РЕЖИМ ДНЯ детей и подростков

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

РЕЖИМ ДНЯ детей и подростков
порядок чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток, способствующий нормальному развитию ребенка и укреплению здоровья. Составляется с учетом возрастных анатомо-физиологических и индивидуальных особенностей ребенка. Приучать ребенка к соблюдению Р.д. необходимо с первого года жизни. Детям до 6 лет необходим одноразовый дневной сон, прогулки (3-4 ч), занятия физическим воспитанием (через 1-1,5 ч после завтрака). В Р.д. дошкольников входят: утренняя зарядка, игры, прогулки (1-4 ч в зависимости от климата), физические упражнения, направленные на развитие движений (ходьба, бег и т.д.), обучение плаванию, катанию на коньках, лыжах и т.д. Организм ребенка обладает наивысшей работоспособностью в утренние часы, поэтому в это время рекомендуется проводить наиболее трудоемкие занятия: рисование, лепку и др. Необходимо следить за осанкой; расстояние от стола до глаз должно составлять 30-35 см. Во 2-й половине дня время занятий следует сократить. В меню питания детей старше 3 лет не следует включать крепкие чай и кофе, острые, жирные и очень сладкие блюда. Одно из блюд в каждый прием пищи должно быть горячим, а ужин заканчиваться за 2 ч до сна. Ребенка приучают соблюдать личную гигиену: умываться, чистить зубы и т.д. Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Отсутствие Р.д. у первоклассника ведет к истощению нервной системы и переутомлению. Важно научить ребенка правильно регламентировать время учебной работы дома: чередовать виды занятий, начинать с письменных и более трудных заданий, делать перерыв на 10-15 мин для отдыха. Продолжительность прогулок на воздухе должна быть не менее 3 ч в день, а перерыв между занятиями в школе и дома - 1,5 ч. Нормальный сон для детей 7-10 лет длится не менее 10-10,5 ч, для подростков - 8-9 ч (иначе работоспособность падает до 30%). Хроническое недосыпание, как и умственное переутомление, - причина неврозов. Школьникам необходимо 4-5-кратное питание, ужин заканчивается за 1-1,5 ч до сна. Физическое воспитание в школе проводится по образовательным программам. Дома ребенок должен делать утреннюю зарядку и заниматься спортом в свободное время. Внимания взрослых требует организация выходного дня и каникул (максимальное пребывание на воздухе, культурные мероприятия и др.).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

РЕЖИМ ДНЯ детей и подростков
порядок чередования разл видов деятельности и отдыха в течение суток Способствует нормальному развитию ребенка, укреплению здоровья, воспитанию воли, приучает к дисциплине Правильно организовать Р.д. в семье помогают учителя, воспитатели, врачи обра-зоват учреждений. Составляют P. д. с учетом состояния здоровья, возрастных анатомо-физиол. и индивидуальных особенностей ребенка Р.д. предусматривает определенную продолжительность разл занятий, сна и отдыха, в т.ч. отдыха на открытом воздухе, регулярное и калорийное питание, выполнение правил личной гигиены Приучать ребенка к соблюдению Р.д. необходимо с первого года его жизни Это не только облегчает уход за младенцем, но с возрастом постепенно приучает ребенка к порядку, опрятности, с IV2 — 2 лет дети переходят на одноразовый дневной сон, в зависимости от погоды прогулки на свежем воздухе занимают 3—4 ч. Рекомендуется ежедневно через 1 — IV2 ч после зав трака заниматься физич. воспитанием
Исследованиями физиологов и гигиенистов установлено, что организм ребенка обладает наивысшей трудоспособностью в утренние часы Поэтому в это время с детьми дошк. возраста следует проводить наиб. трудоемкие занятия — рисование, лепку, работу с ножницами и др. Во время занятий необходимо следить за осанкой ребенка, расстояние от глаз до стола должно составлять 30—35 см У детей 3—4 лет проводят 1 занятие, у более старших — 2 занятия с перерывом Во 2-й половине дня время занятий следует сократить, а время отдыха увеличить Пребыванию на воздухе, прогулкам отводится от 1 до 4 ч в зависимости от климата и погодных условий В Р.д. дошкольников должны входить утренняя зарядка, игры, физич. упражнения, направленные на развитие осн.движений (ходьба, бег, лазание и т.д. ). В этом возрасте начинают учить детей плаванию, катанию на коньках, лыжах, велосипеде Питание детей старше 3 лет мало чем отличается от питания взрослых Однако в меню не следует включать крепкий чай, кофе, острые соусы, крепкие бульоны, шоколад, пирожные Одно из блюд в каждый прием пищи (не раньше чем через 30 мин после игры или прогулки). должно быть горячим Ужинать следует за 2 ч до сна Необходимо прививать ребенку гигиенич навыки приучать самостоятельно умываться, чистить зубы и др. До 6 лет ребенок спит днем (1 раз). Родители должны постепенно готовить ребенка ко сну, успокоить после игры, перед ночным сном проследить за вечерним туалетом и др. Перед сном комнату необходимо проветрить.
Поступление в школу — переломный момент в жизни ребенка. Задача педагогов и родителей — максимально облегчить преодоление трудностей, вставших перед ним Превышение допустимого уровня уч нагрузки, отсутствие режима уч работы, полноценного отдыха, физич. труда, достаточной двигат активности ведут к истощению нервной системы школьника, к переутомлению и ослаблению организма, к снижению его сопротивляемости разл инфекциям Важно научить ребенка правильно регламентировать время уч работы дома чередовать виды занятий по разл предметам, делать перерыв между занятиями в 10—15 мин, во время к-рых снимается напряжение, отдыхают глаза.
Начинать приготовление уроков следует с письменных работ, а затем переходить к устным занятиям В первую очередь выполняются задания ср. трудности, затем самые трудные и, наконец, самые легкие Дети 7—9 лет занимаются в школе не более 4 ч, 9—12 лет — 4—5 ч, у ст школьников проводятся 6-часовые занятия Уч работа чередуется с переменами — отдыхом.
Следует правильно организовать отдых школьников на воздухе Прогулки, игры должны продолжаться не менее 3 ч в день, причем половина этого времени должна падать на перерыв между занятиями в школе и дома Для восстановления сил и работоспособности организма очень важен нормальный сон Детям 7—10 лет необходимо спать не менее 10—10V2 ч, подросткам — не менее 8—9 ч, в противном случае их работоспособность падает на 30% Хронич недосыпание, как и умственное переутомление, — причина неврозов и сопровождающих их раздражительности, грубости, рассеянности Следует избегать излишних нагрузок, к-рые могут нарушить сон и вредно сказаться на состоянии здоровья школьника.
Большое внимание в Р.д. школьника должно быть уделено питанию Для нормального физич. и невропсихич. развития школьника имеет большое значение правильно организованный режим питания (4—5-кратный). Ужинать ребенок должен за 1—IV2 часа до сна.
Физич. воспитание в школе проводится по программам, соответствующим возрасту школьника Родители призваны быть активными помощниками и организаторами полноценного физич. воспитания детей Каждое утро ребенок должен делать зарядку, это должно войти в привычку Время на внеклассные, внешкольные (свободные). занятия (по собственному выбору). должно согласовываться с кол-вом уроков в школе и временем приготовления домашних заданий Внимания взрослых требует организация выходного дня и каникул школьника Осн.элементы Р.д. (сон, еда и т.д. ). должны оставаться такими же, как и в обычные дни, но при этом максимум времени отводится пребыванию на воздухе, участию в походах и экскурсиях, посещению музеев, театров В выходные дни необходимо дать ребенку выспаться
Лит Воликова Т В, Режим дня в жизни школьника, M, 1961, Антропова M В, Гигиена детей и подростков, M, 19826 M В Антропова

Источник: Российская педагогическая энциклопедия