«Шитьё, вязанье, вышивка и другие подобные виды ручного труда» (Словарь, 1961–12, 1552); предмет, некоторое время преподававшийся девочкам в учебных заведениях.
О женской гимназии начала ХХ века: «Шёл урок рукоделия. Гимназистки старательно вязали чулки. Катю и Липу учительница заставила переделывать пятку. Ох, и надоела же им эта проклятая пятка! Едва раздался звонок, они вылетели из класса» (Матюшина, 1975, 66).
О женской гимназии середины 1910-х гг.: «По расписанию – на третьем уроке должно было быть рукоделие… Ещё совсем недавно на уроке рукоделия учительница долго разглядывала детскую распашонку, сшитую Микой, качала головой: “Несчастный тот ребенок, которому придется носить вашу распашонку…”» (Филиппова, 1938; 71, 130–131). Из доклада народного комиссара просвещения 2 августа 1943 г.: «В женских же школах следовало бы отвести часы для обучения девочек рукоделию и домоводству…» (Потёмкин, [1943] 1947, 178). «В новом учебном 1945 году в московских женских школах был введен новый предмет – “рукоделие”» (Андреевский, 2003, 367).
Рукоделие
РУКОДЕЛИЕ
Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.
Рукоделие
ст.слав. – рукомесло) – это деятельность по ручному изготовлению оригинальных, единичных полезных вещей. Это ручная работа – вышивка, шитье, вязание, ткачество, плетение и др. В рукоделии, преимущественно женском, создаются бытовые и декоративные предметы. Предметами рукоделия пользовались для украшения дома, носильного и праздничного костюма, в быту, хозяйстве, их дарили и очень редко продавали. Рукоделием готовили одеяния новорожденному, невесте и жениху к свадьбе. В народе высоко почиталось рукоделие, именно через доброе сердце и руки, через терпеливую смиренную душу создавались красивые и тоже «теплые» и «добрые» вещи. В дореволюционной педагогике, особенно народной, рукоделие как вид деятельности, как метод воспитания, как способ подготовки молодежи к семейной жизни, как средство эстетического и трудового воспитания, было сильно развито. Оно было перенесено и в систему образования в качестве учебного предмета. В настоящее время оно почти ушло из семейного быта, а в школьной системе находится в стадии возрождения на культурологических национально-региональных основах.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)