Римское воспитание

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское]

Римское воспитание
так называется система воспитания свободных граждан, существующая в Древнем Риме вплоть до VI века н.э. Главной составной частью этой системы является семейное обучение и воспитание. До семи лет дети должны были находиться под постоянным и непосредственным надзором матери и пожилых родственников. С семи лет мальчики переходили под руководство отца. Целью воспитания на этом этапе была подготовка ребенка к общественной, военной и хозяйственной деятельности с учетом социального положения семьи. Главное назначение римской системы состояло в том, чтобы подготовить гражданина, готового пожертвовать всем ради своего рода и государства. Риму нужен был храбрый воин, исполненный презрения ко всему иноземному, консервативный политик, скупой и даже жестокий землевладелец. Уже с V века до Р.Х. в Риме были созданы начальные школы для бедняков с 4-5-летним сроком обучения. В них учили чтению, письму, счету. К концу существования Римской империи родились идеи о всестороннем воспитании и нравственном совершенствовании.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

РИМСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
система воспитания в Римском рабовладельческом государстве. Сложилась в период республики (конец VI – середина I в. до н.э.). С развитием городов возникли школы, в которых мальчики обучались чтению, письму, счету.
Усиление классового расслоения в республике (после Пунических войн) обусловило деление школ на элементарные и грамматические. Элементарные школы ютились в сараях, портиках храмов. Они предназначались для детей (мальчиков) небогатого и незнатного свободного населения. Плата была невысокой, обучение вели частные учителя. Дети аристократов получали первоначальное обучение дома, после чего поступали в частныеграмматические школы. В них преподавались латинская грамматика и литература, греческий язык.
После покорения большей части Греции (146 г. до н.э.), по ее образцу возникли частные школы повышенного образования – риторские школы. Здесь аристократическая молодежь изучала римскую и греческую литературу, ораторское искусство, философию, правоведение, математику, музыку, получала подготовку для занятия руководящих государственных должностей.
Большое внимание в системе Р.в. уделялось физическому развитию юношества. Физическое воспитание подчинялось военным целям.
В период империи (середина I в. до н.э. – конец V в. н.э.) частные школы постепенно исчезли. Государство берет дело образования в свои руки, устанавливает за ним строгий контроль. Ставшие теперь государственными грамматические и риторские школы предназначаются для подготовки преданных императорской власти чиновников.
Соответствующую направленность приобретают и элементарные школы, перед которыми ставится задача воспитания верноподданных граждан. Образование становится все более формальным. Риторика вырождается в чисто внешнее «красноречие», в котором витиеватость прикрывала пустоту содержания и бедность мысли.
После объявления христианства господствующей религией (с конца IV в.) школьные учителя назначаются преимущественно из духовенства. Учебно-воспитательная работа школы приобретает все более резко выраженный религиозный характер.
Выдающимся теоретиком Р.в. периода империи был Марк Фабий Квинтилиан.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.