Русская идея
«Русская идея»
философское понимание, обобщенно выражающее духовные ценности русского народа, способствующие его выживанию и сплочению в трагические моменты национальной истории и возрождению по их завершению. «Русская идея» сплачивает огромную популяцию русских людей и делает их народом. Оформившись в понятие (труды философа и историка В.С. Соловьева, середина второй половины XIX века), «русская идея» зафиксировала объективно существующее явление, имманентно присущее русским людям, ведущее их по жизни с момента формирования русской государственности, принятия христианства и необходимое ему для выживания в современных неблагоприятных условиях. «Русская идея», какой бы она ни была на разных этапах истории («Православие, самодержавие, народность» - XIX век, «Ни пяди земли врагу не отдать» - 1941-1945 годы, «Жизнь по справедливости в коммунистическом раю» - XX век), всегда в основе своей имела ценности русского духа – христианское преобразование мира, построение жизни на началах истины, добра и красоты, государственность и соборность. Вне этих идей русского человека мало что интересовало, недостижимость их лишала его смысла жизни. Как бы ни формулировалась «русская идея» на новых витках истории народа она непременно должна учесть этот урок, в противном случае идея не будет русской и не выполнит своей великой народосберегающей миссии.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Русская идея
мировоззрение в русле русской культурной и философской традиции, оформившейся в мыслях великих русских духовников Сергия Радонежского, Кирилла, Ферапонта и др., которое возрождается в современных условиях как духовно-нравственный ориентир просвещения, образования, здоровья. Р.и. – идея «всечеловеческого единения, братской любви, трезвого взгляда, прощающего враждебное, различающего и извиняющего несходное, снимающего противоречия» (Ф.М. Достоевский). Р.и., по В.Н. Сагатовскому, может быть представлена цепью категорий: Соборность → Всеединство → Софийность → Ответственный поступок → Coбытие → Общее дело → Ноосфера → Правда отношений. В разработку Р.и. значительный вклад внесли: П.Я. Чаадаев, А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, В.Г. Белинский, Ф.М. Достоевский, К.Н. Леонтьев, Вл. Соловьев, Вяч. Иванов, Н.А. Бердяев, Л.П. Карсавин, С.Н. Булгаков, А.Ф. Лосев, И.А. Ильин и др. Реализация Р.и. в педагогической акмеологии происходит при оценке акмеологической идентичности человека, а также в акмеологическом проектировании осуществимости потенциала индивидуальности и в других ситуациях акмеологической теории и практики. Р.и. в современных условиях призвана сыграть свою национальноисторическую роль в осуществимости потенциала русских людей, ибо она содержит проверенные исторической практикой указания на архетипические свойства «русскости», которые могут быть в готовом виде взяты как цели и предусмотрены как последствия воспитания. Ключевая черта русского характера – отзывчивость, имеющая всемирный, космический масштаб. Русским свойственны душевная легкость, стремление к гармонии материального и духовного бытия, боготворение правды и истины, самокритичность. Впрочем, русский человек – воплощение противоречий, он соединяет в себе многие крайности.