РЕФЕРИРОВАНИЕ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

РЕФЕРИРОВАНИЕ
изложение основного содержания документа в краткой форме или составление резюме документа.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

РЕФЕРИРОВАНИЕ
(лат. referre – сообщать) – краткое изложение положений источника (статьи, диссертационного исследования или иных видов научных или учебных материалов) (Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Рус. яз., 1998. – С. 609). Т. М. Тимошенкова

Источник: Глоссарий современного образования.

РЕФЕРИРОВАНИЕ
процесс свертывания, уплотнения информации, имеющейся в том или ином научном тексте,с целью получения краткого, сжатого изложения содержания статьи, главы, книги, монографии; в реферате содержатся мысли самого автора, отражающие его отношение к выводам реферируемой работы.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

РЕФЕРИРОВАНИЕ
Вид речевой деятельности, заключающийся в извлечении из прочитанного текста основного содержания и заданной информации с целью их письменного изложения. См. также реферат. Умения в Р. базируются на совокупности следующих навыков: 1) лексикограмматическое перефразирование исходного текста; 2) применение терминологии, принятой в данной сфере науки; 3) использование аббревиатур и сокращений; 4) корректное оформление ссылок на использованные источники. На базе полученных навыков формируются умения реферирования для фиксации информации в коммуникативных целях: а) прогнозирование тематической направленности текста; б) членение текста на законченные смысловые части и установление смысловых отношений между отдельными частями текста; в) нахождение в каждой части текста смысловых вех; г) обобщение фактов, имеющихся в тексте.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

РЕФЕРИРОВАНИЕ
от лат. referre — докладывать, сообщать) — один из видов речевой деятельности, занимающий промежуточное положение между продуктивными и репродуктивными видами речевой деятельности. С одной стороны, в основе Р. лежит репродуктивная деятельность, посредством которой осуществляется связь между реферируемым материалом и референтом, с другой — продуктивная, если рассматривать реферат как коммуникативно-познавательный акт в целом. Как один из видов речевой деятельности, реферат характеризуется всеми существенными признаками деятельности и включает обычные для нее этапы: а) этап ориентации (осмысление объекта Р., осмысление структурно-композиционной и смысловой структуры первоисточника, определение цели Р., соотнесение полученных при чтении первоисточника сведений со знаниями референта); б) этап планирования (составление программы высказывания); в) этап реализации (перевод внутренней речи во внешнюю, переформулирование и представление информации в более емкой формес учетом семантических, структурно-композиционных, языковыхособенностей текста реферата, его функционального назначения); г) этап контроля (соотнесение результата с первоначальным замыслом, совершенствование текста реферата). Реферат можно рассматривать и как своеобразный процесс познания, проходящий через объективированные знаковые системы передачи информации, в которых фиксируется содержание научного знания исходного текста. Референт оперирует не своими идеями, а идеями автора первоисточника, в тексте которого эти идеи материализованы. В то же время они (эти идеи), преломляясь через субъективные идеи самого референта, вновь материализуются, приобретая форму реферата. В этом плане реферат представляется формой опосредованного перекодирования, при котором информация трансформируется из одной формы языкового выражения в другую. В процессе восприятия и осмысления информации, содержащейся в реферируемом источнике, происходит соотнесение идей документа и знаний самого референта с объективной действительностью. В результате возникает понимание. Далее происходит объективация полученного субъективного образа в новом тексте — реферате, в котором фиксируется уже синтезированный образ, пропущенный референтом через призму уплотнения информации. Свертывание информации в реферат следует трактовать как промежуточный этап целого познавательного процесса. Современная практика Р. способствует поиску информации и тем самым экономит время для творческой работы. Одной из самых важных философско-методологических проблем Р. является адекватность передачи информации от автора первоисточника к читателю реферата. Схематично этот процесс изображается следующим образом: Са—Тп—Ср—Тр—Сч, где Са — субъект-автор текста первоисточника, Тп — текст первоисточника, Ср — субъект-референт, Тр — текст реферата, Сч—субъект-читатель реферата (потребитель). В результате процесса Р. текст реферата должен концентрированно отражать все наиболее существенное из системы научно-концептуальных подходов исследователя (Са) с тем, чтобы комплекс представлений (умозаключений и эмоций), сложившийся у читателя реферата (Сч), был адекватен комплексу представлений, вызвать который рассчитывал автор исследования (Са) при издании оригинала. Лит: см. лит. к статье Реферат. О.Ю. Князева

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
248.62 кб

Реферирование как коммуникативно-когнитивная деятельность студентов

Карпова Инна Вячеславовна
В статье обосновывается тезис о том, что реферирование может рассматриваться как вид речевой деятельности наряду с чтением и письмом в контексте коммунакативно-когнитивного подхода к обучению иностранному языку в неязыковом вузе.
Читать PDF
203.47 кб

Реферирование как основной элемент самообразования студентов в курсе «Безопасность жизнедеятельности

Сурова Людмила Витальевна
В статье раскрыта и обоснована необходимость написания реферата в курсе «Безопасность жизнедеятельности», изложены требования к его разработке и оформлению, детально рассматриваются структура и содержание реферата.
Читать PDF
261.08 кб

Реферирование аутентичных текстов в высшей школе

Рахматулаева Татьяна Гамзатовна
В статье рассматривается реферирование как вид учебной деятельности и как метод обучения ИЯ. Дается общая характеристика реферата-резюме как вторичного текста, описываются основные этапы реферирования как творческого процесса.
Читать PDF
467.30 кб

Реферирование иноязычных текстов как средство формирования коммуникативной компетенции молодого спец

Назаренко Татьяна Юрьевна
В статье рассматривается реферирование иноязычных текстов как один из методов работы с аспирантами технического вуза по совершенствованию их умения обрабатывать информацию на иностранном языке.
Читать PDF
347.44 кб

Реферирование иноязычного текста как один из способов развития общепрофессиональных компетенций студ

Ильичева Н.В., Махонина А.А.
Рассматриваются вопросы эффективного развития общепрофессиональных компетенций студентов, изучается проблема обучения реферированию общественно-политического текста, предлагаются этапы организации работы по реферированию текста.
Читать PDF
1.27 мб

Метод экспертных групп в преподавании иностранных языков: реферирование иноязычного текста

Конистратенко Вера Александровна
Статья посвящена общим вопросам использования метода экспертных групп в преподавании иностранных языков при чтении и анализе иноязычных текстов.
Читать PDF
1.09 мб

Реферирование английский текстов - как процесс формирования навыков связного и аргументированного из

Бельдинская В.П., Литвинцев В.Л., Байдаева Н.Л.
Читать PDF
273.59 кб

Реферирование английского текста как форма педагогического контроля в неязыковых вузах

Полякова М.Д.
Умение читать специализированную литературу в оригинале с целью извлечения необходимой информации становится все более необходимым в современном обществе.
Читать PDF
874.36 кб

Реферирование как форма работы над публицистическими и научно-популярными текстами

Юсупова Шохида Батировна
В статье рассматриваются способы и методы реферирования текстов студентами. Большую роль при обучении реферированию играет правильный подбор текстового материала.
Читать PDF
401.66 кб

О некоторых ошибках, допускаемых при реферировании научных текстов, и способах их предупреждения

Гончаренко Илья Георгиевич
Цель статьи состоит в описании и классификации ошибок, допускаемых при реферировании научных текстов. Новизна статьи заключается в подходе классификации ошибок и привлекаемом для анализа материале.
Читать PDF
187.11 кб

Система обучения реферированию устной речи с использованием приемов тренинга

Пикуцкая Оксана Викторовна
В статье приводится анализ процесса реферирования как аналитико-синтетической работы с документом, раскрывается сущность процесса реферирования как комплексного вида речевой деятельности.
Читать PDF
864.74 кб

Некоторые вопросы обучения реферированию с китайского языка

Заяц Т. С.
The aspects of forming rendering/reviewing skills in the process of teaching undergraduate students are under study in this article.
Читать PDF
246.56 кб

Рекомендации по реферированию газетной статьи

Новичкова В. В.
Данная статья ставит вопрос о необходимости структурирования ответа на занятиях по прессе и дает практические рекомендации того, как это надо делать при обучении реферированию английского текста.
Читать PDF
0.00 байт

Необходимость обучения студентов профильных языковых вузов/факультетов реферированию звучащих академ

Соловова Елена Николаевна, Басова Ирина Анатольевна
Существует ряд причин, по которым необходимо обучать студентов письменному реферированию именно звучащего академического текста.
Читать PDF
0.00 байт

Жанровое многообразие рефератов как основа обучения реферированию

Колесникова Н. И.
Одним из условий успешного обучения реферированию является формирование представления о жанровом многообразии рефератов, авторская классификация которых предлагается в статье.

Похожие термины:

  • РЕФЕРИРОВАНИЕ ТЕКСТА

    1. Сложный вид речевой деятельности, заключающийся в ознакомлении с текстом, извлечении из него основного содержания или заданной информации с целью письменного изложения. 2. Вид обработки текста;