РУБИНШТЕЙН Моисей МатвеевичРУБРИКА

РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович

Найдено 2 определения термина РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович (1889-1960)

психолог и философ, д-р педагогических наук (1937), член-корреспондент АН СССР (1943), д.ч. АПН РСФСР (1945). Преподавал в вузах Одессы, Ленинграда, Москвы. В 1942-45 директор Института психологии в Москве (ныне Психологический институт РАО). В 1942 создал и возглавил кафедру психологии в МГУ, в 1945 - сектор психологии в Институте философии АН. Осн. труды по философским проблемам психологии, исследованию памяти, восприятия, речи, мышления. Гл. сочинение - "Основы общей психологии" (1940; несколько переизданий; Гос. премия СССР, 1942) - наиболее фундаментальный обобщающий труд по психологии в России в 20 в. Р. создал оригинальную философско-психологическую концепцию человека, его деятельности и психики, явился основоположником деятельностного подхода в психолого-педагогической науке. В 30-40-х гг. разработал систему психологии на основе принципа единства сознания и деятельности. Созданная Р. и его последователями теория мышления стала методологической основой исследований закономерностей умственного воспитания, помогла обоснованию и внедрению проблемного обучения, а также метода формирующего эксперимента ("изучать ребенка, обучая его").

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович

6(18).6.1889, Одесса, — 11.1.1960, Москва], психолог и философ, д-р пед. наук (1937), проф. (1937). Первый среди сов. психологов ч.-к. АН СССР. (1943), д. ч. АПН РСФСР. (1945). Высшее образование получил в 1909—13 в Германии в ун-тах Фрайбурга, Берлина и Марбурга. В защищенной им в Марбурге докторской дисс. был заложен осн. принцип его дальнейших науч. изысканий — использование филос. методов в конкретных обществ., в т. ч. психолого-пед., науках. С 1915 преподавал в частных гимназиях Одессы. С 1919 доцент Новороссийского ун-та там же. Заведовал кафедрами психологии в Одесском ин-те нар. образования (1921—30), ЛГПИ (1930—42). В 1942—45 директор Ин-та психологии в Москве (ныне Психол. ин-т РАО). В 1942 создал и возглавил кафедру психологии в МГУ, в 1945 — сектор психологии в Ин-те философии АН. Деятельность Р. как организатора исследоват. коллективов способствовала утверждению психологии как важной обществ, науки. Автор книги «Основы общей психологии» (1940; 19462; неск. переизданий; Гос. пр. СССР, 1942). — наиб. фундаментального обобщающего труда по психологии в России в 20 в. В кон. 40-х гг. в ходе кампании борьбы с космополитизмом труды Р. были подвергнуты тенденциозной критике, изъяты из библиотек, а сам Р. отстранен от всех должностей (см.: Плотников П. И., Очистить сов. психологию от безродного космополитизма, СП, 1949, № 4; Страницы истории: о том, как был уволен С. Л. Рубинштейн, ВП, 1989, № 4). Восстановлен в правах после 1954. Один из основателей журн. «Вопросы психологии» (1955). В 50-х гг. последовательно отстаивал статус психологии как самостоят. науки, несмотря на попытки ее дискредитации на объединенной («павловской»). сессии АН и АМН (1950).

Р. создал ориг. философско-психол. концепцию человека, его деятельности и психики, явился основоположником деятельностного подхода в психологопед, науке, получившего благодаря его работам, а также трудам А. Н. Леонтье-ва, Б. М. Теплова, А. А. Смирнова, Б. Г. Ананьева и др. широкое признание. (Термин «деятельностный подход» стал употребляться уже после смерти Р. Сам он использовал термины «принцип творческой самодеятельности», а позднее — «принцип единства сознания и деятельности».). В 1922 в ст. «Принцип творческой самодеятельности. (К филос. основам совр. педагогики)» (см.: ВП, 1986, № 4). Р. отметил, что личность не просто проявляется в деятельности, но в ней формируется. В соответствии с этим Р. подчеркивал необходимость замены образования как восприятия готовых результатов и копирования данных образцов «системой, основа и цель к-рой — развитие творческой самодеятельности».

В 30—40-х гг. разработал систему психологии на основе принципа единства сознания и деятельности. Субъектом этого единства является личность; в ее деятельности выделены осн. компоненты в их взаимосвязях: мотивы, цели, действия, операции и т. д. Действие — это «единица» деятельности. Практич. действие — первичная форма мышления. По Р., деятельность выступает в качестве поведения, когда в ней главным становится отношение к моральным нормам; «единица поведения» — поступок.

В кон. 40-х гг. в деятельности и др. видах активности субъекта Р. вычленил в качестве их гл. регулятора психическое как процесс в соотношении с его продуктами (понятиями, чувствами и т. д.). Такой процесс — осн. способ существования психического. Напр., мышление — это не только деятельность субъекта (включающая мотивы, цели, умственные операции и т. д.), но и протекающий внутри нее пластичный процесс анализа, синтеза и обобщения, выявления проблемной ситуации, превращения ее в задачу и т. д. Созданная Р. и его последователями теория мышления стала мето-дологич. основой исследований закономерностей умственного воспитания (усвоения знаний, формирования способностей на основе задатков в процессе деятельности и т. д.), помогла обоснованию и внедрению проблемного обучения, а также метода формирующего эксперимента («изучать ребенка, обучая его»).

Обобщая эти исследования, Р. в кон. 40-х гг. разрабатывал ориг. общефилос. принцип детерминизма: внеш. причины, влияния (в т. ч. педагогические). действуют только через внутр. условия, составляющие основание развития. По Р., ребенок — не просто объект пед. воздействий, а активный их преобразователь и соучастник, субъект обучения и самообучения.

На основе своего принципа детерминизма в философско-психол. труде «Бытие и сознание» (1957). Р. систематически разработал систему категорий бытия, человека, субъекта и объекта, материального и идеального, сознания и бессознательного, психического и физиологического и т. д. Он раскрыл различие и взаимосвязь между бытием и объектом, между бытием и материей, показав неправомерность сведения бытия к материи. Исследовал также проблемы эмоций, памяти, восприятия, речи и др.

Науч. наследие Р. — одна из важных теоретич. основ совр. процессов гуманизации образования, индивидуализации процесса обучения, творческого сотрудничества педагогов и учащихся.

С о ч.: Основы психологии, М., 1935; Психология и педагогика (о путях психол. исследования), СП, 1941, № 7—8; Психол. наука и дело воспитания, СП, 1945, № 7; О мышлении и путях его исследования, М., 1958; Принципы и пути развития психологии, М., 1959; Проблемы общей психологии, М., 1973,19762.

Лит.: Ананьев Б. Г., Творческий путь С. Л. Рубинштейна, ВП, 1969, № 5; Б p у III -линский А. В., Проблемы обучения и мышления в трудах С. Л. Рубинштейна, там же; его же, С. Л. Рубинштейн — родоначальник деятельностного подхода в психол. науке, ГГЖ, 1989, №3; Абульханова-Славская К. А., Брушлинский A. B., Философско-психол. концепция С. Л. Рубинштейна, М., 1989; Ильницкая И. А., Учение С. Л. Рубинштейна и проблемы пед. практики, ВП, 1989, № 3; Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки, воспоминания, материалы, М., 1989; Якиманская И. С., У истоков пед. психологии, СП, 1989, № 8; P а у n e T. R., S. L. Rubinstein and philosophical foundations of Soviel psychology, Dordrecht, 1968; Matthaus W., Sowjetische Denkpsychologie, Gottingen, 1988. А. В. Брушлинский.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович — 0

Найдено научныех статей по теме РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович — 0

Найдено книг по теме РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович — 0

Найдено презентаций по теме РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович — 0

Найдено рефератов по теме РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович — 0