РЕЧЕВОЙ АКТ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

РЕЧЕВОЙ АКТ
Элементарная единица коммуникации088 , намеренное, целенаправленное, регулируемое правилами социального и речевого поведения произнесение высказывания, имеющего адресата, в определенной речевой ситуации. Основными особенностями Р. а. являются наличие намерения (интенции) и цели высказывания. Компонентами Р. а. являются говорящий и адресат, обладающие некоторым фондом общих знаний и представлений, обстановка и цель речевого общения, а также тот фрагмент объективной действительности, о котором делается сообщение. Эти компоненты создают прагматическую (см. прагматика) сторону Р. а., под воздействием которой формируется модальная рамка высказывания, предназначенная для координации названных компонентов. Выделяются следующие типы Р. а.: информативные акты, сообщения; побуждения; акты-обязательства; формулы социального этикета; выражения эмоциональной реакции на ситуацию или сообщение; акты, обеспечивающие завязывание, поддержание и прекращение речевых контактов. Среди всех перечисленных задач Р. а. главенствует задача информирования. Некоторые ученые рассматривают Р. а. как элементарные единицы речевого поведения (Формановская, 1998). Р. а., объединенные в единицы более высоких уровней, образуют дискурс. В практике преподавания иностранных языков опора на Р. а. способствует оптимизации обучения и повышения его мотивации. Понятие вошло в отечественный научный оборот после публикации книги Н. Д. Арутюновой «Предложение и его смысл» (1976). С точки зрения основоположников этого понятия – Дж. Остина, Дж. Серля, Дж. Росса, – Р. а. представляет собой элементарное речевое действие, предполагающее произнесение высказывания с соблюдением правил данного языка, придание ему определенного смысла. Введение понятия Р. а. позволило изменить представление о высказывании и не сводить его только к выражению законченной мысли. Открытием в теории Р. а. стали перформативы – высказывания, представляющие собой речевые поступки: приветствия, извинения, благодарности и др. Понятие Р. а. выявляет деятельностную сторону языкового общения, представляя его как серию Р. а. – словесных поступков; связывает лингвистическую прагматику с проблемами речевого этикета и культуры речи. Это делает понятие Р. а. важным для теории обучения русскому языку, а предложенная классификация речевых поступков широко используется при определении содержания обучения и тех речевых умений, которыми должен овладеть обучаемый.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

РЕЧЕВОЙ АКТ
понятие философии обыденного языка (Англия, Оксфорд, конец 1950-х — начало 1960-х гг.), появившееся в отечественном научном обороте после выхода работ Н.Д. Арутюновой. В дальнейшем понятие Р.а. вошло в понятийный аппарат прагматических и семантических исследований.
В философии обыденного языка, в первую очередь в работах Дж. Остина, Дж. Сёрля, Дж. Росса под Р.а. понимается элементарное речевое действие, предполагающее произнесение высказывания с соблюдением правил данного языка, придание ему определённого смысла (номинативного и референциального), программирование последствий. Эти составляющие Р.а. были соотнесены с понятиями классической риторики — локуция, иллокуция, перлокуция,что красноречиво свидетельствовало о близости к понятиям риторики, не востребованной структуралистской филологией XX в.
Введение понятия Р.а. позволило кардинально изменить представление о высказывании и не сводить его к «выражению относительно законченной мысли». Разработана номенклатура Р.а., в которой наряду с выражающими мысль констативами наличествуют вердиктивы (судейские акты), комиссивы (взятие на себя обязательств). Самым замечательным открытием в теории речевых актов стали перформативы — высказывания, представляющие собой речевые поступки: приветствие, извинение, благодарность... вплоть до объявления войны.
С помощью Р.а. можно детализировать понятие речевого жанра, противопоставив одноактные и многоактные речевые жанры — как просьба и уговоры; а также рассматривая особо многоактные воплощения одноактных жанров — ср.: Помолчите! и Помолчите! Я же прошу.
Ценным для изучения речи оказалось противопоставление прямых и косвенных Р.а., последние складываются в речи в соответствии с принципами вежливости: просьба в виде вопроса менее категорична. Знание о косвенных Р.а. составляет основу владения речевым этикетом, зависящим не столько от языка, сколько от социальных условий и обычаев.
Понятие Р.а. обнаружило значительную эвристическую ценность за рамками философии обыденного языка: оно выявляет деятельностную сторону языкового общения, представляя его как серию Р.а. — словесных поступков; связывает лингвистическую прагматику с проблемами речевого этикета и культуры речи. Для последней важно понятие успешности/неуспешности Р.а., разработка условий неуспешности, или коммуникативных неудач (провалов) и даже речевых самоубийств (3. Вендлер).
Предприняты исследования русского языка с позиций теории Р.а. (М.Я. Гловинская, Е.А. Филатова, Н.А. Ранних).
Теория Р.а. обнаруживает ряд соответствий с понятиями русской филологии: традиционное деление предложений на повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные; функционально-смысловой тип речи и речевой жанр.
Лит.: Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. М., 1976 (разд. «Логико-философские теории речевого акта»); Вежбицка А. Речевые акты // НЗЛ. Вып. 16. Лингвистическая прагматика. М., 1985; Гловинская М.Я. Семантика глаголов речи с точки зрения теории речевых актов // Русский язык в его функционировании. Коммуникативно-прагматический аспект. М., 1993; Гловинская М.Я. Убеждения, уверения и доказательства в русском языке // Проблемы речевой коммуникации. Саратов, 2000; Кожина М.Н. Речевой жанр и речевой акт (некоторые аспекты проблемы) // Жанры речи. Саратов, 1999; Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990; Москвин В.П. К соотношению понятий «речевой жанр», «текст» и «речевой акт» // Жанры речи. Саратов, 2005; НЗЛ. Вып. XVII. Теория речевых актов. М., 1986; Плотникова С.Н. Риторика и теория речевых актов // Риторика и синтаксические структуры. Красноярск, 1988; Ранних Н.А. Речевой акт пожелания и способы его выражения в русском языке: АКД. М., 1994; Филатова Е.А. Побудительные высказывания как речевые акты в современном русском языке: АКД. М., 1997.
Т В. Шмелёва

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

РЕЧЕВОЙ АКТ (РЕЧЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ, РЕЧЕВОЙ ПОСТУПОК)
элементарная, минимальная (далее неделимая) единица речевого поведения. Р. а., объединенные в единицы более высоких уровней (речевой шаг, цикл, взаимодействие), образуют дискурс. Теория Р. а. возникла в русле лингвистической философии и восходит к работе Дж. Остина «Как совершать поступки с помощью слов» (1960). Остин, опираясь на известное античное изречение («Слово есть вид дела» — Солон), замечает, что произнесение некоторых высказываний в определенных условиях равнозначно совершению некоторого действия, поступка. Высказывания, обладающие такими свойствами, были названы Остином перформативами. В дальнейшем возникло предположение, что некое действие (поступок) совершается говорящим при произнесении любого высказывания. X. Грайс (1975) предложил следующее (общепринятое теперь) описание структуры Р. а. При осуществлении Р. а. говорящий, произнося в некоторой ситуации общения (речевой ситуации) некоторое высказывание, выражающее его намерения (или интенции), производит действия четырех различных типов: 1) действие собственно произнесения — произносит звуки, 2) пропозициональное действие (осуществляет референцию и предикацию, связывая используемые знаки с действительностью и субъект высказывания с предикатом, т. е. осуществляет пропозицию), 3) иллокутивное действие — выражает определенное намерение, направленное на адресата (похвалу, просьбу, обещание и пр.), 4) перлокутивное действие — осуществляет воздействие на адресата, приводящее к изменению поведения последнего или его картины мира. Все эти четыре действия в совокупности составляют Р. а., его структуру. Например, произнося: Нельзя ли погромче? — в классе, на уроке, говорящий (учитель) осуществляет Р. а. следующей структуры: 1) произносит соответствующий комплекс звуков с определенной интонацией, в нужной тональности; 2) выражает соответствующую пропозицию; 3) осуществляет иллокутивный акт в соответствии со своим намерением — приказ (в зависимости от ситуации, возможно, просьбу); 4) добивается в результате изменения поведения ученика (громкости ответа или чтения) (перлокутивное действие). В данном примере имеем косвенный Р, а. — его перлокутив-ный эффект (действие ученика — увеличение громкости чтения в ответ на приказ) не совпадает с грамматической формой высказывания (вопрос). Различают и прямые Р а., в которых это соответствие имеется. Попыток классифицировать и типологизировать Р. а. предпринято множество. Одним из наиболее распространенных оснований классификаций Р а. служит то намерение говорящего, которое реализуется с помощью Р. а., так как именно целенаправленность есть одна из основных черт этой единицы поведения: одно намерение — один речевой акт. Так, различают, например, Р. а.-просьбы, Р. а.-прика-зы, Р. а.-обещания и пр. Приведем типологию Р. а. по Дж. Серлу (1969 и след.): 1) репрезентативы (представляющие положение дел, описывающие действительность); высказывания, реализующие такие Р. а., могут оцениваться как истинные и неистинные; 2) директивы (служащие побуждениями к совершению некоторого поступка): приказ, просьба и пр.; 3) комиссивы (возлагающие на говорящего определенные обязательства): обещание и пр.; 4) экспрессивы (эмотивы) — служащие для выражения оценок и эмоций, описания субъективной картины мира говорящего: Маяковский — лучший поэт XX века; Ах, как хорошо! Милый!; 5) декларативы — «институциональные», нередко ритуализованные Р. а. (назначение на должность, объявление войны и пр.). Есть и специальный тип Р. а., используемых в целях регуляции дискурса, оповещения участников общения о его ходе, а также о том, какова цель говорящего в данном фрагменте дискурса (какой именно иллокутивный акт он совершает): Я не прошу, а требую! и пр. (информативы, по Серлу). Реальное речевое общение, однако, сложнее, чем оно выглядит в работах англо-американских лингвистов-философов 60—70-х гг., и однозначного соответствия Р. а. и намерения говорящего нет. Тем не менее для понимания основ связности дискурса и взаимопонимания коммуникантов категория Р. а. необходима. Так, последовательность высказываний: Звонит телефон! Я в ванной!— казалось бы, бессвязна. Интерпретируя же ее как последовательность косвенных Р. а.-вопроса (Ты подойдешь к телефону?) и Р. а.-ответа (Нет, не могу!), можно понять, что происходит. Значительную роль в речевой компетенции играет именно способность верно идентифицировать высказывания как определенные Р. а. в соответствии с принятыми в данной речевой среде традициями: Р. а. конвенциональны (условны), т. е. отражают сложившиеся в данной культуре речевые условности и обычаи. Так, знание о том, что высказывания: 1) Сначала подними руку! 2) Не хочешь ли ты сначала поднять руку? 3) У нас принято сначала поднимать руку. 4) Я не слышу тебя! (потому что рука не поднята) — могут быть реализациями одного и того же Р. а.-директива, они совершенно необходимы ученику уже при первых его шагах в школе. Лит.: Арутюнова Н.Д. Речевой акт // Лингвистический энциклопедический словарь. — М, 1990; Безменова Н.А., Герасимов В.И. Некоторые проблемы теории речевых актов // Языковая деятельность в аспекте лингвистической прагматики. — М., 1984; Теория речевых актов // НЗЛ. — Вып. 17. — М., 1986; Grice H.P. Logic in conversation // Syntax and semantics, 3: Speech acts. — N.-Y., 1975; Searle J. D. Speech Acts. — Oxford, 1969. A.K. Михальская

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
421.19 кб

Структурные основы речевого акта

Ершова Н. Б.
Читать PDF
292.73 кб

Обещание, условие искренности и речевые акты

Оглезнев Виталий Васильевич
Представлен анализ условия искренности как необходимого требования к успешности речевого акта на примере подходов Дж. Сёрла и Р.А. Юрьева.
Читать PDF
119.65 кб

Буддийские схоласты и современные теории речевых актов

Касевич Вадим Борисович
Схоластику принято считать сугубо (западно)европейским феноменом; между тем весьма близкая традиция существовала и у индо-тибетских — буддийских — мыслителей.
Читать PDF
246.52 кб

Стимулирование речевой активности у детей с синдромом Дауна

Д. Т. Кашапова, О. Н. Тверская
Читать PDF
157.19 кб

К вопросу об активизации речевой деятельности в процессе движения

Биктеева Л. Р.
В статье рассматривается вопрос об активизации работы физиологического механизма речи посредством различных предметов. Приводятся фрагменты упражнений, развивающих дикционную четкость и выразительность речи.
Читать PDF
273.01 кб

Актуальные проблемы речевой культуры: принципы природосообразности

Ловчинская Вера Сергеевна
Читать PDF
279.39 кб

Речевые акты эмпативного типа и их реализация в коммуникативном акте

Нелипа Любовь Николаевна
Данная статья посвящена речевым актам эмпативного типа и их реализации в коммуникативном акте. В ней даётся определение понятию эмпатии и рассматриваются основные линии развития представлений об эмпатии в различных областях науки.
Читать PDF
304.39 кб

Функции жестов касания в директивных речевых актах (гендерный аспект)

Варламова Юлия Валерьевна
Центром исследования статьи являются функции жестов касания в директивных речевых актах (РА). Производится попытка классифицировать невербальные явления по полу коммуникантов, т. е.
Читать PDF
270.14 кб

Развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Кудрявцева С. В.
Читать PDF
640.01 кб

АКТИВИЗАЦИЯ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Конюхова Ю.А.
В данной статье приведены результаты анализа исследования, проведенного среди родителей логопатов (детей, имеющих речевые расстройства).
Читать PDF
470.93 кб

Развитие речевой активности иностранных обучающихся на довузовском этапе

Пономарева Людмила Анатольевна, Шевелёва Светлана Игоревна
Цель довузовского этапа обучения подготовка иностранных граждан к обучению в российском высшем учебном заведении на русском языке, формирование у обучающихся коммуникативной компетенции.
Читать PDF
19.35 мб

Актуальные опыты текстовой деятельности в речевой практике старшеклассников

Дресвянина Светлана Дмитриевна
Освещается проблема текстовой деятельности на уроках русского языка в старших классах. Поясняются современные требования к предметным результатам изучения области «Филология».
Читать PDF
367.81 кб

Речевое искусство актера: обновление технологии присвоения авторского текста

Прокопова Наталья Леонидовна, Прокопов Виктор Леонидович
Актуальность статьи состоит в аргументации новых теоретических положений речевого искусства актера, связанных с процессом присвоения авторского текста.
Читать PDF
944.20 кб

Эпилептиформная активность и речевой дизонтогенез у детей дошкольного возраста

Калашникова Татьяна Павловна, Анисимов Григорий Владимирович, Савельева Наталья Александровна
В результате сопоставления клинических вариантов речевого дизонтогенеза с локализацией доброкачественных эпилептиформных паттернов детства (ДЭПД) на ЭЭГ продемонстрирована связь латерализации эпилептиформной активности и характера
Читать PDF
822.03 кб

Сущность и характеристика речевой активности детей младшего дошкольного возраста

Зотова Ирина Васильевна, Громова Ирина Геннадиевна
В статье рассмотрены основные подходы к понятию сущности речевой активности. Дана характеристика дефиниции «речевая активность» с позиции разных ученых на проблему исследования.