Режим дня

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Режим дня
(детей и подростков) – порядок чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток. Правильная организация Р.д. способствует нормальному росту и развитию организма детей, укрепляет их здоровье и в то же время прививает им полезные привычки, навыки. Р.д. строится с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей и состояния здоровья.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Режим дня
распорядок, строящийся с учетом возрастных, анатомо-физиологических особенностей, состояния здоровья детей и подростков, предусматривающий определенную продолжительность сна и различных видов деятельности; достаточную ежедневную двигательную активность, отдых на открытом воздухе, выполнение правил личной гигиены, закаливание; полноценное и регулярное питание.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

РЕЖИМ ДНЯ
распорядок деятельности в течение суток. У учащихся основными компонентами режима дня являются учебные занятия, ночной сон, прием пищи, пребывание на свежем воздухе (прогулки), занятия спортом, чтение, просмотр телевизионных передач, самообслуживание и др.
Правильно организованный режим дня способствует сохранению высокой работоспособности в течение длительного времени, создает ровное, бодрое настроение и интерес к творческой деятельности, обеспечивает условия для нормального физического и психического развития, способствует укреплению здоровья.
Гигиенически рациональным считается такой режим дня, когда занятия чередуются с отдыхом, а продолжительность каждого вида деятельности не выходит за рамки рекомендуемой для лиц данного возраста.
Рациональный режим дня предусматривает:
определенную продолжительность различных видов деятельности при их рациональном чередовании и регулярности;
достаточный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе; регулярное питание;
гигиенически полноценный сон.
Для подростков 15–18 лет, помимо занятий в учебных заведениях, в режиме дня рекомендуются ежедневные учебные занятия дома (3–4 ч с перерывами); спортивные игры, спорт, дорога в учебное заведение и обратно домой (2,5 ч); свободное время по интересам (1,5–3,0 ч); приемы пищи, утренняя гимнастика, туалет (2 ч); ночной сон (8 ч).
Следует особо подчеркнуть пользу активного отдыха на свежем воздухе: 1–1,5-часовые подвижные игры с умеренной физической нагрузкой повышают работоспособность; болеедлительные и сопровождающиеся интенсивной физической нагрузкой (волейбол, баскетбол, футбол), наоборот, могут отрицательно влиять на работоспособность.
Организация ночного сна также имеет большое значение. Под полноценным сном подразумевается сон достаточной длительности и глубины с постоянным временем отхода ко сну и пробуждения. Сокращение длительности сна у подростков на 2 ч резко отрицательно влияет на функциональное состояние клеток коры головного мозга (снижение реактивности, падение величины условных рефлексов; на работоспособность: учащиеся уже через 2 ч от начала учебных занятий становятся практически неработоспособными. Обеспечить учащимся ПУ нормальную продолжительность сна (не менее 8 часов) помогает правильно составленное расписание учебно-производственных занятий: начало их не ранее 7 ч 30 мин и окончание – не позднее 19 ч 30 мин – для последней смены).
В структуре режима дня учащихся ПУ большое значение имеют и другие компоненты правильной организации учебных занятий и производственного обучения – с учетом гигиенических рекомендаций и в соответствии с действующим в РФ законодательством (см. Режим обучения в ПУ; Гигиена труда учащихся ПУ).
Лит.: Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М., 1990.
Л.А. Леонова

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.