РЕМЕСЛЕННЫЕ УЧИЛИЩА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Ремесленные училища
тип начального профессионального образования. В России учреждены по закону «Основные положения о промышленных училищах» (1888 год). Первые ремесленные училища открыты в Красноуфимске, Иркутске, Макарьеве и Одессе. Уставом ремесленные училища (1889 год) установлен 3-летний срок обучения (впоследствии 4–6-летний). Учащиеся обучались ремесленным специальностям, в ряде ремесленных училищ давались сведения по механике, техническому рисованию технологии металлов. Принимались учащиеся, окончившие одноклассное начальное училище. После 1917 года были ликвидированы.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

РЕМЕСЛЕННЫЕ УЧИЛИЩА
проф.-тех. учебные заведения для подготовки квалифициров. рабочих в СССР. Созданы в 1940 вместо школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). одновременно со школами фабрично-заводского обучения. Р. у. готовили металлургов, химиков, горняков, нефтяников, работников морского и речного транспорта, предприятий связи и т. д. Близкими Р. у. по характеру были железнодорожные уч-ща (в них учились преим. дети из семей работников ж.-д. транспорта), готовившие помощников машинистов, слесарей по ремонту подвижного состава, бригадиров по ремонту путей и др. Срок обучения в училищах — 2 года. Принимались юноши и девушки в возрасте 14—15 лет с 7-летним образованием, в основном из гор. молодежи. Первый набор (1940). проводился добровольно, затем — в порядке мобилизац. призывов. Уч.-метод. документация базировалась на уч. планах и программах быв. школ ФЗУ. В 1940 открыто 600 Р. у. и 120 ж.-д. уч-щ.
Подростки находились на гос. обеспечении. В Вел. Отеч. войну мн. уч-ща эвакуировались на Восток. С 1943 действовали спец. Р. у. для детей партизан, воинов, погибших на фронте. В них учащиеся получали проф. подготовку и законченное 7-летнее образование. В Р. у. был накоплен значит. метод, опыт совмещенного с производств, деятельностью проф. обучения. На средства от воскресников, в к-рых участвовали учащиеся Р. у., построены танковая колонна, звено истребителей, 3 торпедных катера. В 1941—45 ремесленные и ж.-д. уч-ща подготовили 87,4 тыс. рабочих.
В 1941 было св. 1,5 тыс. уч-щ (602 тыс. учащихся), в 1946 — св. 2,4 тыс. (603 тыс.), в 1955 — св. 3,1 тыс. (753 тыс.). В 1958 Р. у. преобразованы в профессионально-технические училища. За 1940- 1958 Р. у. подготовили ок. 11 млн. рабочих.
Лит.: Очерки истории проф.-тех. образования в СССР, М., 1981 Э. С. Котляр.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

РЕМЕСЛЕННЫЕ УЧИЛИЩА
тип начального профессионального образования. 1. В России учреждены по закону "Основные положения о промышленных училищах" (1888). Первые Р.у. открыты в Красноуфимске, Иркутске, Макарьеве и Одессе. Уставом Р.у. (1889) установлен 3-летний срок обучения (впоследствии 4-6-летний). Учащиеся обучались ремесленным специальностям, в ряде Р.у. давались сведения по механике, техническому рисованию, технологии металлов. Принимались учащиеся, окончившие одноклассное начальное училище. К 1908 было 27 Р.у. в ведении МНП и 75 училищ, работавших по особо утвержденным уставам, в которых обучалось ок. 14 тыс. учащихся, а также ок. 70 частных Р.у., работавших под контролем правительственных органов. По проекту реформы образования 1915 П.Н. Игнатьева предпринимались попытки модернизации Р.у. путем усиления теоретического обучения и подготовки мастеров, но они не были успешными. В 1918 Р.у. неоправданно ликвидированы как "рассадник ремесленничества". Упрощенным типом Р.у. были сельские ремесленные мастерские, которые возникли в России во 2-й половине 19 в. Находились в осн. в ведении Министерства торговли и промышленности. Готовили рабочих по ремонту сельскохозяйственного инвентаря, ремесленни- ков для кустарной промышленности. Срок обучения 3-4 года. Принимались мальчики с 14 лет (в т.ч. и не имевшие никакой подготовки). В 1916 было 98 учебных заведений. После 1917 были ликвидированы. 2. В СССР Р.у. основаны по Указу "О государственных трудовых резервах" (1940) (см.Трудовые резервы). Они сменили ведомственные школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Срок обучения 2-3 года. Принималась молодежь, имеющая 7-летнее образование. Учащиеся находились на полном государственном обеспечении. Учебные планы включали производственное (55- 70%) и теоретическое обучение (общая и специальная технология, основы технической механики, математика, черчение, основы электротехники, физическая культура, политические занятия), а также предметы по специальности (основы металлургии, химия и т.п.). По окончании выполнялась выпускная работа (проба). Выпускники обязаны были отработать 3 года на производстве. В 1940 создано 621 Р.у. (308 тыс. учащихся), в годы Великой Отечественной войны - 27 специальных Р.у. интернатного типа (св. 50 тыс. учащихся) с 4-летним сроком обучения для детей, родители которых погибли на фронте или в партизанских отрядах. В начале 60-х гг. преобразованы в Р.у. на базе семилетки для детей-сирот. В 1949 часть Р.у., готовивших рабочих для горнорудной и угольной промышленности, преобразована в горнопромышленные училища и школы. В 50-е гг. осуществлена специализация Р.у. По закону "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР" (1958) Р.у. преобразованы в дневные и вечерние городские профессионально-технические училища.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

РЕМЕСЛЕННЫЕ УЧИЛИЩА
тип низшего профессионального образования в России и СССР.
1. Установлены по закону «Основные положения о промышленных училищах» от 17 марта 1888 г. с целью практического обучения приемам какого-либо производства и собщения знаний для замысленной работы. В соответствии с Уставом ремесленных училищ (1889) устанавливался трехлетний срок обучения, который однако, в последующие годы был увеличен до 4–6 лет. Основу составляла хорошая ремесленная практическая выучка, хотя в части училищ давались сведения по механике, техническому рисованию, технологии металлов. В них принимались учащиеся, окончившие одноклассное начальное училище. Первые ремесленные училища были открыты в Красноуфимске, Иркутске, Макарьеве и Одессе. К 1908 г. в ведомстве Министерства народного просвещения было 27 ремесленных училищ и 75 училищ, работавших по особо утвержденным уставам. В них обучалось около 14 тыс. учащихся. Около 70 ремесленных училищ были в частном ведении, но работали под контролем правительственных органов. Попытки их модернизации путем усиления теоретического обучения и подготовки в них мастеров по проекту реформы 1915 г. гражданина П.Н. Игнатьева не увенчалась успехом. В 1918 г. Государственной комиссией по просвещению был поставлен вопрос о ликвидации ремесленных учебных заведений «ввиду их узкого профессионального характера» и игнорирования общего образования.
2. Тип низшего профессионально-технического учебного заведения в СССР, создан на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 г. «О государственных трудовых резервах». (см. Государственные трудовые резервы). Они пришли на смену ведомственным школам ФЗУ (см. Школа фабзавуча) и предназначались для планомерной и массовой подготовки квалифицированных рабочих металлистов, металлургов, химиков, горняков, нефтяников, рабочих для транспорта и связи и др. Срок обучения в них устанавливался 2–3 года. Принималась молодежь, имеющая семилетнее образование. Однако это требование, особенно в годы войны и послевоенный период, не соблюдалось. Учащиеся находились на полном государственном обеспечении. Учебные планы ремесленных училищ включали производственное (55–70%) и теоретическое обучение, в которое входили общая и специальная технология, основы технической механики, математика, черчение, основы электротехники, физическая культура, политические занятия. С учетом специфики специальности вводились и другие предметы (основы металлургии, химия и т.п.). По окончании выполнялась выпускная работа (проба) и вручался аттестат. Выпускники обязаны были отработать три года на производстве. В 1940 г. было создано 621 ремесленное училище с 308 тыс. учащихся. В годы войны – 27 специальных ремесленных училищ для детей и подростков, родители которых погибли на фронте или в партизанских отрядах, интернатного типа с четырехлетним сроком обучения. В них принимались дети погибших фронтовиков (свыше 50 тыс.). В начале 60-х гг. преобразованы в ремесленные училища на базе семилеткидля детей-сирот. В 1949 г. часть ремесленных училищ, готовивших рабочих для горнорудной и угольной промышленности, была преобразована в горнопромышленные училища. В 50-е гг. осуществлена специализация ремесленных училищ, способствовавшая повышению качества подготовки рабочих. В порядке эксперимента создавались ремесленные училища интернатного типа с 12-летним сроком обучения (1957), однако они из-за ранней профессионализации себя не оправдали и были преобразованы в типовые школы-интернаты.
В соответствии с законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958) ремесленные училища были преобразованы в дневные и вечерние городские профессионально-технические училища с соответствующей специализацией.
Лит.: Очерк развития промышленного образования в России 1888–1908 гг., составленный... И.М. Максиным. – СПб., 1909; Ремесленные училища. Школы ремесленных учеников. – СПб., 1909; Очерки истории профессионально-технического образования в СССР. – М., 1981.
Е.Г. Осовский

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

РЕМЕСЛЕННЫЕ училища
профессиональные учебные заведения, существовавшие в 1888–1917 и в 1940–1958 гг. В 1888 г. были изданы имевшие силу закона «Осн. положения о промышл. училищах». Они устанавливали 3 типа проф.-тех. учеб. заведений: средние тех. училища, низшие тех. училища (см. Технические училища) и ремесленные училища. Ремесленные училища предназначались для подготовки квалифицир. рабочих и ремесленников. Во многих училищах не преподавались теор. спец. предметы; в некоторых не было общеобразоват. дисциплин. В последующие годы были созданы упрощенные типы ремесленных учеб. заведений. В 1893 г. вышло «Положение о школах ремесленных учеников». За 3 года обучения эти школы должны были давать знания и умения, необходимые для успешного освоения по выходе из школы какого-нибудь ремесла. В 1895 г. появились низшие ремесленные школы, которые имели целью подготовку для с. хоз-ва, как говорилось в офиц. документе, «преимущественно путем практич. обучения, сведущих и умелых исполнителей по определенным профессиям и специальностям. В 1903–1907 гг. возникли сельские ремесленные учеб. мастерские, готовившие рабочих по ремонту с.-х. инвентаря и ремесленников по нек. видам кустарной пром-сти. В 1860-х гг. работниками Московского высш. тех. училища была разработана оригинальная система производств. обучения, получившая в России название «операционной», за рубежом – «русской». В конце XIX – нач. XX в. практ. обучение в большинстве ремесл. училищ осуществлялось по операционно-предметной системе.
О 13-летнем мальчике-подростке в 1917 году: «…Валерий окончил василёвскую школу. “Пошлём Вольку в Череповецкое ремесленное училище”, – решил Павел Григорьевич… Череповецкое ремесленное училище готовило хорошо знающих свое дело техников. Поступить в него было нелегко. Желающие учиться съезжались со всех концов. На конкурсных экзаменах Валерий занял третье место. Учиться в ремесленном училище было интереснее, чем в школе. Но учиться пришлось недолго…: разруха, голод. Занятия то и дело прерывались. Не было дров, чтобы отапливать помещение, не хватало преподавателей, разбегались ученики. В конце концов училище временно закрылось. Тринадцатилетний Валерий… самостоятельно добрался до Василёва» (Водопьянов, 1959, 25–26). Ремесленные училища были закрыты в 1917–1918 гг. Вновь рем. училища появились (вместо ФЗУ) на осн. указа Президиума Верх. Совета СССР от 2 окт. 1940 г. «О гос. трудовых резервах» как двухгодичные учеб. заведения системы гос. трудовых резервов (проф.-тех. образования), призванные осуществлять подготовку квалифицир. рабочих – металлистов, металлургов, химиков, горняков, нефтяников, рабочих для морского и речного транспорта, предприятий связи и др.
О 1940 г.: «В седьмом классе к нам влилась часть учеников из паралл. класса, так как многие ребята ушли в ремесленные училища, только что образованные и очень популярные в то время. Часто на улицах мы видели, как “ремесленники” шли строем, блестя светлыми пуговицами на чёрных шинелях и эмблемами на фуражках. Они бойко пели песни и чётко шли в ногу, как солдаты. Мы с завистью смотрели на "золотые руки" рабочего класса» (Кубанева, 1988). Срок обучения в рем. училище был 2–3 года в зависимости от сложности изучаемой профессии. Принимались в них юноши 14–17 лет и девушки 15–17 лет, имеющие образование, как правило, не ниже 7 классов школы. Обучение в рем. училищах было бесплатным. Учащиеся находились на гос. обеспечении: получали питание, обмундирование, общежитие. Кроме того, им выплачивалась зар. плата за работы, выполненные в процессе производств. обучения. По оконч. обучения учащиеся сдавали выпускной экзамен, получали аттестат об окончании училища с указанием профессии и квалификации и направлялись на работу на соответствующие предприятия.
О вт. пол. 1941 г. в Москве: «Как только началась война, …из пионерского лагеря нас, детей рабочих авиационного завода…, вывезли в поезде… до наших заводских домов… К проходным завода примыкало ремесленное училище, как детей заводчан, нас приписали к нему и стали кормить на фабрике-кухне. Ребят старше одиннадцати лет ставили осваивать токарные станки, роста им не хватало, и появились знаменитые деревянные ящики, обошедшие все кинохроники дня. Младшие учились слесарным премудростям: овладевали работой с напильниками, сверлильными и строгальными станками, снимали заусеницы с заготовок снарядов, сбивали зубилами окалину с литья, нарубали от бухт по меркам электрические провода для монтажа их на самолётах… Работать в ремесл. училище мы начинали с восьми утра, в десять нас вели на завтрак: это был бублик с маком, два куска сахара и стакан чая… После школы, а мы учились во вторую смену, я бежал… до булочной, чтобы успеть отовариться хлебом» (Супонев, 2000, 16).
О 1942–1943 гг.: «Сурик снял куртку с петлицами, на которых поблескивали жестяные буквы «РУ», ушанку со скрещенными молоточками и сел к столу. Сурику пришлось пойти в ремесл. училище после седьмого класса. Его мать сказала, что ей одной трудно с ним. Поэтому… чувствовал я себя перед ним неловко: он работает на заводе, сам себе хлеб добывает, я по-прежнему школьник, за спиной у папы с мамой» (Сиснев, 1970, 16). В 1943 г. были созданы спец. рем. училища с 4-летним сроком обучения, где дети, оставшиеся без родителей, получали производ. квалификацию и общее образование. О 1942–1944 гг.: «Леночка повзрослела, выросла… Одета была Леночка в форму ремесленного училища» (Бакинский, [1955] 1956, 81).
О 1947 г.: «…Первое сентября близилось…, вплотную подходил шк. год со всеми его неприятностями, и Женька принял решение. Если не в ремесленное, то в фе-зе-о, может быть, возьмут, сказал он. В общем, он решил уезжать… Тетка… всем сообщала, что Женю, слава богу, приняли в ремесленное. Живет в общежитии. Выдали ему казенное обмундирование. “Пристроила-таки его, – говорила тетка, – в люди выйдет, а через кого, через меня”» (Панова, [1955] 1956, 442–445).
О вт. пол. 1940-х гг.: «Вспомнилась шутка послевоенных лет. Её привезли в село молодые ребята, которые после сельской семилетки поучились годик в городах…, в школах ФЗО или ремесл. училищах горняцкого профиля, а летом приехали в чёрной форменной одежде, в чёрных же фуражках с кокардой (по-моему, перекрещенные молоток и разводной ключ), с начищенной бляхой с далеко видными буквами “РУ”…» (Киреев, 2004, 175).
О вт. пол. 1940-х гг.: «Послевоенные годы – сороковые… Дисциплина в школах была мало сказать строгая – почти армейская. Второгодники считались отпетыми мужиками, считалось, что их путь – через ремесленное училище в колонию для малолетних» (Найман, 2001, 47).
О вт. пол. 1940-х гг.: «В тот послевоенный день, когда я дежурил в общежитии ремесленного училища, у ребят была первая получка. Сколько она принесла бы радости в родительский дом! Не было бы конца прикидкам, какую обновку купить сыну, чем его порадовать. Но у этих подростков нет ни отцов, ни матерей. Первыми трудовыми деньгами они распоряжаются сами. С утра стайкой побежали на толкучий рынок. Пошел и я с ними. Вижу, накупили сахарных петушков на палочках, набили карманы семечками. Только двое дружков всё ходят по рядам, где продавали книги и плакаты. Вчера они спрашивали, где можно купить нужный портрет и рамку к нему. Но магазины, где можно приобрести такие вещи, еще даже не открылись в разрушенном городе. Который уже раз медленно проходят мальчишки по базарному ряду, где лежат книги, картины. Худенький старичок с пачкой книг обратился к ним: “Что угодно, молодые люди?..” “Мы Ленина портрет ищем, и чтобы с рамкой был. В свою комнату повесим. Мы в комсомол вступили…” На другой день портрет уже висел в комнате, где жили первые наши комсомольцы. И была та комната образцовой в общежитии» (Бурлаков, 1978, 9). В 1949 году рем. училища, подготовлявшие рабочих для угольной пром-сти, были преобразованы в горнопромышленные училища и школы. В соотв. с законом 1958 г. «Об укреплении связи шк. с жизнью…» рем. училища наряду с др. учеб. заведениями системы трудовых резервов были преобразованы в гор. профессионально-технические училища. Ист.: ТВПО, 1968, 278–281; ПЭ, 1966–3, 663. См. также: Ремесленник, ремесленница, «ремеслуха».

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
364.02 кб

От ремесленного училища до национального исследовательского Университета

Колесников Ю.Л.
Читать PDF
363.00 кб

Казанское ремесленное училище в конце XIX начале XX века: проблемы функционирования ремесленного обр

Магсумов Тимур Альбертович
В статье на примере Казанского ремесленного училища автор поднимает проблемы формирования материальной базы ремесленных училищ, роли частных заказов в ремесленном обучении, отсутствия общеобразовательной подготовки.
Читать PDF
363.00 кб

Казанское ремесленное училище в конце XIX - начале XX века: проблемы функционирования ремесленного о

Магсумов Тимур Альбертович
В статье на примере Казанского ремесленного училища автор поднимает проблемы формирования материальной базы ремесленных училищ, роли частных заказов в ремесленном обучении, отсутствия общеобразовательной подготовки.

Похожие термины:

  • ХУДОЖЕСТВЕННО - РЕМЕСЛЕННЫЕ УЧИЛИЩА

    проф. уч заведения, готовившие квалифициров рабочих для худож. и отделочных работ Одним из первых уч заведений этого типа в России была Рисовальная школа при Петерб типографии, основанная в нач 18 в