РЕФЕРИРОВАНИЕ
РЕФЕРИРОВАНИЕ
изложение основного содержания документа в краткой форме или составление резюме документа.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
РЕФЕРИРОВАНИЕ
(лат. referre – сообщать) – краткое изложение положений источника (статьи, диссертационного исследования или иных видов научных или учебных материалов) (Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Рус. яз., 1998. – С. 609). Т. М. Тимошенкова
Источник: Глоссарий современного образования.
РЕФЕРИРОВАНИЕ
процесс свертывания, уплотнения информации, имеющейся в том или ином научном тексте,с целью получения краткого, сжатого изложения содержания статьи, главы, книги, монографии; в реферате содержатся мысли самого автора, отражающие его отношение к выводам реферируемой работы.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
РЕФЕРИРОВАНИЕ
Вид речевой деятельности, заключающийся в извлечении из прочитанного текста основного содержания и заданной информации с целью их письменного изложения. См. также реферат. Умения в Р. базируются на совокупности следующих навыков: 1) лексикограмматическое перефразирование исходного текста; 2) применение терминологии, принятой в данной сфере науки; 3) использование аббревиатур и сокращений; 4) корректное оформление ссылок на использованные источники. На базе полученных навыков формируются умения реферирования для фиксации информации в коммуникативных целях: а) прогнозирование тематической направленности текста; б) членение текста на законченные смысловые части и установление смысловых отношений между отдельными частями текста; в) нахождение в каждой части текста смысловых вех; г) обобщение фактов, имеющихся в тексте.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
РЕФЕРИРОВАНИЕ
от лат. referre — докладывать, сообщать) — один из видов речевой деятельности, занимающий промежуточное положение между продуктивными и репродуктивными видами речевой деятельности. С одной стороны, в основе Р. лежит репродуктивная деятельность, посредством которой осуществляется связь между реферируемым материалом и референтом, с другой — продуктивная, если рассматривать реферат как коммуникативно-познавательный акт в целом. Как один из видов речевой деятельности, реферат характеризуется всеми существенными признаками деятельности и включает обычные для нее этапы: а) этап ориентации (осмысление объекта Р., осмысление структурно-композиционной и смысловой структуры первоисточника, определение цели Р., соотнесение полученных при чтении первоисточника сведений со знаниями референта); б) этап планирования (составление программы высказывания); в) этап реализации (перевод внутренней речи во внешнюю, переформулирование и представление информации в более емкой формес учетом семантических, структурно-композиционных, языковыхособенностей текста реферата, его функционального назначения); г) этап контроля (соотнесение результата с первоначальным замыслом, совершенствование текста реферата). Реферат можно рассматривать и как своеобразный процесс познания, проходящий через объективированные знаковые системы передачи информации, в которых фиксируется содержание научного знания исходного текста. Референт оперирует не своими идеями, а идеями автора первоисточника, в тексте которого эти идеи материализованы. В то же время они (эти идеи), преломляясь через субъективные идеи самого референта, вновь материализуются, приобретая форму реферата. В этом плане реферат представляется формой опосредованного перекодирования, при котором информация трансформируется из одной формы языкового выражения в другую. В процессе восприятия и осмысления информации, содержащейся в реферируемом источнике, происходит соотнесение идей документа и знаний самого референта с объективной действительностью. В результате возникает понимание. Далее происходит объективация полученного субъективного образа в новом тексте — реферате, в котором фиксируется уже синтезированный образ, пропущенный референтом через призму уплотнения информации. Свертывание информации в реферат следует трактовать как промежуточный этап целого познавательного процесса. Современная практика Р. способствует поиску информации и тем самым экономит время для творческой работы. Одной из самых важных философско-методологических проблем Р. является адекватность передачи информации от автора первоисточника к читателю реферата. Схематично этот процесс изображается следующим образом: Са—Тп—Ср—Тр—Сч, где Са — субъект-автор текста первоисточника, Тп — текст первоисточника, Ср — субъект-референт, Тр — текст реферата, Сч—субъект-читатель реферата (потребитель). В результате процесса Р. текст реферата должен концентрированно отражать все наиболее существенное из системы научно-концептуальных подходов исследователя (Са) с тем, чтобы комплекс представлений (умозаключений и эмоций), сложившийся у читателя реферата (Сч), был адекватен комплексу представлений, вызвать который рассчитывал автор исследования (Са) при издании оригинала. Лит: см. лит. к статье Реферат. О.Ю. Князева