РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (РАО)
высшая научная организация по проблеме образования, действующая на принципах самоуправления и собственного Указа. Образована в 1991 г., объединяет членов академии, имеет в своем составе институты, научные центры, лаборатории, культурно-просветительные центры и др. организации, учреждения и предприятия, обеспечивающие исследования и разработки по основным направлениям фундаментальной и прикладной науки в области образования.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
высшая научная государственная самоуправляемая организация, объединяющая ученых в области образования. Создана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1991 г. Проводит фундаментальные, Прикладные исследования и разработки в области образования, координацию исследований по приоритетным научным направлениям, сбор, обобщение и распространение отечественной и зарубежной информации в сфере образования, научную экспертизу педагогических инноваций и содействует их использованию в массовой практике. В составе РАО 19 научно-исследовательских учреждений, в том числе Центр региональной политики развития образования; Государственная научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского; 14 образовательных учреждений, в том числе Университет и Социально-педагогический центр "Маяк"; Художественно-педагогический музей игрушки; 5 региональных отделений (Центральное, Северо-Западное, Сибирское, Южное, Поволжское и Уральское) и 6 научно-отраслевых отделений (философия образования и теоретической педагогики; психологии и возрастной физиологии; общего среднего образования; образования и культуры; базового профессионального образования; высшего образования). Общая численность работников Академии на 2001 г. 2885 человек. РАО объединяет 116 действительных членов (академиков), 142 члена-корреспондента, 60 иностранных членов из 24 стран. В 2003 г. исполняется 60 лет со дня образования АПН (РАО). В связи с этим предполагается структурная реорганизация РАО. См. АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК СССР (АПН СССР).
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (РАО)
государственная научная организация по проблемам образования. Учреждена в 1991 в Москве на базе Академии педагогических наук СССР (создана в 1943 как Академия педагогических наук РСФСР с целью объединения научно-педагогических сил страны и координации научных исследований; в 1966 преобразована в Академию педагогических наук СССР). РАО ведет исследования и разработку научных основ образования в Рос. Федерации. Координирует апробацию образовательных технологий, средств и форм организации обучения и воспитания. Оказывает научно-методическую помощь образовательным учреждениям, органам управления образованием, в т.ч. в деле совершенствования системы подготовки и повышения квалификации научных и научно-педагогических работников. Обобщает и распространяет педагогический отечественный и зарубежный опыт. В 2000 в РАО состояли 116 академиков, 143 члена-корреспондента, 6 почетных членов, 60 иностранных членов. Объединяет 6 отраслевых отделений: философии образования и теоретической педагогики (Институт теории образования и педагогики, Институт педагогических инноваций, Институт управления образованием); психологии и возрастной физиологии (Психологический институт, Институт дошкольного образования и семейного воспитания, Институт возрастной физиологии, Институт коррекционной педагогики); образования и культуры (Государственный институт семьи и воспитания, Институт художественного образования, Институт педагогики социальной работы, Центр социологии образования); общего среднего образования (Институт общего среднего образования, Сибирский институт образовательных технологий, Институт образования Сибири, Дальнего Востока и Севера); базового профессионального образования (Институт среднего профессионального образования, Институт профессионально-технического образования, Институт образования взрослых); высшего образования (Институт информатизации образования, Университет РАО); 5 региональных отделений: Центральное (центр в Москве; Центр региональной политики развития образования); Северо-Западное (С.-Петербург; Институт продуктивного обучения; НИИ региональных проблем развития образования), Сибирское (Красноярск; Институт стратегии развития, управления и прогнозирования образования в Сибири; Институт мониторинга качества региональных образовательных систем); Поволжское (Казань); Южное (Ростов-на-Дону; НИИ социально-педагогических проблем). При РАО имеются докторантура и аспирантура; институт переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических работников; экспериментальные учебные заведения; открытый лицей "Всероссийская заочная многопредметная школа" (на базе МГУ); Научно-педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского; Художественно-педагогический музей игрушки (г. Сергиев Посад Московской области). См. также Действительные члены РАО, Персональный состав РАО,Почетные члены РАО, Члены-корреспонденты РАО
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
высшее государственное научное учреждение по проблемам образования, действующее на принципах самоуправления и собственного устава. Одна из пяти отраслевых академий, имеющих государственный статус.
Академия объединяет действительных членов, членов-корреспондентов и научных сотрудников учреждений академии.
Создана в 1992 г. на базе Академии педагогических наук СССР, которая в свою очередь была создана в 1943 г. в Москве как Академия педагогических наук РСФСР и в 1958 г. преобразована в АПН СССР.
РАО осуществляет исследования и разработки по основным направлениям фундаментальной и прикладной науки в области образования, а также образовательной деятельности. Они направлены на разработку научных основ развития образования в России с учетом научно-технического прогресса, социально-экономических изменений в обществе, национально-культурных традиций народов России, а также зарубежного опыта; на развитие педагогики, психологии и других наук, разрабатывающих фундаментальные и прикладные проблемы образования; на разработку новых образовательных технологий, средств и форм организации обучения и воспитания; на повышение педагогической культуры общества, научно-методическую помощь семье, учебным заведениям и органамнародного образования; на совершенствование системы подготовки педагогических кадров в средних и высших профессиональных образовательных учреждениях.
РАО осуществляет также подготовку и повышение квалификации научных и научно- педагогических кадров, выявляет и поддерживает талантливых исследователей, содействует творческому росту научной молодежи, осуществляет международное сотрудничество в области наук об образовании.
Высшим органом РАО является общее собрание членов академии, которое созывается для обсуждения важнейших проблем развития образования, решения организационных вопросов, выбора новых членов академии. Деятельностью РАО в период между общими собраниями руководит президиум, избираемый общим собранием, в него входят президент, 3 вице-президента, главный ученый секретарь, члены президиума, академики-секретари научно-отраслевых отделений и председатели региональных отделений.
В составе РАО 6 научно-отраслевых отделений, в том числе отделение базового профессионального образования и отделение высшего образования, а также 5 региональных отделений: Центральное (г. Москва), Северо-Западное (г. Санкт- Петербург), Южное (г. Ростов-на-Дону), Поволжское (г. Казань), Сибирское (г. Краснярск), 22 научно-исследовательских института и центра, в том числе институты профессионального образования, экспериментальные образовательные учреждения, Государственная научно-педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского.
В 1997 г. в системе РАО было занято 3,6 тыс. человек, в том числе в научных институтах и центрах – 2,2 тыс. человек, из них 200 докторов наук и 690 кандидатов наук.
А.М. Новиков
Академия объединяет действительных членов, членов-корреспондентов и научных сотрудников учреждений академии.
Создана в 1992 г. на базе Академии педагогических наук СССР, которая в свою очередь была создана в 1943 г. в Москве как Академия педагогических наук РСФСР и в 1958 г. преобразована в АПН СССР.
РАО осуществляет исследования и разработки по основным направлениям фундаментальной и прикладной науки в области образования, а также образовательной деятельности. Они направлены на разработку научных основ развития образования в России с учетом научно-технического прогресса, социально-экономических изменений в обществе, национально-культурных традиций народов России, а также зарубежного опыта; на развитие педагогики, психологии и других наук, разрабатывающих фундаментальные и прикладные проблемы образования; на разработку новых образовательных технологий, средств и форм организации обучения и воспитания; на повышение педагогической культуры общества, научно-методическую помощь семье, учебным заведениям и органамнародного образования; на совершенствование системы подготовки педагогических кадров в средних и высших профессиональных образовательных учреждениях.
РАО осуществляет также подготовку и повышение квалификации научных и научно- педагогических кадров, выявляет и поддерживает талантливых исследователей, содействует творческому росту научной молодежи, осуществляет международное сотрудничество в области наук об образовании.
Высшим органом РАО является общее собрание членов академии, которое созывается для обсуждения важнейших проблем развития образования, решения организационных вопросов, выбора новых членов академии. Деятельностью РАО в период между общими собраниями руководит президиум, избираемый общим собранием, в него входят президент, 3 вице-президента, главный ученый секретарь, члены президиума, академики-секретари научно-отраслевых отделений и председатели региональных отделений.
В составе РАО 6 научно-отраслевых отделений, в том числе отделение базового профессионального образования и отделение высшего образования, а также 5 региональных отделений: Центральное (г. Москва), Северо-Западное (г. Санкт- Петербург), Южное (г. Ростов-на-Дону), Поволжское (г. Казань), Сибирское (г. Краснярск), 22 научно-исследовательских института и центра, в том числе институты профессионального образования, экспериментальные образовательные учреждения, Государственная научно-педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского.
В 1997 г. в системе РАО было занято 3,6 тыс. человек, в том числе в научных институтах и центрах – 2,2 тыс. человек, из них 200 докторов наук и 690 кандидатов наук.
А.М. Новиков
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
РАО), учреждена постановлением пр-ва РФ 19 дек. 1991 на базе Академии педагогических наук СССР. Высшая гос. науч. орг-ция по проблемам образования, действующая на принципах самоуправления и собств. Устава. Первое общее собрание состоялось в июне 1992; формирование академии происходило в течение 1992—93. Членами РАО избираются ученые, педагоги, деятели образования и культуры. В 1996 —113 акад., 146 ч.-к., 6 поч. чл., св. 20 ин. чл. През. А. В. Петровский.
Ведет исследования и разработку науч. основ образования в РФ с учетом социально-экон. изменений в обществе, культурных традиций народов России и заруб. опыта. Координирует апробацию образоват. технологий, средств и форм организации обучения и воспитания, а также исследования в интересах повышения пед. культуры рос. общества. РАО оказывает науч.-метод, помощь уч. заведениям и органам управления образованием в совершенствовании системы подготовки педагогов и преподавателей общеобразоват., проф. и высших образоват. учреждений, в подготовке и повышении квалификации науч. и науч.-пед. работников. Особое направление — обобщение и распространение ист. и совр. опыта развития образования и пед. теории. Академия осуществляет между-нар. сотрудничество в области наук об образовании. При РАО действуют аспирантура и докторантура. В составе РАО проведена реорганизация науч. учреждений быв. АПН. РАО объединяет отраслевые отделения философии образования и теоретич. педагогики; психологии и возрастной физиологии; образования и культуры; общего ср. образования; базового проф. образования; высш. образования, а также 5 региональных отделений: Сибирское (действует на базе Красноярского ун-та), Северо-Западное (на базе Рос. пед. ун-та в С.-Петербурге), Южное (на базе Ростовского пед. университета), Центральное (на базе Института пед. инноваций и Психол. ин-та), Поволжское (Казань). В системе РАО ин-ты — теории образования и педагогики; психологический; развития личности; возрастной физиологии; коррекционной педагогики; управления образованием; общего ср. образования; среднего спец. образования; проф.-тех. образования; образования взрослых; образования Сибири, Д. Востока и Севера; пед. инноваций; центры — социологии образования; социальной педагогики; семьи и детства; эстетич. воспитания; преподавания рус. языка. Академия имеет ин-т переподготовки и повышения квалификации науч.-пед. работников; эксперим. учреждения. Работают Ун-т РАО (быв. Рос. открытый ун-т, осн. в 1991), уч. подразделения при ин-тах, Всерос. заочная многопредметная школа (открытый лицей на базе Моск. ун-та). При РАО действуют науч.-пед. б-ка им. К. Д. Ушинского, музей сел. школы, худож.-пед. музей игрушки. Учреждения РАО расположены в Москве, С.-Петербурге, Новосибирске, Томске, Казани и др. РАО продолжает издавать пед. журн. «Педагогика» (ведет историю с 1937), «Вопросы психологии» (с 1955), «Дефектология» (с 1969).
Лит.: Российская академия образования. Персональный состав. 1943—1993, М., 1994; 50 лет РАО, М., 1994. А. В. Петровский, Ю. А. Кораблева.
Ведет исследования и разработку науч. основ образования в РФ с учетом социально-экон. изменений в обществе, культурных традиций народов России и заруб. опыта. Координирует апробацию образоват. технологий, средств и форм организации обучения и воспитания, а также исследования в интересах повышения пед. культуры рос. общества. РАО оказывает науч.-метод, помощь уч. заведениям и органам управления образованием в совершенствовании системы подготовки педагогов и преподавателей общеобразоват., проф. и высших образоват. учреждений, в подготовке и повышении квалификации науч. и науч.-пед. работников. Особое направление — обобщение и распространение ист. и совр. опыта развития образования и пед. теории. Академия осуществляет между-нар. сотрудничество в области наук об образовании. При РАО действуют аспирантура и докторантура. В составе РАО проведена реорганизация науч. учреждений быв. АПН. РАО объединяет отраслевые отделения философии образования и теоретич. педагогики; психологии и возрастной физиологии; образования и культуры; общего ср. образования; базового проф. образования; высш. образования, а также 5 региональных отделений: Сибирское (действует на базе Красноярского ун-та), Северо-Западное (на базе Рос. пед. ун-та в С.-Петербурге), Южное (на базе Ростовского пед. университета), Центральное (на базе Института пед. инноваций и Психол. ин-та), Поволжское (Казань). В системе РАО ин-ты — теории образования и педагогики; психологический; развития личности; возрастной физиологии; коррекционной педагогики; управления образованием; общего ср. образования; среднего спец. образования; проф.-тех. образования; образования взрослых; образования Сибири, Д. Востока и Севера; пед. инноваций; центры — социологии образования; социальной педагогики; семьи и детства; эстетич. воспитания; преподавания рус. языка. Академия имеет ин-т переподготовки и повышения квалификации науч.-пед. работников; эксперим. учреждения. Работают Ун-т РАО (быв. Рос. открытый ун-т, осн. в 1991), уч. подразделения при ин-тах, Всерос. заочная многопредметная школа (открытый лицей на базе Моск. ун-та). При РАО действуют науч.-пед. б-ка им. К. Д. Ушинского, музей сел. школы, худож.-пед. музей игрушки. Учреждения РАО расположены в Москве, С.-Петербурге, Новосибирске, Томске, Казани и др. РАО продолжает издавать пед. журн. «Педагогика» (ведет историю с 1937), «Вопросы психологии» (с 1955), «Дефектология» (с 1969).
Лит.: Российская академия образования. Персональный состав. 1943—1993, М., 1994; 50 лет РАО, М., 1994. А. В. Петровский, Ю. А. Кораблева.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия