РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ
Совокупность обстоятельств, в которых реализуется общение, система речевых и неречевых условий общения, необходимых и достаточных для совершения речевого действия. Различают реальную и учебную Р. с., а также ситуации отношений и предметные ситуации. На занятиях по языку основная роль принадлежит ситуациям отношений, поскольку они существенно влияют на выбор речевых образцов и организацию высказывания в соответствии с нормами языка. Р. с. играют важную роль в процессе устного общения, так как они определяют не только содержание коммуникации, но и ее структуру, выбор языковых средств, темп речи и т. д. В программах обучения языку дается перечень Р. с. и их лексико-грамматическое наполнение в соответствии с темами и сферами общения.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ
1) ситуация речи, ситуативный контекст речевого взаимодействия; 2) набор характеристик ситуативного контекста, релевантных (значимых) для речевого поведения участников речевого события, влияющих на выбор ими речевых стратегий, приемов, средств. Основы учения о Р. с. закладываются в диалоге Платона «Федр»: «важно, кто говорит и откуда он»; необходимо учитывать «природные свойства своих будущих слушателей» («какими речами какого человека можно убедить»), «время, когда ... удобнее говорить, а когда воздержаться»; все виды речей «применять вовремя и кстати». Далее эти основы развиваются Аристотелем: «Речь слагается из трех элементов — из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается» («Риторика». Книга I). Выделенные Платоном и Аристотелем элементы мы найдем в любых описаниях структуры Р. с, предложенных с тех пор. Так, лингвист XX в. Дж. Серл считает, что Р. с. включает говорящего и слушающего, а также некие «определенные условия» (1969); Дж. Ферт, один из основателей «неолингвистики», в этот же период предлагает при описании ситуативного контекста увязывать следующие факторы: 1) релевантные признаки участников Р. с; 2) релевантные объекты; 3) результат речевой деятельности. Д. Хаймс (1972), используя методы этнографии, разрабатывает следующую систему признаков Р. с. для ее описания: 1) участники (адресант, адресат, аудитория), 2) предмет речи, 3) обстоятельства (место, время, другие значимые условия), 4) канал общения (способ осуществления коммуникации) — используется ли устная или письменная речь, условные знаки и пр., 5) код (язык, диалект, стиль), 6) речевой жанр (например, проповедь), 7) событие (например, церковная служба, одной из ситуаций которой является ситуация проповеди), 8) оценка эффективности речи (тронула ли проповедь сердца), 9) цель — то, что, по мнению участников, могло бы быть результатом речи в данной ситуации. В подходе Хаймса ценна прежде всего идея о том, что описать и понять Р. с. можно только при анализе именно значимых ее признаков, определяющих речь, а не всех бесчисленных особенностей той или иной ситуации действительности. Этот подход аналогичен принятому в фонетике, где фонему как совокупность нескольких дифференциальных признаков отличают от звука (конкретной реализации фонемы с многочисленными признаками). Близко к этому понимание Р. с. в отечественной прагматике: при описании Р. с. отбираются те элементы ситуации речи, которые важны для членов данного речевого коллектива и могут определять выбор тех или иных лингвистических форм и значение последних. Среди этих элементов различают несколько групп: А— те, что в совокупности образуют «сцену действия»: 1) тип и жанр события (например, урок); 2) тема его (предмет речи); 3) функция (проверка знаний, сообщение информации и пр.); 4) обстановка (место, время и пр. — то, что важно); Б — признаки Р. с, относящиеся к участникам ее: 1) их социальные позиции (иерархия или равный статус и пр.), 2) социальные роли (учитель — ученики), 3) правила и нормы, регулирующие от ношения участников в данном социуме, социальной группе,4) индивидуальные отношения между участниками (любимый учитель или нет и пр. — то, что важно, и если это важно для речевого поведения). Лит.: Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистические и методические аспекты. — 2-е изд. — М, 1987; Шабес В.Я. Событие и текст. — М., 1989; Searle J. D. Speech Acts. — Oxford, 1969; Hymes D. Toward ethnography of communicative events // Language in social context. Ed. by P.P. Giglioli. — Harmondsworth, 1972. A.K. Михальская

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
736.03 кб

Речевые ситуации в обучении иноязычному говорению

Парпиева Махсудахон Махмуджановна
В статье рассматривается актуальность использования речевых ситуаций при обучении иностранным языкам, ставится задача обучения общению в реальных жизненных ситуациях.
Читать PDF
588.75 кб

Понятие "ситуация" в речевых структурах повседневности

Векленко Павел Васильевич
Читать PDF
359.87 кб

Учебная ситуация как средство воспитания речевой культуры

Бебешко Лариса Олеговна
Современное общество, которое характеризуется высокой степенью информатизации, открытостью и мобильностью, поставило перед образованием задачу воспитания человека, овладевшего речевой культурой.
Читать PDF
95.87 кб

Анализ ситуации общения с точки зрения речевой конфликтологии

Цыганкова Анна Владиславовна
В статье педагогическое общение рассматривается как социально-ролевое взаимодействие учителя и ученика.
Читать PDF
132.46 кб

Речевые ситуации в формировании коммуникативных умений учащихся

Омарова Джанета Абусупьяновна, Омарова Патимат Абусупьяновна
Рассматривается роль речевой ситуации как неотъемлемой части учебного процесса при изучении иностранного языка в формировании коммуникативности учащихся.
Читать PDF
132.35 кб

Анализ монологического высказывания в условиях речевой ситуации

Христолюбова Людмила Викторовна
В статье представлены основные теоретические понятия о речевой (коммуникативной) ситуации, подробно рассмотрены главные направления работы над совершенствованием речевой деятельности учащихся.
Читать PDF
212.45 кб

Культурно-речевая ситуация в России: к проблеме освещения печатными СМИ

Бондарева Наталья Сергеевна
В статье освещается политическое регулирование культурно-речевой ситуации в России, дается характеристика основных тенденций и факторов ее развития, выявляется особое внимание журналистов к тенденциям глобализации и диалогизации р
Читать PDF
272.99 кб

Формирование языковой компетенции студентов в контексте речевых ситуаций

Джаримова Хайрет Алиевна, Снежко Наталья Иосифовна
Исследована языковая компетентность как важная составляющая профессиональной подготовки студентов в вузе и проанализированы речевые ситуации, способствующие формированию коммуникативных навыков.
Читать PDF
234.28 кб

Как дети старшего дошкольного возраста решают проблемно-речевые ситуации

Шиян Ольга Александровна
В статье анализируются способы решения детьми старшего дошкольного возраста проблемно-речевых ситуаций, в которых имеющаяся у ребенка модель явления не совпадает с содержанием высказывания собеседника, описывающим это явление.
Читать PDF
214.36 кб

Аутентичные речевые ситуации как основа для коммуникативного преподавания РКИ

Голубева Анна Владимировна
Установка «Общеевропейских компетенций» на опору в учебном процессе на аутентичные речевые ситуации ставит перед преподавателем ряд сложных методических задач, среди которых отбор аутентичных текстов и их методическая обработка дл
Читать PDF
771.87 кб

СОЗДАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОЙ РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Умарходжаева Дилноза Мирзакировна
статья посвящена выработке у обучающихся умений правильно выговаривать слова и уметь слушать. В процессе общения для студентов важно развиватьу них функцию говорения.
Читать PDF
30.44 мб

Иноязычное общение как основа культуротворческого моделирования речевых ситуаций

Безденежных Наталия Николаевна, Зайцева Светлана Сергеевна, Дюдякова Светлана Владимировна
Проблема формирования культуротворческих качеств современного человека наряду с профессиональными качествами является актуальной в современной методике обучения иностранному языку.
Читать PDF
1.16 мб

Речевая образовательная ситуация как средство развития профессиональной активности

Леденева Анастасия Владимировна
Статья посвящена феномену профессиональной активности в контексте магистерской подготовки. Основное внимание автор акцентирует на типологии речевых образовательных ситуаций как средства развития профессиональной активности.
Читать PDF
276.83 кб

Развитие навыков образного мышления на уроках английского языка через речевые ситуации

Алфёрова Ольга Ивановна
Статья посвящена вопросам создания речевых ситуаций на уроках английского языка.
Читать PDF
264.15 кб

Моделирование ситуации речевого общения на занятиях по русскому языку как иностранному

Разумкова Надежда Васильевна
Представлена авторская разработка моделей формирования языковой личности инофона в рамках интенсивного курса речевого общения на продвинутом этапе изучения русского языка.

Похожие термины:

  • УЧЕБНО-РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ

    1) реальная коммуникативная ситуация общения в процессе учебной деятельности; 2) способ и средства организации профессионально-ориентированной речевой деятельности обучаемых; один из приемов раб
  • УЧЕБНАЯ РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ

    Модель такой совокупности обстоятельств, условий и отношений (см. речевая ситуация), которая побуждает потенциальных собеседников к общению путем использования языковых средств в интересах обуч