РЕЧЕВОЕ СОБЫТИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

РЕЧЕВОЕ СОБЫТИЕ
основная единица речевого общения (речевой коммуникации). Еще Аристотель замечал, что «речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается» (Риторика. Книга 1). Развитие этих идей находим в современном понимании Р. с, его структуры и элементов. Среди последних различают несколько групп. В первую относят те элементы, которые в совокупности образуют «сцену действия», или так называемый «внеличностный контекст» события. Их четыре: 1) тип события или его «жанр» (например, урок); 2) тема события (урока); 3) функция (сообщение информации, проверка знаний, выработка навыков и пр.); 4) обстановка (место и время). Вторую группу элементов Р. с. образуют существенные признаки участников: их социальный статус, ролевые отношения (в нашем примере — учитель и ученики; их роли в общении неравнозначны — учитель ведет общение, направляет его ход, организует его; соответственно он обладает особым «правом на речь» и правом предоставлять это право по своему выбору ученикам). Р. с. характеризуется также определенной последовательностью речевых актов, закономерным следованием высказываний участников (так, в обучении основной единицей структуры дискурса является чередование следующих элементов: вопрос — ответ — оценка). Р. с. включает также и те правила, которые регулируют взаимодействие между его участниками, те нормы, в соответствии с которыми интерпретируется сообщаемое и происходящее (например, если, получив ответ на заданный вопрос, учитель в ходе опроса словесно не оценивает ответ, а сразу же «идет дальше», ученики, как правило, интерпретируют это как положительную оценку ответа). Лит.: Бела Р. Социолингвистика. — М., 1980; Крысин Л.П. Речевое общение и социальные роли говорящих // Социолингвистические исследования. — М., 1976; Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. — М, 1996; Saville-Troike M. The Ethnography of Communication: An Introduction.— Oxford, 1982; The Ethnography of Communication, ed. by J. Gumperz and D. Hymes. — N.-Y., 1972. A.K. Михальская

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

РЕЧЕВОЕ СОБЫТИЕ
ограниченный в пространстве и времени целостный социально осмысленный и принявший определённую форму процесс речевого взаимодействия коммуникантов, напр.: урок, защита реферата, пресс-конференция, митинг и т.д. [Матвеева 2010: 390—391].
«Речевыми событиями принято считать такие коммуникативные события, совершение которых невозможно без использования в них совершенно конкретных для каждого из таких событий речевых действий и соответствующих им речевых жанров. Речевые события имеют внутреннюю структуру (ситуацию), организованную вокруг речевых процессов и действий» [Гольдин, Дубровская 2002: 5—8].
В.Е. Гольдин говорит о том, что сложное Р.с. состоит из нескольких простых Р.е., а само понятие «простое речевое событие» учёный отождествляет с понятием «жанр». Т.о., Р.с. состоит из нескольких речевых жанров, связанных между собой в соответствии с некой структурой [Гольдин 1997]. Понятие «речевое событие» является видовым по отношению к понятию «коммуникативное событие».
Коммуникативные события делятся на речевые, которые могут быть простыми и сложными, и неречевые (напр., парад, спортивное состязание, демонстрация мод, танцевальный вечер). Лежащая в основе сложных Р.с. ситуация складывается из более частных Р.с. Существуют сложные Р.е., регулярно повторяемые в связи с теми или иными сезонами или датами (деревенские посиделки, святочные гадания, Татьянин день).
Простые Р.с. имеют внутреннюю структуру (ситуацию), организованную вокруг речевых процессов и действий. Им также свойственна комплексность: одно лишь действие или процесс, напр. информирование, не составляют события [Гольдин 1997]. Выделяют следующие компоненты Р.е.: 1) словесная речь (то, что говорится, сообщается) и то, что её сопровождает (жесты, мимика, движения, действия и др.); 2) условия, обстановка (пространство, время), в которых происходит общение; 3) социально-ролевые отношения коммуникантов (учитель — ученик, хозяева — гости) [Педагогическое речеведение 1998].
Р.с. ещё называют гипержанром.
Лит.: Гольдин В.Е., Дубровская О.Н. Жанровая организация речи в аспекте социальных взаимодействий // Жанры речи. Вып. 3. Саратов, 2002; Гольдин В.Е. Имена речевых событий, поступков и жанры русской речи // Жанры речи. Вып.1. Саратов, 1997; Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов н/Д., 2010; Педагогическое речеведение: словарь-справочник. М., 1998.
Е.С. Архипова

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
186.48 кб

Речевой акт как событие: деррида между остином и Арендт

Ямпольская Анна
В своем анализе перформативного характера адресной речи Деррида следует пути, проложенному Остином и Сёрлем, однако он меняет концептуальную рамку анализа.