РУССКОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское]

РУССКОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
РТО), науч. и просветит орг-ция, имевшая целью содействие развитию науки, техники и пром-сти России Осн.в 1866 в Петербурге Первоначально в РТО было образовано 4 отдела по разл отраслям техники, науки и технологии К 1916 работало 15 отделов К 1896 имелось 23 местных отделения РТО
В 1868 создана Постоянная комиссия по техн. образованию (с 1884 — 9-й отдел), сыгравшая значит. роль в обществ. -пед. движении России и объединившая для решения проблем общего и проф. образования ученых, педагогов, предпринимателей и др. Комиссией руководили E H Андреев (1868—83), А Д Путята (1883—86), А Г Неболсин (1886—1917).
РТО обладало правом создания при фабриках и заводах уч заведений с низкой платой или бесплатным обучением и обеспечением уч пособиями Об-во имело статус Императорского Покровительство членов царской семьи способствовало социальной и пед. ориентации деятельности РТО и его уч заведений Уч заведения возникли как общественные, в 1876 стали обществ. -гос, в этом качестве вошли в систему образования России и находились в ведении Мин-ва финансов, а в 1882 — Мин-ва нар. просвещения Непосредственное руководство уч заведениями осуществляла Постоянная комиссия, ее председатель утверждался министром
В 1882 Гос. совет разрешил РТО организовывать уч заведения двух разрядов спец. школы и классы (техн, ремесленные, рисования, техн. черчения). с уч мастерскими и общеобразоват. школы с курсом нач общего и элементарного техн. обучения Устав уч-щ РТО (1883). определил место этих уч заведений в системе общего и проф. образования, программы обучения и т.н. Первое техн. уч-ще РТО создано в 1869 в Петербурге К 1914 организованы спец. уч заведения школа строит десятников (1874), ремесленное уч-ще (1874), школа печатного дела (1884), воскресные классы книгопродавцев (1894), школа часового дела (1895), школа электротехников (1896), ж -д курсы (1903), классы техн. черчения и рисования для учеников ремесл мастерских (3), уч мастерские, в к-рых ученики наряду с практич. подготовкой знакомились с элементами общего и проф. образования (5), подготовит проф. классы для окончивших нач школу (5), рукодельные классы для девочек до 16 лет по обучению кройке и шитью (5). К общеобразоват. уч заведениям относились 2-летние уч-ща для рабочих (12), дававшие нач образование и элементарные техн. знания, и спец. классы на основе нач школы или общеобразоват. классов, вечерне-воскресные классы (15), общеобразоват. нач уч-ща для детей рабочих (20), в к-рых наряду с общеобразоват. программой включались черчение, труд, рисование как предметы профориентации В 1874 имелось 13 уч заведений (623 учащихся), в 80-х гг — 32 уч заведения (2,5 тыс. учащихся), к 1917 — ев 60 уч заведений (8 тыс. учащихся и 500 педагогов, часть к-рых работала бесплатно). Для взрослых рабочих читались лекции по отд предметам (в 1872 утверждено положение о публичных лекциях). Функционировали также временные курсы ремесленные для нар. учителей, зимние для преподавателей естествознания, классы для служащих ремесленных и торговых заведений и др, подвижной музей (1894). с мастерскими, складом-магазином, отделами — лит -издат.н. проката уч пособий, а также зоол и ботан музей Вспомогат учреждения РТО оказывали учителям и учащимся оздоровительную (шк. дачи, питание для ослабленных детей), финансовую (пенсии, страхование, ссуды, стипендии), юридическую (разработка уставов уч. заведений и др.). помощь
Постоянная комиссия по техн. образованию осн.деятельность осуществляла в Петербурге, а также в Москве, Казани, Саратове, Одессе и др. городах Большой популярностью пользовались Пречистенские бесплатные общеобразоват. курсы для рабочих в Москве (1897—1919). 13 местных отделений РТО имели филиалы Постоянной комиссии и создавали свои уч заведения, другие вели только лекционную работу
Уч заведения финансировались из средств РТО, отд гос. ведомств (в т.ч. Мин-ва путей сообщения, инж и артиллерийских управлений и др.), земств и гор бюджетов, частных пожертвований, предпринимателей (Н А Варгунин, И С Мальцов, К Ф фон Мекк, Э Но-бель и др.).
Постоянная комиссия стала крупным науч. -пед. и организац центром техн. и проф. образования, активно участвовала в разработке единой политики в области подготовки рабочих и специалистов ср. и высш. звена В ее работе участвовали Андреев, И А Анопов, H X Вессел, С А Владимирский, H А Вышнеград-ский, В И Гриневецкий, II Ф Лесгафт,
Д. К. Советкин, И. А. Стебут, А. И. Чупров, И. И. Янжул и др. Действовали спец. подкомиссии по высш. техн. образованию, преподаванию ручного труда, жен. проф. образованию, изучению естествознания в техн. школах, рисования и черчения, ремесл. ученичеству и др. Разрабатывались вопросы проф. образования и его соответствия потребностям пром-сти; подготовки рабочего, способного работать в условиях конкуренции и динамично изменяющейся техники; развития общего образования как основы техн. образования; соединения общего и проф. образования в спец. уч. заведениях; перестройки системы ученичества в пром-сти; улучшения условий дет. труда и др. РТО оказывало поддержку отеч. технологиям обучения (Советкин, Владимирский, Г. Ю. Гессе), изучению заруб. опыта (П. Г. Мижуев, Андреев, К. Мазинг, Е. В. Степанова и др.).
По инициативе РТО проводились съезды деятелей по техн. и проф. образованию: 1-й (1889—90), 2-й (1895—96), 3-й (1903—04), в к-рых участвовало св. 5,5 тыс. чел. РТО издавало «Записки РТО» (с 1867), «Труды Постоянной комиссии по техн. образованию» (1869—98), журн. «Техническое образование» (1892—1917; с 1908 — «Техническое и коммерческое образование»). и др., уч. и науч.-популярную лит-ру, учебники для проф. школ (за их разработку в 1890 были учреждены премии Гос. совета). РТО участвовало в междунар. выставках, проводило выставки по проф. и техн. образованию в России.
После 1917 РТО ограничилось разработкой науч.-техн. проблем. Деятельность Союза деятелей по техн. и ремесл. образованию, возникшего на основе Постоянной комиссии и выступившего в 1918 против огосударствления и политизации проф. образования (Гриневецкий, Д. С. Зернов и др.), была осуждена. Многие его деятели репрессированы. В 1929 РТО закрыто. В нач. 30-х гг. вместо него созданы инж.-техн. отраслевые об-ва.
Лит.: Т.н. ц Б. Н., Очерк истории Постоянной комиссии по техн. образованию при Имп. Рус. техн. об-ве с ее основания в 1868 г. по 1 янв. 1889 г., СПБ, 1889; Сб. мат-лов по техн. и проф. образованию, в. 1—4, СПБ, 1895; Справочная книжка Постоянной комиссии по техн. образованию, в. 1—2, СПБ, 1895—98; Корольков H. M., Краткий обзор деятельности Постоянной комиссии по техн. образованию (IX отдела Имп. Рус. техн. об-ва), СПБ, 1912; Король Б. Г., Из деятельности Русско-техн. об-ва по образованию рабочих, СП, 1963, № 3; Науч.-техн. об-ва СССР. Ист очерк, M, 1968; Очерки истории проф.-тех. образования в СССР, М., 1981; Карелин В. А., Школы Рус. техн. об-ва для рабочих и их детей, СП, 1990, № 2.
Е. Г. Осовский.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

РУССКОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
(РТО) – научное и просветительское общество; основано в Петербурге в 1866 г. Ставило целью содействие развитию науки, техники и промышленности в России. Средствами технического просвещения рассматривались: 1) чтения, совещания, публичные лекции о технических предметах; 2) распространение теоретических и практических сведений посредством периодических и других изданий;
3) содействие к распространению технического образования. В РТО было образовано к 1916 г. 15 отделов (в 1884 г. – 9): химической технологии и металлургии, механики и механической технологии, электротехники, воздухоплавания, промышленно- экономического и др. В 1868 г. была создана Постоянная комиссия по техническому образованию, которая в 1884 г. стала IX отделом РТО (П.К.). К 1896 г. имелось 23 местных отделения РТО. Руководителями П.К. были Е.Н. Андреев (1868–1883), А.Д. Путята (1883–1886), А.Г. Неболсин (1886–1917). П.К. стала одной из наиболее авторитетных форм общественно-педагогического движения в России, объединила фабрикантов, заводчиков, ученых, педагогов, деятелей технического и профессионального образования, оказывала влияние на образовательную политику России. РТО обладало правом открытия учебных заведений при фабриках и заводах, а также в местах проживания рабочих и ремесленников. Оно выполняло социальную функцию обслуживания беднейших слоев рабочего населения (низкая плата или бесплатное обучение, даровая выдача учебных пособий). В социально-политическом отношении важным было официальное покровительство РТО и его учебных заведений со стороны царской семьи и статус «императорского». Возникнув как общественные, учебные заведения РТО в 1876 г. становятся общественно-государственными, включаются в общую систему народного образования передаются в ведение Министерства финансов, с 1882 г. в МНП. Непосредственное руководство возлагалось на П.К., ее председатель, избираемый Советом П.К., утверждался министром.
Государственный Совет России в 1882 г., изучив деятельность РТО, разрешил устраивать учебные заведения двух разрядов: специальные школы и классы (технические, ремесленные, рисования, технического черчения) с учебными мастерскими и общеобразовательные школы с курсом начального общего и элементарного технического обучения. В 1883 г. принят «Устав училищ ИРТО», определивший место различных типов учебных заведений в системе общего и профессионального образования, программы обучения, управление и финансирование обучения.
Первое техническое училище создано в Петербурге в 1869 г. К началу I мировой войны действовали специальные учебные заведения: школа строительных десятников (1874), школа печатного дела (1884), ремесленное училище (1874), школа электротехников (1896), школа часового дела (1895), железнодорожные курсы (1903), воскресные классы книгопродавцов (1894). К этой группе относились классы технического черчения и рисования для учеников ремесленных мастерских (3), учебные мастерские, соединявшие практическую подготовку учеников с элементами общего и профессионального образования (5), подготовительно-профессиональные классы, выполнявшие профориентационную функцию для окончивших начальную школу (5), рукодельные классы для девочек до 16 лет по обучению кройке и шитью (5). Общеобразовательные функции выполняли 12 училищ для рабочих, дававших начальное образование и элементарные технические знания с двухлетним сроком обучения, а также специальные классы (2 года) на основе начальной школы или общеобразовательных классов. Наряду с ними действовали вечерне-воскресные классы (15), а также читались лекции по отдельным предметам для взрослых рабочих. В 1872 г. принято положение о публичных лекциях.
Самостоятельной формой деятельности П.К. явилась организация общеобразовательных начальных училищ для детей рабочих (20), в которых наряду с программой начальных народных училищ велось черчение, труд, рисование как предметы профориентации. В 1874 г. функционировало 13 учебных заведений с 623 учащихся. В 80-е гг. XIX в. насчитывалось 32 учебных заведения с 2,5 тыс. учащихся. К 1917 их было свыше 60 с 8 тыс. учащихся и 500 педагогами, часть из которых работала бесплатно. По данным 1912 г., через учебные заведения РТО прошло свыше 137 тыс. человек. Основу деятельности П.К. составлял Петербург, хотя значительная работа велась и в Москве, Казани, Саратове, Одессе, Харькове. Известны Пречистенские бесплатные общеобразовательные курсы для рабочих в Москве (1897–1919). 13 отделений РТО имели филиалы П.К. и создавали свои учебные заведения. В других проводились публичные лекции по вопросам науки и техники. При П.К. функционировали различные временные курсы: портняжногодела, зимние курсы преподавателей естествознания, ремесленные курсы для народных учителей, классы для служащих ремесленных и торговых заведений и др. Финансирование учебных заведений осуществлялось за счет РТО, средств ведомств (МНП, МПС, инженерных и артиллерийских управлений и др.), земств и городов, казны и, наконец, предпринимателей и пожертвований. Среди последних были Н.А. Варгунин, К. фон Мекк, Л. Нобель, И.С. Мальцов и др. Однако средств было недостаточно, были случаи закрытия училищ и курсов.
Для обеспечения учебного процесса при П.к. был создан Подвижной музей с мастерскими, складом-магазином, литературно-издательским отделом и отделом проката учебных пособий (1894), зоологический и ботанический музеи. В учебных заведениях использовались лекции, экскурсии в музеи и обсерватории, кружковая работа, посещение народных библиотек; обсуждались вопросы практической направленности обучения, связи общего и профессионального обучения и др. Социальную роль выполняли вспомогательные учреждения П.К., оказывавшие помощь учителям и учащимся: оздоровительную (школьные дачи, питание для ослабленных детей), финансовую (пенсии, страхование, ссуды, стипендии), юридическую (разработка уставов учебных заведений и др.).
П.К. превратилась в крупный научно-педагогический и организационный центр технического и профессионального образования, активно участвовала в разработке политики правительства в области подготовки рабочих и специалистов среднего и высшего звена, способствовала формированию отечественной концепции профессионального образования. С П.К. сотрудничали сотни известных и малоизвестных ученых и практиков. Наряду с созданием сети учебных заведений важнейшим направлением общественно-педагогической деятельности РТО и его П.К. была разработка теоретических основ профессионального образования, в которой участвовали В.И. Вышнеградский, Е.Н. Андреев, А.Г. Неболсин, В.И. Гриневецкий, И.А. Анопов, И.А. Стебут, экономисты А.И. Чупров и И.И. Янжул, инженеры-педагоги С.А. Владимирский, Д.К. Советкин, педагоги Н.К. Вессель, П.Ф. Лесгафт и др. Сформулированы требования соответствия профессионального образования нуждам промышленности и обеспечения ее конкурентоспособности на мировом рынке и технического прогресса, подготовки умственно развитого рабочего, способного работать в условиях изменяющейся техники, развития общего начального образования как основы технического образования, соединения общего и профессионального образования в специальных учебных заведениях; перестройки системы промышленного ученичества, соединения его с обучением, изменения условий детского труда, развития женского профессионального образования и др. Был предложен ряд проектов перестройки системы профессионального образования (И.А. Вышнеградский, Е.Н. Андреев, Н.К. Вессель, И.А. Стебут, В.И. Гриневецкий), инициировано принятие актов, предложения об актах фабричного законодательства, регулирующих труд и обучение малолетних рабочих, организации политехнических институтов как наиболее приемлемой для России формы высшего технического образования. Эти и другие вопросы обсуждались в специальных комиссиях П.к. (по высшему техническому образованию, преподаванию ручного труда, женскому профессиональному образованию, изучению естествознания в технических школах, рисования и черчения и др. РТО оказало поддержку отечественным технологиям профессионального обучения (Д.К. Советкин, С.А. Владимирский, Г.Ю. Гессе).
Значительное внимание уделялось изучению зарубежного опыта (П.Г. Мижуев, Е.Н. Андреев, К. Мазин, Е.В. Степанов и др.).
Значительным событием общественно-педагогической жизни России стали съезды деятелей по техническому и профессиональному образованию, созванные по инициативе РТО: I (1889–1890), II (1895–1896), III (1903–1904). В них приняло участие 5553 человек, заслушано более 800 докладов, опубликованных в «Трудах» съездов. Они сыграли важную роль в развитии теории и практики как профессионального, так и общего образования детей и взрослых. Попытка созвать IV съезд в 1913 г. и 1918 г. не удалась.
С РТО связано развитие научной периодики и педагогической журналистики в области профессионального образования и издательской деятельности. С 1867 г. РТО издавало «Записки РТО», «Труды П.К. по техническому образованию» (1869–1898), журналы «Техническое образование» (с 1908 г. «Техническое и коммерческое образование») (1892–1917), «Электричество», «Железнодорожное дело» и др. Значительное место занимало издание учебной и научно-популярной литературы по различным отраслям техники и промышленности, технологии производств. За учебники для профшкол былиучреждены премии Государственного Совета России (1890). РТО активно участвовало в международных выставках, проводило выставки в России, на которых было представлено и профессиональное, и техническое образование.
После 1917 г. деятельность РТО была перестроена и целиком направлена на разработку научно-технических проблем. Возникший на основе П.к. Союз деятелей по техническому и ремесленному образованию выступил в 1918 г. против огосударствления и политизации профессионального образования (В.И. Гриневецкий, Д.С. Зернов и др.), его деятельность была осуждена, многие репрессированы. В 1929 г. РТО было закрыто и вместо него созданы инженерно-технические отраслевые общества (1931).
За полвека активной деятельности РТО и его П.К. по техническому образованию стали общенациональным центром научного просвещения и профессионального образования.
Лит.: Сборник материалов по техническому и профессиональному образованию. – СПб., 1895; Справочная книжка Постоянной комиссии по техническому образованию. Вып. 1. – СПб., 1895; Вып. 2. – Спб., 1898; Тиц Б.Н. Очерк истории Постоянной комиссии по техническому образованию при Императорском Русском техническом обществе с ее основания в 1868 г. по 1 янв. 1889 г. – СПб., 1889; Корольков Н.М. Краткий обзор деятельности Постоянной комиссии по техническому образованию Императорского Русского технического общества. – СПб., 1912; Король Б.Г. Из деятельности Русско- технического общества по образованию рабочих // Советская педагогика. 1963. № 3; Очерки истории профессионально-технического образования в СССР. – М., 1981; Научно- технические общества СССР. Исторический очерк. – М., 1968.
Е.Г. Осовский

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Похожие термины:

  • РУССКОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО императорское

    научная и просветительская организация, содействовавшая развитию науки, техники и промышленности. Осн. в 1866 в С.-Петербурге (в структуру входило 4 отдела, к 1916 - 15). В 1868 создана Постоянная комиссия п