РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. Принципы православного образования
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. Принципы православного образования
Христианская образовательная традиция глубоко пронизана педагогическим началом. Новый Завет, творения отцов Церкви, богатейшее духовное наследие христианских мыслителей полны глубочайшей мудрости, относящейся к образованию, воспитанию и обучению человека. Официальное признание государственными властями (конец 80-х гг.) подлинной роли Православной Церкви в жизни рос. общества сделало возможным распространение ее образовательной деятельности и публикацию педагогических трудов православных мыслителей. Важное значение имеет ознакомление с важнейшими принципами православного образования (в текст без ссылок на публикацию включены цитаты из выступлений в 90-е гг. Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II). "Образование - это главная задача Церкви. Ведь само это слово происходит от слова "образ". Образовать человека означает не просто передать ему некую сумму знаний, но и выявить в нем определенный образ. Христианский взгляд на человека видит в нем образ Божий". Внимание к человеку и его душе как отличительная особенность христианства не сводится к нравственному предписанию или императиву, но органически проистекает из самой сути христианского учения. Человек сотворен по образу и подобию Божьему (Быт. 1:26), все люди - братья, поскольку восходят к единому предку Адаму; последствия грехопадения как утраты Богоподобия, отпадения человека от Бога распространяются на всех без исключения, но и ко всем без исключения обращен искупительный крестный подвиг Христов: "Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал. 3:28). Христос - не просто посредник, но истинный Бог и истинный человек, совершивший невозможное и невместимое до конца в человеческий разум, преодолевший смерть и вражду, рознь мира сего, раскол посюстороннего и потустороннего, ибо "Бог есть любовь" (1 Ин. 4:8). Образование, которое дает Церковь, - всегда приведение ко Христу, освящение образом Его всей человеческой жизни, сложение души человека по образу Его, который на все времена начертан в Священном Писании и Церковном Предании. "Церковь Божия свидетельствует миру о вечном, но сама существует в изменяющемся мире. Однако как бы ни менялся мир, основные существеннейшие начала православного учения и православного образования остаются незыблемыми". В центре православного образования Христос. Именно во Христе впервые раскрылась и ожила неповрежденная богоподобная человеческая личность. Искупление Им человеческих грехов открыло людям путь к святости, путь к обожению. "Личная встреча с уникальной и неповторимой личностью Богочеловека переменила ход всей мировой истории. Меняет эта встреча и каждую отдельную человеческую жизнь, придает ей подлинный смысл и наполнение". Как отличительную черту православного образования Церковь рассматривает его личностный характер, встречу личности преподавателя с личностью ученика. Образцом служат отношения Христа с его учениками. Последователей своих Господь называл учениками и весь мир покорил не силою власти и принуждения, но силою учения, предлагавшегося с кротостью и любовью. Так учили в монастырях, на протяжении мн. столетий бывших центрами православного образования. Из личностного характера обучения естественно вытекает духовная конкретность каждого слова. Проповедь Христа обращена к уникальному и неповторимому, к высшему в человеке - образу Божию в нем. Вот где корни метода образования, исторически утвердившегося в православной школе на Руси. Обезличивание, деперсонализация образования развились на Руси с 18 в. на общем фоне утверждения этатистских концепций и "штандартов". В советской образовательной системе с 30-40-х гг. стали сильны антиличностные тенденции, стремление расчеловечить, превратить человека в послушный винтик тоталитарного механизма. Иные современные, но непричастные жизни рассуждения об общечеловеческих гуманистических ценностях не могут скрыть очевидного факта, что и теперь в ученике и студенте нередко видят бездушную информационную машину, в которую закладывается сумма каких-то знаний без ясного понимания целей и задач образовательного процесса и даже с пренебрежением к душе человеческой. Для православного образования всегда было безусловным приоритетом опережение рационально-информационного обучения морально-нравственным. Необходимо личное вхождение человека в Церковь, его подлинное воцерковление по мере духовного возрастания. Человеку предоставлена Богом свобода воли, но хорошо, если он не задерживается на периферии собственного бытия - у ограды храма. "Научение жизни в Боге и в жизни по совести и есть то, что происходит в человеке при его вхождении в Церковь". Важнейший принцип православного образования - нравственное начало - следование заповедям Христа. Их сущность кратко изложил сам Господь: ""Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим": сия есть первая и наибольшая заповедь, вторая же подобная ей: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя" на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (Мф. 22, 37-40). Детей надо учить делам любви. Сызмальства их следует приучать думать и заботиться о других. Обретение цельности человека не может не быть обретением духовной свободы, Божественной энергии, сосредоточенной в этой свободе. Подлинная свобода человека только в открытости его своей собственной глубине, в освобождении от власти греха. Христианская педагогика немыслима без пробуждения глубоко заложенного в человеке чувства греха. Необходимо с детства воспитывать в человеке способность к противлению злу и в первую очередь гнездящемуся в нашем "Я". Обретение цельности человека, его свободы невозможно без очищения души, горницы, где должен обитать Бог. Православный человек всегда видел в вере своей ту жемчужину, для приобретения которой благоразумный муж должен был распродать все свое состояние. "Ибо Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир, и радость во Святом Духе" (Рим. 4,17). От понимания жизни как подвига проистекает нравственный аскетизм Православия. Все содержание православных молитв и обрядов предполагает восхождение от силы в силу. Однако никогда православная жизнь не была мрачной и угрюмой. Только в "нерушимом мире совести, в неукоснительной чистоте души и сердца" человек способен обрести совершенство, образ и подобие Божие, по которым он сотворен. "Там, где нет мира в душе, владычествуют разделения, приходят в разорение дома, развращаются нравы и гибнут целые государства". Совершенство человека и мир душевный раскрываются в пробуждении в нем творческой силы. Православный подход к познанию мира обусловлен не примитивным и греховным любопытством, не дерзостным стремлением вырвать у природы ее тайны, а естественным желанием жить и творить в гармоническом равновесии с нею. Особую важность имеют принципы православного образования для России. Во всей российской истории именно православие оставалось нравственной основой воспитания и образования. С точки зрения Православной Церкви, одной из задач стало преодоление разрыва двух культур, духовной и светской, единство которых было насильно прервано. "Необходимо просвещение светом истины Христовой и воспитание церковного народа, а также людей, стоящих вне ограды Церкви, но взыскующих правды жизни". См. также Заповедь любви
Источник: Терминологический словарь библиотекаря