РИТОРИКА

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

РИТОРИКА
(гр. ρήτορική (τέχνη) – теория и искусство красноречия. Начиная с античности, сформировались основные разделы классической Р.: нахождение (систематизация содержания речей и используемых в них доказательств); расположение (деление речи на вступление, изложение, разработку, то есть доказательства своего взгляда и опровержение противного, а также заключение); словесное выражение (учение об отборе слов, об их сочетании, а также о простом, среднем и высоком стиле речи); запоминание; произнесение (Ильенков Э. В. Философия и культура. – М., 1991; Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998; Табачковський В. Г. Людина – Екзистенція – Історія. – К., 1996). Е. А. Подольская

Источник: Глоссарий современного образования.

Риторика
а) наука о красноречии; б) красивые слова, которые не имеют смыслового наполнения. С помощью Р. Учитель обеспечивает единство формы и содержания учебно-воспитательного процесса, достигает учебно- воспитательных целей, повышает речевую культуру учащихся. Владение соответствующими приемами Р., целесообразное и эффективное их использование в процессе обучения, тактичное формирование «языкового вкуса» учащихся посредством приобщения их к образцам красноречия – основные направления и формы деятельности учителя, направленные на реализацию личностно-воспитательного потенциала Р. в литературном образовании учащихся. Выразительное чтение и декламация также способствуют повышению умения учащихся правильно и красиво высказывать собственные мысли, однако именно средства Р. являются ведущими факторами, способствующими достижению этих целей. Не подлежит сомнению, что речевая деятельность самого учителя должна стать своего рода образцом-примером для учащихся [ ]. В.Г.

Источник: Методика преподавания литературы.

РИТОРИКА
(от греч. rhētorikē). Наука об искусстве речи, о красноречии, об ораторском искусстве; связана с поэтикой, обобщает опыт мастеров слова, устанавливает правила речевого поведения. На основе последних был построен учебный предмет в средних школах России в XIX в. В курсе Р. сообщались правила построения текстов различных видов (особенно рассуждений), логические правила, требования грамматики, давались образцы с их разборами, стилистические и риторические фигуры. Отдельные требования Р. используются в современной методике преподавания языка: это касается деления текстов на описания, рассуждения, повествования, работы над различными жанрами в развитии связной речи учащихся и др. Близки к Р. занятия по практической и функциональной стилистике. Научные основания Р. заложил Аристотель, который рассматривал Р. как науку о законах мнения, соотнося ее с логикой – наукой о законах знания. С 50-х гг. XX в. в связи с развитием средств массовой коммуникации и информации вновь возник интерес к Р. как самостоятельной научной и учебной дисциплине. В РФ в 90-е гг. Р. как учебная дисциплина введена в средние общеобразовательные школы и гуманитарные высшие учебные заведения (Аннушкин, 2006; Волков, 2003).

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

РИТОРИКА
греч. rhetorike techne от rhetor — оратор) — теория и практическое мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи. Теория Р., возникшая еще в античности (середина I тыс. до н. э.), синкретически заключала в себе все основные дисциплины гуманитарного круга; к середине XIX в. завершается их выделение и специализация, и Р. утрачивает статус теоретической области знаний. Развитие гуманитарной культуры с середины XX в. отмечено так называемым «риторическим Ренессансом» или «возрождением Р.». Это касается, в первую очередь, теории Р.: лингвистика и литературоведение вновь обращаются к классическому риторическому наследию, переосмысливая его на новом уровне; за рубежом возникает современная новая Р. (неориторика), начинающая претендовать даже на роль общей методологии гуманитарного знания (основания для этого находят в том, что многие наиболее общие теоретические концепты гуманитарных наук возникли именно в классической риторической теории). Неориторика родственна лингвистической прагматике, коммуникативной лингвистике и пр.; эти молодые науки по сути представляют собой дисциплины риторического круга; их теоретический аппарат также во многом восходит к системе понятий древней Р. Со второй половины XX в. за рубежом отмечается интерес к риторической практике, возникают специальные методики и курсы совершенствования речевого общения, слушания и понимания, быстрого чтения и пр. В последние годы проявления «риторического Ренессанса» заметны и у нас. Однако современная теория общей Р., предметом которой являются общие закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, и пути оптимизации речевого общения, в отечественной филологии только начинает разрабатываться. То же касается и современных частных Р., на основании которых возможно совершенствование речевого общения в так называемых «сферах повышенной речевой ответственности» (таких, как дипломатия и медицина, педагогика и юриспруденция, административная и организаторская деятельность, социальная помощь, журналистика, торговля, услуги и пр.). Лит.: Аристотель. Риторика // Античные риторики. — М., 1978; Виноградов В.В. О языке художественной прозы. — М., 1980; Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. — М., 1989; Ми-хальская А.К. О современной концепции культуры речи // ФН.— 1990. — № 5; Михальская А.К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике. — М., 1996; Неориторика: генезис, проблемы, перспективы: Сб. научно-аналитических обзоров. — М., 1987; Риторика и стиль/ Под ред. Ю.В. Рождественского. — М., 1984. А. К. Михальская 204

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

РИТОРИКА
греч. rhetorike (tekhne) - ораторское искусство] — дисциплина, изучающая способы построения художественно выразительной речи (прежде всего прозаической и устной), разнообразные формы речевого воздействия на аудиторию. Свое начало Р. получила в Древней Греции в 5 в. до н.э. В школах софистов (см.Античность) была разработана система учебных ораторских упражнений - декламаций на заданные темы. Научные основания Р. заложил Аристотель, который рассматривал Р. как науку о законах мнения (соотнося ее с логикой - наукой о законах знания). Для обучения Р. имела значение деятельность Теофраста, ученика Аристотеля, который в своем сочинении "О слоге" дал обширный систематизированный аппарат риторических категорий. Преподавание в риторских школах основывалось на изучении теории и образцовых произведений ораторов 5-4 вв. до н.э. Позже наметился разрыв между теорией и нормативностью образцов: теория ставила задачей Р. занимательность изложения, выработку высокого стиля, в образцах же гл. внимание уделялось точности выражения. В средние века наряду с грамматикой и диалектикой (логикой) Р. входила в тривиум - низшую ступень семи свободных искусств. В монастырских и соборных школах Западной Европы, а затем в университетах осн. источниками изучения Р. были латинская анонимная "Риторика к Гереннию" и "О нахождении слов" Цицерона. Р. оставалась частью классического образования вплоть до 19 в. Однако начавшееся уже в 18 в. расхождение между нормативной школьной Р. и языковой практикой послужило причиной исключения Р. из учебных курсов к началу 20 в. В России систематическое преподавание Р. началось в школах православных братств на территории Юго-Западной Руси и Речи Посполитой в 16- 17 вв. по латинским учебникам. В киевских архивах сохранилось 127 учебников Р. на латинском языке, относящихся к 17-18 вв., которые использовались на занятиях в Киево-Могилянской академии. Авторами учебных книг по Р. были: Симеон Полоцкий, братья Лихуды (1698), учитель Р. Георгий Данииловский (ок. 1720), М.В. Ломоносов (1748) и др. В конце 19 - начале 20 вв. вместо Р. стала преподаваться теория словесности, под этим названием с 70-х гг. 19 в. до 20-х гг. 20 в. выходили школьные нормативные руководства, рассматривавшие гл.о. художественную письменную речь. Элементы педагогической Р. сохранились в курсах русского языка и литературы до настоящего времени (творческие работы, практические упражнения по развитию устных и письменных форм речи и овладению нормами речевого этикета и др.). С 50-х гг. в связи с развитием средств массовой коммуникации и информации в ряде стран (прежде всего в США, Франции и Японии) вновь возник интерес к Р. как самостоятельной научной и учебной дисциплине. В Рос. Федерации в 90-е гг. Р. как учебная дисциплина введена в средние общеобразовательные школы. См. также Античность

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

РИТОРИКА
теория и искусство убедительной и эффективной речи; фундаментальная наука, изучающая объективные законы и правила речевого творчества. Поскольку речь — инструмент управления и организации социальных и производственных процессов, Р. формирует норму и стиль общественной жизни.
Античная традиция рассматривала Р. как «искусство находить способы убеждения относительно каждого данного предмета» (Аристотель), «искусство хорошо и украшенно говорить» (Квинтилиан). В русской традиции Р. определяется как «учение о красноречии» (М.В. Ломоносов), «наука изобретать, располагать и выражать мысли» (Н.Ф. Кошанский), предметом которой является «речь» (К.П. Зеленецкий).
Определения современной Р. включают следующие идеи.
1) Р.— научная теория речи: в теории исследуются законы и правила построения всех видов речи современного информационного общества.
2) Р. — искусство мыслить и выражать философско-профессиональную позицию в слове.Владение искусством предполагает определённые умения, техническую «выучку», практическую «ловкость» извлекать нужные мысли и выражать их в уместных словах в разных ситуациях общения.
Обучение искусству речи в Р. есть не только обучение говорению (напр., в публичной речи), оно всегда предполагало одновременное обучение мыслить (и мыслить нравственно), формировать мировоззрение, получать знания и выражать свою жизненную позицию в слове. Отсюда особая серьёзность Р. как реального мыслеречевого творчества, выражающего позицию каждого человека в жизни. В сущности, цель профессиональной деятельности конкретного ритора — защита своей философско-нравственной и профессиональной позиции, организация людей и общества с помощью речи. Основой Р. всегда были философия, этика, образованность — вне духовно-нравственной и интеллектуальной основы невозможно представить современные методики преподавания Р. или иных многочисленных речевых технологий. Без философско-этической базы обучение Р. и её использование превращается либо в манипуляцию сознанием, либо в «праздноговорение».
3) Р. — теория и практика совершенной речи:убедительной и эффективной, целесообразной и уместной, подлинно украшенной и т.д. В определениях Р. обычно ищут точные эпитеты для образцовых качеств речи, поэтому Р. называют наукой об убедительной, украшенной (в классических трудах), целесообразной, эффективной, действенной, гармонизирующей речи (в современных теориях риторики). Качества речи исследуются также в учении о стиле, где в русской традиции обычно называются ясность, правильность, точность, чистота, логичность, образность, краткость, и нек. др. Ни одно из указанных качеств не исчерпывает представлений о Речевом идеале (см.), но их совокупность позволяет назвать Р. учением о совершенной речи. Совершенство речи связано с имеющимися в общественном и личном сознании речевыми идеалами, образцами речи, культурно-стилевыми предпочтениями.
4) Р. — учение о воспитании личности через слово.Личностью человек как индивидуальное воплощение его телесно-духовного единства становится только тогда, когда сформируется его нравственное и интеллектуальное мировоззрение, которое находит воплощение в характере речи. Поскольку в речи выражен весь человек, Р. способствует формированию личности человека, его жизненной позиции и способности защищать эту позицию словом. Примеры политико-речевой деятельности не только многих классических ораторов прошлого, но и наших современников свидетельствуют, что развитие личности ритора осуществляется постепенно с накоплением риторического опыта, проявляющегося в утверждении философско-профессиональной платформы, формировании навыков и умений. Для риторического воспитания небезразлично, какими речами, текстами (содержанием учебного предмета) и методами (риторическая педагогика) будет осуществлено преподавание Р.
Лит.: Аннушкин В.И. Риторика. Вводный курс. М., 2008; Аннушкин В.И. Риторика. Экспресс-курс. М., 2008; Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия. М., 2002; Античные риторики / под ред. А.А. Тахо-Годи. М., 1978; Волков А.А. Основы русской риторики. М., 1996; Волков А.А., Курс русской риторики. М., 2009; Граудина Л.К. Русская риторика. Хрестоматия. М., 1996; Граудина Л.К., Кочеткова Г.И. Русская риторика. М., 2001; Иванова С.Ф. Говори!.. Уроки развивающей риторики. М., 1997; Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. М., 1996; Риторика. Специализированный проблемный журнал. 1995-1997. №№ 1-4; Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. М., 1999; Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 2004; Цицерон Марк Фабий. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972.
В.И. Аннушкин

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

РИТОРИКА
греч. rhetortke (tekhne). — ораторское искусство], дисциплина, изучающая способы построения художественно выразит речи (прежде всего прозаической и устной), разнообразные формы речевого воздействия на аудиторию. Свое начало традиц. P получила в Греции в 5 в до н.э. в школах софистов (см Античность). Хотя гл. задачей риторских школ было практич. обучение красноречию, софисты (Протагор, Фрасимах, Горгий). подготовили богатый материал для осмысления теории ораторского иск-ва В школах софистов была разработана система уч ораторских упражнений — декламаций на заданные темы в виде похвальных речей, порицаний и т.д. , прений по вымышленным судебным делам
Науч. основания P заложил Аристотель, к-рый в системе знаний рассматривал P как науку о законах мнения (соотнося ее с логикой — наукой о законах знания). Формированию теоретич P способствовала также деятельность Исократа, Феопомпа, Дионисия Галикарнасского и др. Для обучения имела значение деятельность Теофраста, ученика Аристотеля, к-рый в своем соч «О слоге» дал обширный систематизиров аппарат риторич категорий.
В античности различались 3 вида красноречия торжественное, совещательное (политическое), судебное Источниками красноречия считались дарование, теоретич обучение, практич. упражнение (к-рое могло включать и подражание). Риторич разработка речи состояла из 5 частей нахождение материала, темы, расположение материала (по схеме, выработанной еще софистами вступление, изложение, разработка, заключение), словесное выражение (к-рое должно было отвечать гл. требованиям, выдвинутым Теофрастом правильности, ясности, упорядоченности — уместности, красоты — пышности), запоминание, произнесение (считалось важнейшим элементом красноречия, блестящее произнесение могло спасти посредственную речь, дурное — погубить превосходную). В последовательности этих частей и изучалась обычно риторич. Теория.
Преподавание в риторских школах основывалось на изучении теории и образцовых произв ораторов 5—4 вв до и э Позже наметился разрыв между теорией и нормативностью образцов теория ставила задачей P занимательность изложения и выработку высокого стиля, в образцах гл. внимание уделялось точности выражения В эпоху эллинизма благодаря этому различию сформировались 2 направления в P «аттицизм» — следование антич образцам и «азианство» — следование традициям эллинистической прозы.
Эллинистич. пособия по P послужили моделями для ранних сочинений римских авторов. Уже в это время в трудах мн риторов можно было видеть зарождение «теории трех стилей» — высокого, среднего и низкого, развитой в ср. века и в эпоху. Возрождения Наиболее полное выражение римская риторика получила в трудах Квинтилиана и Цицерона, объединившего в своих сочинениях греч. теоретич материал и обобщение опыта римского ораторского иск-ва.
В ср. века образование сохраняло ориентацию на языковые дисциплины Наряду с грамматикой и диалектикой (логикой). P входила в тривиум — низшую ступень семи свободных искусств. В монастырских и соборных школах Зап Европы, а затем в ун-тах осн. источниками изучения классич риторики были лат анонимная «Риторика к Гереннию» и «О нахождении слов» Цицерона Антич P, ориентированная гл. обр. на судебные и парадные речи, была переработана в ср. века в расчете преим на сочинение писем и судебных документов, проповедей (создается наука об иск-ве христ. проповеди — гомилетика), а в эпоху Возрождения и классицизма — применительно ко всякой худож. речи В таком виде P оставалась частью классического образования вплоть до 19 в Однако начавшееся уже в 18 в расхождение между нормативной школьной P и языковой практикой послужило причиной исключения P из уч курсов к нач 20 в
В России систематич. преподавание P началось в школах православных братств на терр Юго-Зап Руси и Речи Посполи-той в 16—17 вв по лат учебникам Одна из самых ранних P на рус яз — «Книги суть риторики двои » Макария (рукопись 1623). Было популярным сочинение ректора Киево-Могилянской академии Иоанникия Галятовского «Наука короткая альбо способ зложеня казаня» (1659). В киевских архивах сохранилось 127 учебников P на лат языке, относящихся к 17—18 вв, к-рые использовались на занятиях в Киево-Могилянской академии
Учебную книгу по P написал на лат яз Симеон Полоцкий Авторами двух курсов P (1698). были преподаватели Моек славяно-греко-латинской академии братья Лихуды К кон 17 в относятся разнообразные издания уч лит-ры по P, риторические сочинения Андрея Бело-боцкого и «Риторика» Михаила Усачева Ок 1720 учитель P Александро-Невского монастыря в Санкт-Петербурге Георгий Данииловский создал для своих слушателей «Риторику», к-рая получила распространение как уч пособие в училищах и семинариях сев зап. областей России. Автором «Риторики» (1748). стал и М. В. Ломоносов. В «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» (1758). он разработал «теорию трех стилей» применительно к рус. языку. Пособия по Р. практич. характера продолжали появляться почти до сер. 19 в. В числе «изящных наук» Р. стала непременной частью гимназич. образования.
В кон. 19 — нач. 20 вв. вместо Р. стала преподаваться теория словесности, под этим назв. с 70-х гг. 19 в. до 20-х гг. 20 в. выходили шк. нормативные руководства, рассматривавшие гл. обр. худож. письменную речь. Элементы пед. Р. сохранились в курсах рус. языка и лит-ры до наст, времени (творческие работы, практич. упражнения по развитию устных и письменных форм речи и овладению нормами речевого этикета, изучение основ литературоведч. знаний и др.).
С 50-х гг. 20 в. в связи с развитием средств массовой коммуникации и информации в ряде стран (прежде всего в США, Франции и Японии). вновь возник интерес к Р. как самостоят. науч. и уч. дисциплине. Наряду с исследованиями речевых коммуникаций и их приложением в обществ.-языковой практике (журналистика, реклама, деловая речь). складывается и новая шк. Р. (своя в каждой стране). в зависимости от типов речевой культуры.
В Японии развивается т. н. теория языкового существования, к-рая включает исследования речевого поведения людей, речевых форм и подготовку школьных и практич. рекомендаций по устной речи и слушанию, письму и чтению.
В США шк. Р., преобразованная на новых началах, стала составляющей курсов предмета «Речевая коммуникация». Осн. цель преподавания — развитие практич. навыков речевого поведения — сочетается с изложением теории предмета. Эффективное владение речью рассматривается амер. педагогикой как важная предпосылка успеха в любой сфере деятельности.
Лит.: Овсянико-Куликовский Д. Н., Теория поэзии и прозы. (Теория словесности), М.-П., 19235; Апресян Г. 3., Ораторское иск-во, M., 19722; Античные риторики, М., 1978; Риторика и стиль, М., 1984; Общая риторика, пер. с франц., М., 1986; Проблемы лит. теории в Византии и латинском средневековье, М., 1986; В о м n e p с к и и В. П., Риторика в России XVII—XVIII вв., М., 1988; Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. с древнейших времен до кон. XVII в., М., 1989. А. А. Астахова.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
418.83 кб

Педагогическая риторика в системе профессиональной подготовки учителя-нефилолога

Горобец Людмила Николаевна
Рассмотрены исторические и современные аспекты осмысления педагогической риторики, проанализированы основные концепции понимания педагогической риторики, выделены объект, предмет, цель данной научной дисциплины.
Читать PDF
153.66 кб

Иностранные слова и система работы по их использованию в рамках элективного курса «Деловая риторика»

Букина Н. И.
В статье рассматриваются проблемы, связанные с использованием заимствований в речи учащихся; подчеркивается необходимость систематической работы по использованию иностранных слов в рамках элективного курса «Деловая риторика» Приве
Читать PDF
182.03 кб

Риторика как учение о речи и русские учебные рукописные риторики XVII века

Конарева Т. А.
The author studies the role of rhetoric in creation of new kinds of public speech, which regulate and normalize speech relations and lead to the new substantial speech filling.
Читать PDF
3.17 мб

Психология и риторика делового общения

Читать PDF
114.63 кб

Риторика делового общения

Тумина Л.
Читать PDF
136.40 кб

Риторика в контексте образования и культуры: XIX международная научная конференция

Долгова Наталья Владимировна
Читать PDF
96.56 кб

XVI международная научная конференция «Риторика в новом образовательном пространстве» (Санкт-Петербу

Читать PDF
91.60 кб

XVII Международная конференция «Риторика и культура общения в общественном и образовательном простра

Аннушкин В. И.
Читать PDF
185.58 кб

Дисциплина «Педагогическая риторика» как основа профессиональной культуры педагога

Вяткина И. В., Хайруллина Э. Р.
В статье рассматриваются основные положения, на которые следует обратить внимание при подготовке бакалавров по направлению «Педагогическое образование».
Читать PDF
218.21 кб

Культура речи и риторика в составе речеведческих дисциплин и современной речевой практике

Аннушкин Владимир Иванович
В статье представлен широкий взгляд на природу культуры речи как научной дисциплины, в состав которой необходимо включить вопросы общей организации речи, состава мыслей, качеств стиля, произношения и всего комплекса средств, соста
Читать PDF
270.85 кб

Формирование профессиональной риторической компетенции студентов в курсе «Педагогическая риторика»

Белкина Юлия Алексеевна
В статье рассматриваются и анализируются основные концепции понимания педагогической риторики, а именно первая из них утверждает, что педагогическая риторика является разновидностью частной риторики, а её курс позволяет решить одн
Читать PDF
262.15 кб

Педагогическая риторика: примерная программа учебной дисциплины

Чувакин Алексей Андреевич, Игнатовская Анна Владимировна
Читать PDF
297.22 кб

Лингвометодический потенциал курса «Педагогическая риторика»

Белкина Юлия Алексеевна
В статье анализируются подходы к преподаванию курса «Педагогическая риторика».
Читать PDF
572.57 кб

Аргументативная риторика на службе академической адаптации как условие формирования текстуально-диал

Черкашина Татьяна Тихоновна, Морозова Анна Валериевна
Аргументативная риторика с точки зрения академической адаптации рассматривается в качестве условия развития текстуально-диалогической компетентности, представлена классификация заданий по ее формированию, дан алгоритм работы по тр
Читать PDF
128.78 кб

Медицинская риторика в подготовке врачей-педиатров

Гринько Елена Николаевна
В формировании речемыслительной деятельности и коммуникативной компетентности будущего врача-педиатра позитивную роль может сыграть изучение риторики.

Похожие термины:

  • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА

    теория эффективной речевой коммуникации в сфере педагогического общения [92].
  • АНТИЧНАЯ РИТОРИКА

    наука и искусство убедительной и украшенной речи в Древней Греции и Древнем Риме. Риторика в античности является государствообразующей теорией и практикой организации всей жизни античного общес
  • ЧАСТНАЯ РИТОРИКА

    учение о законах и правилах ведения и построения речи в различных родах, видах и жанрах словесности. Рассмотрение тех или иных типов речи (словесности) зависит от конкретных предпочтений составит
  • ДЕЛОВАЯ РИТОРИКА

    1. Одна из частных риторик, изучающая жанры, условия, формы, правила и приёмы эффективной деловой коммуникации. 2. Область человеческой культуры, ораторское искусство в условиях делового общения. 3.
  • ОБЩАЯ РИТОРИКА

    учение об общих законах и правилах ведения и построения речи. Риторическое учение состоит из двух основных разделов, в которых предлагаются общие правила для всех родов, видов и жанров речи, соста
  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ РИТОРИКА

    одна из частных риторик (см. Риторика), содержанием которой является теория и практика эффективной речи (эффективной речевой коммуникации) в сфере политики; политическое красноречие в широком смы
  • СЕМЕЙНАЯ РИТОРИКА

    одна из частных риторик, ведающая искусством эффективного речевого взаимодействия в семье. Предметом С.р. являются культура взаимоотношений, способы оптимизации эффективного общения и пути пред
  • СУДЕБНАЯ РИТОРИКА

    учение о законах и правилах построения судебной речи, раздел частной риторики. Нередко используется классический термин «судебное красноречие», относящийся более к искусству и практике судебной
  • СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ РИТОРИКЕ

    это материальные источники информации, которые облегчают организацию учебного процесса, управление познавательной и практической деятельностью учащихся, отражают специфику данного учебного пр
  • ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ ПО РИТОРИКЕ

    материалы, записанные на магнитную видеопленку, реализующие возможности видеотехники как интегрального способа предъявления информации, обеспечения звуко-зрительного синтеза, чрезвычайно важн
  • КАБИНЕТ РИТОРИКИ

    специально оборудованное помещение, в котором созданы оптимальные условия для обучения эффективному речевому общению. В К. р. сосредоточены все необходимые пособия (см. средства обучения риторик