Религия

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

РЕЛИГИЯ
мировоззрение и мироощущения, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

РЕЛИГИЯ
форма общественного сознания, в которой отражаются и объясняются явления природы, человека и общества не на основе науки, а на базе религиозного верования. Литература: [65].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

РЕЛИГИЯ
вера в реальность сверхъестественного; форма общественного сознания, в которой отражаются и объясняются явления природы и общества не на основе науки, а на базе религиозных верований.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Религия
(от лат. religio – набожность, святыня) – одна из форм общественного сознания, совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование бога или богов, в сверхъестественные силы, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ). Религия также понимается как одно из направлений такого общественного сознания, как та или иная вера, вероисповедание.

Источник: Военная педагогика

Религия
форма общественного сознания, в которой отражаются и объясняются явления природы и общества не на основе науки, а на базе религиозного верования. Религиозное образование состоит в усвоении человеком истории религии и основных догм религиозного верования. Религиозное воспитание осуществляется в организации эмоционально-иррациональных отношений к предметам культа и верующих между собой.

Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016

РЕЛИГИЯ
от лат. religio — набожность, святыня, благочестие) — мировоззрение, мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения. Особенности различных религий должны быть выведены из специфических душевных и народно-психологических особенностей исповедующих религию людей. Религия, культовые отправления являются организованным процессом идеологической обработки сознания людей. Практическая религия по сути своей есть сложная, активная, действенная система воспитательного воздействия.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

РЕЛИГИЯ
(от лат. religio благочестие, набожность, святыня, предмет культа)мировоззрение и мироощущение, основанные на вере в Бога или богов, сверхъестественного, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), в которых человек выражает свое отношение к Богу и вступает с ним в связь в молитве, жервоприношении и т.д., совокупность норм, правил поведения, которым должен следовать человек, объединение религиозных людей в различные организации: церковь или секты, монашеский орден, профессиональные группы служителей культа. Основные религии: буддизм, индуизм, ислам, иудаизм, конфуцианство, христианство (православие, католицизм, протестантизм).

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Религия
лат. – вера) – это особая форма общественного и индивидуального сознания, признающего господство внешних сил (Бога) над человеком, заслуживающих послушания, поклонения и почитания. Это универсальное явление человеческого общества. Как мировоззренческая система, религия пытается проникнуть в тайны человеческого бытия и поэтому рассматривает вопросы о смысле жизни и воспитания, проблемы бессмертия, о нравственных законах бытия, о ценностях человеческой жизни и др. Как учение – это высшая форма человеческого духа. С помощью религии устанавливается духовно-практическая связь между людьми на основе священного отношения к таким ценностям, которые признаются верующими наиболее важными для укрепления единства их сообщества и специфическое познание которых становится самым глубоким смыслом жизни исповедующего такую веру человека. В практике индивида религия – это сфера Духа и Души и того, что не ограничивается земным существованием, что поднимает человека до сверхчувствительного восприятия мира, в область бесконечного и абсолютного. Через религию человек понимает, что видимый мир есть лишь часть духовно более совершенного мира и что с этим мировм надо жить в гармонии. Религия способствует эволюционному развитию человека через культуру, в том числе и в сфере образования. Человечество знает три мировых религии: буддийская, христианская, ислам.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

РЕЛИГИЯ
«…взгляды и представления, основанные на убеждении в существовании божественных сил, управляющих миром» (Словарь, 1961–12, 1199). Религия и дети.
О нач. ХХ в.: «В период отрочества мальчики и девочки усваивали православные традиции, с которыми их начинали знакомить обычно в семь-восемь лет. Прежде всего детей обучали молитвам и следили за тем, чтобы дети не забывали их произносить утром и вечером. Первая молитва, которую усваивал ребенок, носила импровизационный характер: “Пресвятая Богородица, спаси нас; помилуй нас, Господи; батюшка, милостивый Микола, сохрани нас, подай здоровьица тятьке, мамке, братцам, сестрицам, пошли нам хлебца, молочка” (Чарушин А.А. Воспитание детей у народа: Отрочество и юность // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1917. № 5. – С. 206). Затем дети учили наизусть “Отче наш” и “Богородица, дево, радуйся”, которые, по мнению русских, быстрее, чем другие молитвы, доходили до Бога и хорошо помогали в сложных жизненных обстоятельствах. В возрасте семи лет детей полагалось вести к исповеди и первому причастию. Это событие рассматривалось как очень важный этап в жизни маленького человека. Родители и крестные старались раскрыть ребенку смысл таинства. Первое причастие оказывало очень сильное духовное воздействие на ребёнка и, как правило, оставляло след на всю жизнь. Дальнейшее приобщение детей к православию происходило благодаря посещению церкви и пению в церковном хоре, чтению Псалтыри, молитвенников, житийной литературы» (Шангина, 2003, 211–212).
О нач. 1960-х гг.: «И вдруг… появляется священник; пыля сандалиями, он спешит куда-то, подобрав полы подрясника, так что видны голубоватые “стильные” брюки... “А смешно: спутники, ракеты – и поп! Почему он до сих пор не убедился, что бога нет? – спрашивает Зина и отвечает сама себе: – Ему же деньги платят за бога”. Нюрка поднимает голову от тарелки: “А вот бабушке Тарасовне никто не платит, а она почему-то верит”… Зина обдумывает ответ, но снова вмешивается мама; она спрашивает…: “Быть может, она и тебя в церковь водит, это твоя бабушка?” Нюрка громко: “Да, я была в церкви!” И тише, мечтательно: “Поют там до чего же хорошо!..” У мамы пошел пятнами лоб: “Ты же пионерка, бессовестная, что ты говоришь? Ну даже если ты заглянула просто из любопытства – это же опасно! Первый раз пойдешь послушать, как поют, а второй – молиться!” “Значит, вы всю жизнь в школе учите, а поп с одного разу вас перешибет? Поп-то, выходит, сильнее?” “Аня! Я тебя серьезно предупреждаю… В моем доме…” “А вдруг я и сама в бога верю?” – спрашивает Нюрка» (Бейлина, 1966, 5–6). См. также: Бог; Религиозные праздники; Борьба с религией; Исповедь; Молебен; Молитва.

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
127.54 кб

Религия в системе самоидентификации студенческой молодежи Республики Коми (по материалам социологиче

Миронова Наталья Петровна
В статье автора рассматривает уровень и содержание религиозности современной молодежи Республики Коми. Последние данные по вопросам религиозной самоидентификации получены в ходе анкетного опроса (2007 г.
Читать PDF
118.07 кб

Спорт и религия

Кадетова Н. В., Зуева М. В.
Читать PDF
371.33 кб

Религия, наука и русский народ в мировоззрении М. В. Ломоносова

Дивногорцева С. Ю.
Рассмотрены истоки формирования мировоззрения М.В. Ломоносова и его характерные особенности гармония веры и знания, науки и религии
Читать PDF
137.15 кб

Религия, вера, церковь в системе нравственных ценностей и духовных ориентиров старшеклассников и учи

Берсенева Т. А.
В статье Т.А. Берсеневой представлены результаты исследования нравственных ценностей и духовных ориентиров старшеклассников (10-11 кл.
Читать PDF
298.92 кб

Школа и религия в контексте поликультурного образования в России и США

Бессарабова Инна Станиславовна, Семисотнова Ольга Александровна
Актуальность темы статьи обусловлена важностью проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся в современном поликультурном обществе.
Читать PDF
571.07 кб

Культура, образование, религия в России

Зорилова Лариса Сергеевна
В статье представлен синтез и взаимодействие культуры России с системой образования, формированием общечеловеческих ценностей и идеалов и влияние на них религии, которая в России в различные исторические времена сопровождала все с
Читать PDF
876.52 кб

Христианский спиритизм Н. П. Вагнера и рациональная религия А. Н. Аксакова между «Наукой» и «Религие

Раздъяконов Владислав Станиславович
В отечественной историографии сложилось целостное представление о движении российского экспериментального спиритизма, которое подчеркивает его «позитивистский» характер, направленный на снятие различий между духом и материей, разу
Читать PDF
146.07 кб

Гражданская религия и патриотическое воспитание в системе образования США

Задорожнюк И.
Читать PDF
277.80 кб

Изучение религиоведения как один из факторов решения проблемы «Вуз и религия»

Матвиенко С. В.
Читать PDF
155.77 кб

Рецензия на альманах «Религия. Церковь. Общество: Исследования и публикации по теологии и религии» (

Головушкин Дмитрий Александрович
Читать PDF
216.71 кб

Религия и ее влияние на осужденных

М.К. Гайдай
В статье рассматривается религия как одно из основных средств минимизации девиантного поведения осужденных.
Читать PDF
892.68 кб

Международная летняя школа «Гендер и религия в мультикультурных обществах: вызовы современности»

Колесникова Александра Леонидовна
Читать PDF
1.66 мб

О результатах социологического опроса «Религия и я»

Лагунов Алексей Александрович
В статье представлены данные социологического опроса, проведенного среди студентов Северо-Кавказского федерального университета (г.
Читать PDF
0.00 байт

Религия и образование: десекуляризация в постсоветской Бурятии

Белькова Анастасия Анатольевна
В статье изучается религиозное влияние на сферу образования в постсоветской Бурятии. Основное внимание уделяется взаимоотношениям религиозных организаций, государства и образовательных учреждений.
Читать PDF
0.00 байт

Школа и религия: Европейский опыт

Витамар Анника , Степанова Елена Алексеевна
Статья посвящена анализу преподавания религии в школах в европейских странах. Рассмотрены отличия в подходах к решению этой проблемы, дискуссии по поводу содержания и форм преподавания и его основных целей.

Похожие термины:

  • БОРЬБА с религией

    О Москве в 1928–1929 гг.: «А в 1928–1929 гг. против религии были приняты самые крутые меры… Особые протесты вызывал звон колоколов не закрытых еще церквей. Нас, второклассников, заставили подписывать пети
  • Изоляция детей от религии

    целенаправленные запреты детям ходить в церковь и веровать в Бога, умышленное умолчание о существовании веры своих предков, преднамеренное искажение церковных догм, демонстрация доказательств о
  • ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ

    отрасль психологии, исследующая психологические и социально-психологические факторы, обусловливающие особенности религиозного сознания, его структуру и функции. Исследования ведутся в следующ
  • РЕЛИГИОВЕД

    специалист, изучающий коренные мировоззренческие, методологические и ценностные проблемы, стоящие перед современной цивилизацией; осуществляющий практическую реализацию образовательных прогр
  • Религиоведние

    отрасль социогуманитарного знания, изучающая закономерности становления, развития и функционирования религии, формы ее взаимодействия с другими сферами культуры человека. Это совокупность науч
  • ВЕРА РЕЛИГИОЗНАЯ

    основанная на божественном откровении, а не на логических принципах и доказательствах, вера в реальное существование сверхъестественных сил, свойств и отношений.
  • Религиозность

    мировоззрение, мироощущение, образ жизни, поведения и действия человека, исповедующего соответствующую веру.
  • Авторитарная религиозная организация

    религиозное объединение (группа, организация, вероучение, культ), характеризующееся жесткими методами управления своими членами, тотальным контролем за их сознанием и поведением, высокой централ
  • Внешняя религиозная деятельность

    это деятельность личности как члена религиозного объединения – семьи, общины, прихода. Личность, как прямой субъект религиозной деятельности, живет жизнью храма – участвует в богослужениях, проп
  • Внутренняя религиозная деятельность

    это деятельность воцерковленной личности, выражающаяся как непосредственная духовная жизнь в молитве и аскетике, исполнение религиозных правил в личной жизни и каждодневном поведении. Это есть
  • Деструктивная религиозная

    организация (лат. – разрушающая) – это религиозно мотивированная организация, деятельность которой в данном обществе признается разрушительной как в отношении личности, так и общества в целом. П
  • Теория медиаобразования теологическая/религиозная

    theological approach) (J. Pungente, 1999; В. Духанин, 2005 и др.). Теоретической базой здесь является близкая к этической теологическая теория медиа. Предполагается, что медиа способны формировать определенные духовны
  • Религиозная нетерпимость

    это духовно-нравственное состояние человека, выражающееся в признании себя избранным народом и своей веры единой истинной верой и в непризнании других вер, непрощение людям своей веры слабого ис
  • Религиозная обстановка в подразделении

    духовно-нравственная составляющая воинского коллектива, обусловленная уровнем религиозности личного состава и степенью ее влияния на выполнение военнослужащими стоящих перед подразделением з
  • Религиозное образование

    освоение человеком истории религии и основных догм религиозного верования.
  • Религиозное воспитание

    (КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ) — целенаправленный процесс формирования образа мыслей и поведения, строго соответствующего учению той или другой церкви или вероисповедания.
  • Воспитание религиозное (конфессиональное)

    целенаправленный процесс воспитания духовного образа мыслей и поведения строго соответствующего установленному учению той или другой церкви или вероисповедания, сопровождающийся соблюдением
  • ЦЕРКОВНО-РЕЛИГИОЗНЫЙ СТИЛЬ

    или РЕЛИГИОЗНО-ПРОПОВЕДНИЧЕСКИЙ СТИЛЬ, — один из функциональных стилей кодифицированного литературного языка. Обслуживает церковно-религиозную сферу. Близок к Публицистическому стилю (см.), т.к.
  • ЛИЦЕНЗИЯ НА ПРАВО ВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЛИГИОЗНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

    разрешение на право ведения образовательной деятельности, выданное по представлению руководства соответствующей конфессии, зарегистрированной на территории РФ в установленном порядке.
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

    учреждения, осуществляющие образовательный процесс под попечением и на субсидии общественных и религиозных организаций. В настоящее время на территории России действуют с зарегистрированным ус