РИТМ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Ритм
rhythm) – одно из средств формообразования в медиатексте, основанное на закономерной повторяемости в пространстве или во времени неких элементов через соизмеримые интервалы.

Источник: Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности

РИТМ
(от греч. rhythmos). Повторяемость в потоке речи одних и тех же однородных элементов, разграниченных временным или текстовым интервалом. В основе Р. устной речи чаще всего лежит чередование ударных и безударных или долгих и кратких слогов, а также повышение / понижение тона. Под Р. понимают также определенную упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи. Ритмическая организация характерна для стихотворной речи. Р. является предметом изучения в рамках вводнофонетического курса.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

РИТМ
греч. rhytmos — соразмерность, стройность) — 1) чередование каких-либо элементов (звуков, изображений или предметов), происходящее с определенной последовательностью; 2) упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием. Р. представляет собой внутреннюю организацию образов, воспринимаемых человеком и служащих основой его действий. Чувство Р. в основе своей имеет моторную (двигательную) природу. Нельзя просто «слышать Р.». Слушатель только тогда переживает Р., когда «сопроиз-водит» его. Р. часто отождествляют с ритмичностью — более узким понятием по отношению к Р., т. е. с периодической повторяемостью, цикличностью движения, линий, цветовых сочетаний, предметов и изображений. Но ритмичность не всегда возможна, тогда как Р. возникает всякий раз при структурном объединении нашим сознанием ряда звуков (или звуковых акцентов) во времени или нескольких предметов (изображений) в пространстве. Строгая ритмическая организация характерна для стихов. Однако не следует отождествлять Р. и метр (стихотворный размер), который задает лишь закономерность чередования ударных и безударных слогов, но не определяет их длительности. Что касается Р., то он может следовать размерности стиха (как, например, в детских считалках, некоторых частушках, прибаутках), но гораздо чаще формируется как бы параллельно, подчиняясь эмоционально-волевым движениям исполнения стихотворения. Точки пересечения метра и Р. возникают обычно там, где этого требуют законы языка. Коренное отличие Р. стиха от его размера в том, что размер зафиксирован в словах, составляющих стихотворение (в тексте), а Р. рождается при чтении стиха и обусловлен как стихотворным размером, так и индивидуальными особенностями читающего, а также ситуацией, в которой происходит превращение написанного текста в звучащий. Наиболее сложен Р. прозаической речи. Мы с трудом улавливаем Р. обычной нестихотворной речи, но легко обнаруживаем его нарушение, например заикание, неожиданные остановки и само-перебивы в речи. Очевидно, психика человека устроена так, что ей требуется постоянное ощущение равномерной пульсации, пусть неявной и накапливающейся на каком-то временном интервале из разрозненных сегментов речи (в этом случае происходит «интегрирование», суммирование пульсаций). Замечено, что психофизиологические функции, связанные с положительными эмоциями, предполагают высокую степень ритмичности. В то же время боль, страдание, страх — вообще отрицательные эмоции — вызывают нарушение ритмики организма. Имеется и обратная зависимость: ритмичность сама по себе дает известное удовлетворение, а ритмическая дезорганизация приводит к отрицательным эмоциям. Вероятно, именно эта психофизиологическая закономерность лежит в основе интуитивного выбора того или иного Р. устного высказывания. Лит.: Леей В. Вопросы психологии музыки // Дирижерское исполнительство. — М., 1975; Моисеева Н.И. Восприятие времени человеческим сознанием // Хронобиология и хрономедицина. — М., 1989; ЛЭС. — М., 1990; Черемисина Н.В. Вопросы эстетики русской художественной речи. - Киев, 1981. А.А. Князьков

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

РИТМ
(от греч. ρυθμός — ‘соразмерность, стройность’) — в широком понимании — временная структура любых воспринимаемых процессов; чередование соизмеримых повторяющихся явлений. О Р. говорят как об основном принципе формообразования таких искусств, как поэзия, музыка, танец и др., причём в поэзии и музыке Р. чаще всего связывают не с правильной повторяемостью (метром), а с эмоциональной и динамической природой Р., которая может проявляться, напр., в ритмизованной прозе и свободном стихе (т.е. без метра) и отсутствовать в метрически правильных стихах. Ритмическую организацию часто рассматривают как намеренную урегулированность элементов текста, которая усиливает эстетический эффект произведения словесного творчества. Между тем ритмически организованной — в широком смысле слова — является любая речь, в т.ч. и разговорная [Матвеева 1997].
Речевой Р. базируется, с одной стороны, на таких физиологических периодичностях, как дыхание и пульс (естественный, природный ритм), с другой стороны, Р. выступает одним из способов организации высказывания, а значит — подчиняется определённым коммуникативным задачам.
Естественный речевой Р. называют «свободным, несимметричным ритмом», хотя в его основе лежит исключительно регулярное явление — частота сердечных сокращений: вдох/выдох занимает примерно четыре удара пульса. Хотя эта норма легко нарушается в речи и музыке, именно дыханием организуется фразировка во время говорения и пения: определяется величина фразы, естественное понижение голоса к концу выдоха и появление паузы.
Функция Р. как способа организации высказывания проявляется в том, что в ходе спонтанного говорения или чтения вслух написанного текста человек структурирует свою речь, выделяя в ней важное с точки зрения логического и эмоционально-экспрессивного содержания. Образуемые в ходе такого структурирования фрагменты, конечно, соотнесены (скоординированы) с естественным Р., но связаны они, в первую очередь, с содержательной стороной высказывания. Речевой Р. складывается непосредственно в речевом процессе: говорящий отграничивает фрагменты высказывания (текста) паузами разной длительности, выделяет (акцентирует, произносит с большей интенсивностью) в этих фрагментах определённые участки, объединяет фрагменты текста мелодически и пр. Число вариантов таких объединений (акцентных структур) в русском языке ограничено. Так, напр., подсчитано, что всё многообразие фраз с точки зрения их просодической организации (по числу тактов и месту акцентного такта во фразе) сводится к 18-ти типам [Васильева 1992: 66-68]. Такие системные ограничения приводят к тому, что акцентные структуры повторяются с разной периодичностью в процессе спонтанного производства речи или воспроизводства текста. При определённой регулярности появления акцентных структур возникает ощущение ритмической организованности речи. Намеренное урегулирование (закономерная повторяемость) тех или иных ритмических единиц становится особым выразительным приёмом. Так, при выразительном, актёрском чтении художественной прозы (декламации) можно говорить о ритмизации как способе специальной обработки текста, продуманной и подготовленной в соответствии с художественными (эстетическими) задачами. Предельная урегулированность ритмических единиц встречается в поэтическом тексте, где закономерная повторяемость может наблюдаться уже на уровне самых мелких единиц — слогов и их сочетаний, в то время как в прозаическом художественном тексте ритмические структуры образуются на более высоком, чем слог, уровне: здесь урегулированными оказываются в первую очередь типы фраз [Васильева 1992].
Всеми исследователями русского речевого Р. признаётся его многоуровневый иерархический характер [Прохватилова], что напрямую связано и с многоуровневой природой всякого высказывания. Ритмическая организация речи служит ярким средством выразительности, позволяя выстраивать иерархию акцентов, соответствующую коммуникативному замыслу говорящего.
Лит.: Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. М., 1983; Васильева В.В. Русский прозаический ритм. Динамический аспект. Пермь, 1992; Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. М., 1982; Златоустова Л.В. Фонетические единицы русской речи. М., 1981; Макаров М.Л. Ритмическая организация синтаксических структур и экспрессивность // Риторика и синтаксические структуры. Красноярск, 1988; Матвеева Т.В. К вопросу о ритме как жанрообразующем признаке в разговорной речи // Жанры речи. Саратов, 1997; Прохватилова О.А. Православная проповедь и молитва как феномен современной звучащей речи. СЛОВО — Православный образовательный портал. URL: www.portal- slovo.ru/philology/37453.php?ELEMENT_ID=37453&PAGEN_2=9; Ритм, пространство и время в литературе и искусстве, Л., 1974; Черемисина Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. М., 1989.
В.В. Васильева

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
849.60 кб

Информатизация наукоемких технологий обучения на основе системы РИТМ при многоуровневом образовании

Вишняков Ю. М., Родзин С. И.
Читать PDF
283.61 кб

Ритм речевых и неречевых процессов у детей в норме и при речевой патологии

Белякова Лидия Ивановна, Филатова Юлия Олеговна
Авторы рассматривают устную речь как функциональную систему, реализующуюся в психосенсомоторном речевом стереотипе, который формируется в результате интеграции, координации и регуляции ее подсистем.
Читать PDF
270.05 кб

Ритм в музыке и ритмической гимнастике

Курысь Владимир Николаевич, Гзирьян Рубен Вячеславович
В статье рассматривается сущность, всеохватность и уникальность ритма как художественной категории и биомеханики, сравниваются особенности его проявления в музыке, а также в других видах искусств.

Похожие термины:

  • Ритм движений

    одна из биомеханических (кинематических) характеристик движений человека. Он определяется как соотношение длительностей (фаз) движения. Ритм отражает характер прилагаемых усилий, зависит от вели