясь с возрастными особенностями ребенка. См. Естественное воспитание.
Особую роль в нем играют два свойства человеческой натуры: способность воспринимать мир через ощущения и любовь к себе. Органы чувств есть орудия разума; из получаемых с их помощью ощущений складываются образы, простые идеи, к-рые затем преобразуются в суждения. Ощущения всегда дают неискаженное представление о предметах, поэтому обучение должно быть наглядным. Стремление к личному благополучию — самый мощный источник поступков и побуждений человека, воспитание будет успешным, если оно отвечает подлинным интересам и потребностям индивида.
По мнению Р., можно выработать общие принципы, но не единые методы воспитания, т. к. каждый человек обладает неповторимым физич., психич. складом, требующим от педагога индивидуального подхода. Мужчинам природа отводит активную, ведущую роль в жизни общества, поэтому их воспитанию Р. придает большее значение. Женщин следует воспитывать иначе, ибо они имеют другое предназначение в обществе, наделены противоположными свойствами и наклонностями.
Обучение и воспитание нерасторжимо связывает единая цель: научить ребенка жизни, вырастить человека самостоятельного, здравомыслящего, доброжелательного к людям, уверенно чувствующего себя в любом положении. В идеале у каждого ребенка должен быть собственный наставник, являющийся и воспитателем, и учителем. Ему надлежит иметь широкие познания в науках и ремеслах, знать законы «человеческой природы» и индивидуальные особенности воспитанника, владеть секретами пед. иск-ва. Общение ребенка с др. людьми и «цивилизацией» нежелательно.
Для каждого возрастного периода Р. предусматривает особые задачи и сред ства воспитания. В младенчестве (до 2 лет). ребенок подчиняется только инстинктам, его разум еще не пробудился, он не сознает собственного бытия и во всем зависит от помощи др. людей. Поскольку физич. развитие предшествует умственному и подготавливает его, необходимо заботиться о здоровье младенца и тренировке органов чувств. Окончательно самосознание формируется после обретения дара речи, однако недопустимо преднамеренно ускорять ее развитие.
В возрасте от 2 до 12 лет ребенок уже сознает себя как личность, он относительно самостоятелен, т. к. между его реальными возможностями и природными потребностями устанавливается равновесие. Он способен на переживания, избавляется от конкретного мышления, но еще не воспринимает отвлеченные понятия. Он физически крепок и может осмысленно познавать мир. Лучше, если ребенок не получает готовые знания, а учится добывать их сам, путем наблюдений за живой природой и собственного опыта. Наставник обязан не преподавать науки, а искусно и продуманно создавать ситуации, к-рые, пробуждая в ребенке желание получить те или иные знания, вынуждали бы его самостоятельно открывать их. Следует постепенно посвящать его в отношения человека с окружающим миром. Особенно важно внушить ему, что быть свободным — значит. уступать необходимости.
В 12—15 лет человек вступает в самую благоприятную пору жизни, наиболее подходящую для основательного интеллектуального и трудового воспитания. Его силы развиваются быстрее потребностей, он может больше, чем желает. От запаса знаний, навыков, умений, приобретенных в эти годы, во многом зависит его будущее. Побудительным мотивом к обучению должна служить одна из главных «природных» наклонностей — любознательность. Она пробуждается лишь в том случае, если затрагиваются насущные интересы индивида. Поэтому следует прежде всего изучать предметы, имеющие наибольшую практич. ценность, обучая одновременно их применению. Важны не систематичность образования, не обширность познаний, а умение самостоятельно распоряжаться ими с толком. Вначале любопытство ребенка вызывают вещи и явления, непосредственно окружающие его, поэтому в первую очередь надо знакомить его с географией, астрономией.
Особое значение Р. придавал труду, к-рый не только воспитывает добродетель, но и позволяет сохранить независимое положение в обществе. В трудовом воспитании надлежит направлять действия ребенка, но не лишать его самостоятельности. Даже необходимые инструменты ребенку следует изобретать и создавать самому, тогда он будет не просто ремесленником, а исследователем, мыслителем.
15—22 года, по Р., критич. период, воспитанник — уже не дитя, а взрослый человек. Настает черед воспитания здравых чувств: долга, гражданской добродетели, патриотизма, сострадания к людям. Подростка, ранее оберегавшегося от контактов с обществом, надо готовить к соприкосновению со средой, в к-рой ему предстоит жить. Свойства личности, развитые в нем «природосообразным» воспитанием, позволят ему сохранить внутр. свободу, независимость от предрассудков и заблуждений света. Он сведущ в явлениях природных, но плохо разбирается в людях. Ему должна помочь история. Показывая подоплеку человеческих страстей и ошибок, сопоставляя побуждения и поступки великих людей, она учит отличать ложь от искренности. На примерах, почерпнутых из истории и жизнеописаний, воспитываются человеколюбие, альтруизм, гражд. доблесть. Уровень интеллекта, присущий данному возрасту, позволяет индивиду постигать общие филос. идеи. Размышления над природой вещей, поиск истоков вселенской гармонии приведут его к открытию идеи Бога и «естественной религии». В отличие от господствующих вероисповеданий, их догматов и обрядности, «естественная религия» индивидуальна, она создается каждым человеком самостоятельно, сообразно своему духовному складу и наклонностям. Будучи деистом, Р. не одобрял грубо материалистич. воззрений.
В этом возрасте крайне опасно излишнее развитие воображения, к-рое может преждевременно вызвать страсти, подобающие более зрелым годам (напр., половое влечение). Умение владеть своими желаниями защищает человека от пустых иллюзий, разочарований и горя, вселяет в него душевное спокойствие. Умеряя воображение, развивая разум, можно избавить человека от внутр. раздвоенности. Тот, кто обучен внимать языку собственной природы и рассудка, легко отличит добро от зла, ибо в человеке заложен «божественный инстинкт» — совесть.
К 22—24 годам естественное воспитание завершается, человек начинает самостоят. жизнь, обзаводится семьей, и наставнику следует предостеречь воспитанника от неверного выбора.
Изложенная в «Эмиле» и др. произведениях Р. модель естественного воспитания была во многом гипотетической, основанной не на конкретном пед. опыте, а на выводах из филос. концепции мироздания и общества. По словам Р., он стремилея дать не практич. рекомендации, а изобразить идеал, к к-рому, по возможности, нужно стремиться. Тем не менее его идеи оказали большое влияние на вождей Франц. революции кон. 18 в., в годы к-рой прах Р. был перенесен в Пантеон, где находился до реставрации Бур-бонов. Пед. теория Р. оказала существенное влияние на системы воспитания в кон. 18 — нач. 19 вв.
Соч. в рус. пер.: Собр. соч. Теории воспитания, СПБ, 1866; Пед. соч., т. 1—2, М., 1981.
Лит.: КомпейреГ., Ж. Ж. Руссо и воспитание естественное, пер. с франц., М., 1903; ШишкинА. Ф., О сущности теории естественного воспитания Ж. Ж. Руссо, СП, 1939, №7; Константиновы. А., Пед. воззрения Ж. Ж. Руссо, СП, 1952, №6; Л о неМ., Полит. воспитание ребенка из народа: сын часовых дел мастера, в кн.: Век просвещения, М. — Париж, 1970; ДворцовА. Т., Ж. Ж. Руссо, М., 1980; С h a t e a u J., J.-J. Rousseau, sa Philosophie de leducation, P., 1962; J.-J. Rousseau et lhomme moderne, [P., 1965]; Rohrs H., J.-J. Rousseau. Vision und Wirklichkeit, Hdlb., 19662; Burgener L., Leducation corporelle selon Rousseau et Pestalozzi, P., 1973; Ahrbeck R, J.-J. Rousseau, Lpz., 1978.
K. M. Андерсон.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия