РЕФЛЕКСОЛОГИЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

РЕФЛЕКСОЛОГИЯ
(от лат. reflexus – отражение + ...логия). Направление в русской психологии начала XX в. Создана В. М. Бехтеревым («Основы рефлексологии», 1920) под влиянием идей И. М. Сеченова о рефлекторной природе психики. Как научное направление Р. прекратила свое существование в начале 30-х гг. XX в.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

РЕФЛЕКСОЛОГИЯ
направление в русской психологии начала 20 в. Создана В.М. Бехтеревым ("Основы рефлексологии", 1920) под влиянием идей И.М. Сеченова о рефлекторной природе психики, а также развития физиологии. Деятельность человека, сколько бы сложной она ни была, для Бехтерева выступала совокупностью рефлексов ("жизненных атомов"), различающихся по сложности, характеру, особенностям организации. Исходя из этого, задачи Р. он видел в изучении актов поведения личности (т.е. всех ее рефлексов) в их опосредованности внешними раздражителями и внутренними нервно-психическими процессами в организме. Психология как наука заменялась Р. Р. задумывалась и создавалась как комплексное учение, включающее в себя систему дисциплин (генетическая Р., коллективная Р., индивидуальная Р. и т.д.) и связанное с естествознанием и обществоведением. Р. оказала существенное влияние на смежные с ней области знания, в т.ч. педагогику и педагогическую психологию. Центром генетической Р. был первый в России Педологический институт (осн. Бехтеревым в 1922), ставящий задачу всестороннего систематического изучения ребенка как регистрации всех его рефлексов. В рамках коллективной Р. впервые в отечественной науке исследованы предпосылки и условия возникновения социальных общностей, особенности и закономерности группового взаимодействия, влияния группы на индивида. Как научное направление Р. прекратила свое существование в начале 30-х гг.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Рефлексология
отлат. reflexus - отраженный и греч. logos - учение) - 1) естественное направление в русле психологии начала XX в., основоположником которого был В.М. Бехтерев, использующее исключительно объективные методы анализа связи рефлексов с теми или иными раздражениями; 2) естественно-научное направление в психологии, получившее развитие в период 1900-1930 гг., главным образом в нашей стране, и связанное с деятельностью В.М. Бехтерева. Следуя за И.М. Сеченовым, рефлексология исходила из того, что нет ни одного процесса мысли, который не выражался бы теми или иными объективными проявлениями. В связи с этим изучались все рефлексы, протекающие с участием головного мозга ("соотносительная деятельность"). Рефлексология стремилась использовать исключительно объективные методы как "твердую точку опоры" для научных выводов, рассматривая психическую деятельность в связи с нервными процессами и привлекая для ее объяснения материалы физиологии высшей нервной деятельности. Возникнув в области психологии, рефлексология проникла в педагогику, психиатрию, социологию, искусствоведение. Несмотря на ряд эмпирических достижений, рефлексология не смогла преодолеть механистическую трактовку психических процессов как побочных явлений актов поведения. К концу 20-х гг. усилилась марксистская критика рефлексологии. Значительная часть рефлексологов в начале 30-х гг. пересмотрела прежние позиции. Однако в 50-х гг. после так называемой "павловской сессии" Академии наук и Академии медицинских наук получили развитие антипсихологические установки, имеющие характер рефлексологических реминисценций.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

РЕФЛЕКСОЛОГИЯ
направление в рус психологии нач 20 в Создателем и признанным лидером ее был В М Бехтерев («Основы рефлексологии», 1920). Становление рефлексологич. учения происходило под влиянием идей И М Сеченова о рефлекторной природе психики, а также развития физиологии P отразила эволюцию воззрений Бехтерева от попыток найти способы точного, строго науч. исследования психики к отказу от изучения ее как, якобы, неподдающейся объективному рассмотрению, и замене психики как предмета психологии ее внеш. проявлениями. Такое изменение было своеобразной реакцией на господствовавшие в мировой психол. науке кон 19 — нач 20 вв интроспекционистские взгляды на природу психического и способы ее изучения. Бехтерев был одним из наиб. последовательных их критиков. Стремясь преодолеть дуализм в соотношении психич. и физиол. явлений с позиций последоват материалистич монизма, он пришел к выводу о существовании единого нервно-психич. процесса. Соответственно осн. единицей анализа нервно-психич. деятельности становился рефлекс, определяемый как «жизненный атом», элементарный акт поведения, универсальный динамич механизм, лежащий в основе всех реакций человека Деятельность человека, сколько бы сложной она ни была, для Бехтерева выступала совокупностью рефлексов, различающихся по сложности, характеру, особенностям организации Исходя из этого, задачи P он видел в изучении актов поведения личности (т с всех ее рефлексов). в их опосредованности внеш. раздражителями и внутр. нервно-психич. процессами в организме Психология как наука заменялась P. Расчистив путь для развития объективного подхода к изучению психич. явлений, Б в то же время не сумел противопоставить интроспекцио-нистским идеям новый взгляд на природу психики. Отказавшись от субъективного ее понимания, он одновременно отказался от изучения психики и сознания вообще и обратился к исследованию поведения.
P задумывалась и создавалась как комплексное учение, включающее в себя систему дисциплин (генетич P, коллективная P, индивидуальная P и т.д. ), связанное с естествознанием и обществоведением Комплексная стратегия исследования поведения отразилась в структуре созданных Бехтеревым науч. учреждений — Психоневрологич. ин-та, Ин-та мозга и психич. деятельности P оказала существенное воздействие на смежные с ней области знания, в т.ч. педагогику и пед. психологию Центром генетич P был первый в России Педологич. ин-т (осн. Бехтеревым в 1922), ставящий задачу всестороннего систематич. изучения ребенка как регистрации всех его рефлексов В ин-те был собран разнообразный материал об особенностях психич. развития ребенка, разработаны методы его объективного изучения В рамках коллективной Р. впервые в отеч науке исследованы предпосылки и условия возникновения социальных общно-стей, особенности и закономерности группового взаимодействия, влияния группы на индивида
Как науч. направление P прекратила свое существование в нач 30-х гг В ходе развернувшейся после смерти Бехтерева рефлексологич. дискуссии критич оценке была подвергнута механистич трактовка психики и заложены основы ее интерпретации с позиций диалектич материализма В А Кольцова РЕФЛЕКСЫ, см Высшая нервная деятельность

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Похожие термины:

  • ПЕДАГОГИКА РЕФЛЕКСОЛОГИЧЕСКАЯ

    направление в педагогике, изучающее и объясняющее процессы обучения и воспитания человека с помощью рефлексов, протекающих с участием головного мозга, и физиологии высшей нервной деятельности. У