РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Найдено 1 определение
РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
. Одной из самых сложных проблем современной российской системы профессионального образования является установление ее федерально-региональных принципов управления и разработка на их основе новой финансово-экономической и правовой модели функционирования учебных заведений, включая отношения собственности, реструктуризацию сети профессиональных училищ (лицеев), их диверсификацию под структуру спроса на региональных рынках труда и образовательных услуг.
Практически все страны, имеющие федеральное устройство, рано или поздно в процессе управления сталкиваются с необходимостью уравновешивания центробежных и центростремительных сил. Пути и средства их баланса различаются и могут принимать различные организационно-экономические формы, включая систему образования.
Федерализм является важнейшей причиной, обусловливающей экономико-географический, отраслевой и региональный контекст развития СНПО образования. Экономико- географическое размещение отраслей производства и территориальное расселение населения является определяющим фактором развития и размещения сети учебных заведений СНПО. Следовательно, ее эффективное функционирование в значительной степени обеспечивается децентрализованной системой управления и финансирования.
Другими причинами регионализации образования является, во-первых, объективное существование региона как вполне сложившегося объекта управления, регулирования и распределения человеческих ресурсов, что делает координацию образовательной политики наиболее эффективной на региональном уровне, особенно для учреждений общего и начального профессионального образования.
Во-вторых, чисто экономическая аргументация. Ситуация в сфере занятости требует приспособления профессиональных училищ (лицеев) к потребностям региональных рынков труда и образовательных услуг, а также внесения рыночных и интеграционных элементов в их деятельность. В то же время дневные отделения этих учебных заведений тесно связаны с общеобразовательной школой региона.
Кроме того, постоянное бюджетное недофинансирование, связанное не только с экономическим кризисом, но и лоббированием АПК, ВПК при распределении бюджетных средств на федеральном и региональном уровнях, требует внесения существенных коррективов в экономическую модель деятельности учебных заведений. Такая модель должна носить двойственный характер, во-первых, базироваться на различных формах собственности. Иначе говоря, основное финансирование осуществляет собственник образовательного учреждения – государство (федеральные, региональные и муниципальные органы) и частные инвесторы. Наличие нескольких учредителей в одном профессиональном училище (лицее) предопределяет многоканальность и многоуровневость его финансирования. Во-вторых на частичном самофинансировании государственных профессиональных училищ (лицеев) за счет различных видов предпринимательской деятельности.
В-третьих, педагогическая реальность – региональные органы управления совместно с профессиональными училищами (лицеями) активно разрабатывают региональные модули федеральных стандартов начального профессионального образования.
Г.И. Лукин

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.