РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
вид деятельности, который характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, состоит из нескольких последовательных фаз - ориентировки, планирования, реализации речевого плана, контроля (Л.С. Выготский).

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЧЕВАЯ
1) речь как процесс (в отличие от речи как произведения), выступающая одновременно как предмет разных наук: языкознания, психологии, психолингвистики, физиологии и др.; 2) язык как социальный продукт речевой способности, как сложение: а) совокупности необходимых условий, усвоенных общественным коллективом, для осуществления этой способности и б) индивидуального говорения, включающего также слушателя как соучастника речевого акта; 3) речь индивида.

Источник: Словарь-справочник по специальному образованию

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи и приема сообщений (Зимняя, 1985). Р. д. – общее понятие для обозначения явлений, относящихся к порождению речи и ее восприятию, к процессам говорения и слушания, к результату деятельности, выраженному в форме высказывания, дискурса, текста. Р. д. – это процесс реализации мысли в слове. Толкование понятия «Р. д.» у разных авторов неодинаково, и даже существовала точка зрения, что в действительности есть только система речевых действий, входящих в какую-л. деятельность (Леонтьев, 1970). Для современной методики характерно достаточно четкое разграничение «трех аспектов языковых явлений» (Л. В. Щерба), подлежащих усвоению на занятиях по языку (язык – речь – Р. д.), и рассмотрение Р. д. в качестве ведущего аспекта при практической направленности обучения. Принято выделять основные и вспомогательные виды Р. д. Первые подразделяются на продуктивные (направленные на порождение и сообщение информации – это говорение и письменная речь) и рецептивные (ориентированы на прием информации – это аудирование и чтение). Вспомогательные виды Р. д. – это, например, устное воспроизведение ранее воспринятого текста, перевод, конспектирование лекций и др. (рассматриваются как вторичные не потому, что они менее значимы в коммуникации, а лишь по той причине, что каждый из них базируется на той или иной комбинации основных видов). Любая Р. д. осуществляется в одной из двух форм – устной или письменной. Возможна также и совмещенная форма – устно-письменная (например, запись звучащей речи, чтение вслух и т. д.). В условиях реального общения отдельные виды Р. д. выступают в тесном взаимодействии (например, говорение предполагает наличие слушателей). Это обстоятельство реализуется в рамках взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности, что рассматривается в качестве наиболее рационального пути, связанного с обучением речевой деятельности (Взаимосвязанное обучение..., 1985). В качестве продукта рецептивных видов Р. д. (чтения, письма) выступает умозаключение, к которому приходит человек в процессе рецепции. В качестве результата продуктивных видов Р. д. выступает высказывание, текст. Предметом Р. д. является мысль как форма отражения отношений предметов и явлений реальной действительности. Р. д. в структурном отношении характеризуется трехфазностью и включает мотивационнопобудительную, аналитико-синтетическую и исполнительскую фазы (или уровни). Некоторые исследователи выделяют четвертую, контролирующую, фазу. Каждый единичный акт деятельности начинается мотивом и планом и завершается результатом, достижением намеченной вначале цели; в середине же лежит динамическая система конкретных действий и операций, направленных на это достижение (Гойхман, Надеина, 1997; Зимняя, 2001; Леонтьев, 2001, 2003).

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
исходное понятие для понимания сущности и исследования динамического аспекта языка, — языка в действии, речи. Оно включает процесс порождения (говорение/написание) и восприятия (слушание/чтение, понимание) высказывания/текста и результат этой деятельности с явными и скрытыми следами завершившейся деятельности. Именно в Р.д. проявляется глубинная сущность языка, его функций, его безграничных выразительных возможностей. Р.д. — один из способов социального взаимодействия людей наряду с познавательной, учебной, трудовой, игровой и т.д. деятельностью. Обучаясь речи на языке своего окружения, ребёнок реализует генетически заложенную в представителе рода Homo sapiens языковую способность, одновременно познаёт стоящий за словами и выражениями мир, ценностные ориентиры, поведенческие нормы данного общества, таким образом проходя этап первичной социализации, т.е. вступая в человеческое общество данной языковой, материальной и духовной культуры.
Р.д. органично вплетена в другие формы социального взаимодействия и характеризуется всеми признаками деятельности вообще. В первую очередь это категории мотива, цели, стратегии и тактики как средств достижения планируемого результата, его эффективности в определенных ситуативных условиях. Как любая другая деятельность, она может оказаться уместной и неуместной в данных обстоятельствах, успешной, эффективной или ошибочной, не результативной.
Операциональной единицей Р.д. является Речевой акт (см.). Создавая речевые акты, творец речи использует в качестве инструмента единицы и правила системы языка, но не просто воспроизводя их, а «творя», проявляя свой уровень владения этим универсальным даром, демонстрируя себя как Языковую личность (см.). Р.д. — сложное речемыслительное явление, обладающее разными аспектами: коммуникативным (общение), семиотическим (использование языка как знаковой системы), информационным (создание, передача и обмен информацией) и орудийным, исполнительским [Кубрякова1986: 12].
Употребляясь в речи, язык не только описывает мир, выражает содержание знания, но способен быть и самим реальным действием, элементом самого мира. Наиболее ярко эту мысль иллюстрируют перформативы в сочинениях английского философа Дж. Остина («Слово как действие») и американского ученого Дж. Р. Сёрля («Классификация иллокутивных актов»).
Высказывание Он обещал не опаздывать описывает ситуацию прошлого, а Я обещаю не опаздывать есть сам акт обещания. Это так называемое перформативное высказывание с глаголом в 1-м лице. Точно так же в ситуации бракосочетания Объявляю вас мужем и женой.Нли:прошу/благодарю/поздравляю/сомневаюсъ/рекомендую/советую/клянусъ/проклинаю/ завещаю/гарантирую и др.
Лит.: Абелева И.Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека. М., 2004; Наука глазами гуманитария. М., 2005 (Раздел I, гл. Ill, XII, XIII); Кубрякова Е.С. Номинативный аспект речевой деятельности. М., 1986; Основы речевой деятельности. М., 1974; Остин ДжЛ. Слово как действие // HЗЛ. Вып. XXVII. Теория речевых актов. М., 1986; Серль Дж.Р. Классификация иллокутивных актов // HЗЛ. Вып. XXVII. Теория речевых актов. М., 1986.
А.А. Бернацкая

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
вид деятельности (наряду с трудовой, познавательной, игровой и др.), который характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, состоит из нескольких последовательных фаз — ориентировки, планирования, реализации речевого плана, контроля (Л.С. Выготский). Р. д. людей может входить в другую, более широкую деятельность, например общественно-производственную, познавательную. Однако она может быть и самостоятельной деятельностью. Так, например, Р. д. говорения определяет профессиональную деятельность лектора, письмо — профессиональную деятельность писателя. В этих случаях Р. д. реализует как собственно коммуникативную, так и профессиональную деятельность людей. Р. д. реализуется в таких ее основных видах, как слушание, говорение, чтение, письмо (см. письменная речь). Эти виды Р. д. рассматриваются как основные виды взаимодействия людей в процессе вербального общения. По характеру речевого общения Р. д. дифференцируется на виды, реализующие устное общение, и виды, реализующие письменное общение. К видам Р. д., осуществляющим устное общение, относятся говорение и слушание. Чтение и письмо представляют собой более сложные виды Р. д. Они требуют специального целенаправленного обучения для овладения ими. По характеру выполняемой роли в процессе общения виды Р. д. дифференцируются на инициальные и реактивные. Говорение и письмо являются инициальными процессами общения, стимулирующими слушание и чтение. Слушание и чтение выступают в качестве ответных реактивных процессов и в то же время являются условием говорения (письма). При этом они являются внутренне не менее активными, чем, например, процесс говорения. По направленности осуществляемого человеком речевого действия на прием или выдачу речевого сообщения виды Р. д. определяются как рецептивные и продуктивные. Посредством рецептивных видов Р. д. (слушание, чтение) человек осуществляет прием и последующую переработку речевого сообщения. Посредством продуктивных типов Р. д. (говорения, письма) человек осуществляет сообщения. Различные виды Р. д. предполагают и различные способы формирования и формулирования мысли или (если под способом формирования и формулирования мысли посредством языка понимать речь) различные формы речи. Таких форм три: внешняя устная, внешняя письменная и внутренняя. Естественно, что каждый из видов Р. д. определяется своей спецификой, проявляющейся прежде всего в характере их связи с речью и мышлением. Так, если думание непосредственно отражает само формирование мысли, то письмо служит целям фиксации мысли. Р. д. определяется четырехфазностью, или четырехуровневостью, своей структуры. Первая фаза (ориентировка) реализуется сложным взаимодействием потребностей, мотивов и цели действия как будущего результата. При этом основным источником деятельности (и общей активности личности) является потребность. Ориентировочная фаза направлена на исследование условий Р. д., выделение предмета деятельности, раскрытие его свойств, привлечение орудий Р. д. и т. п. Фаза планирования предполагает выбор и организацию средств и способов осуществления Р. д. Третья фаза — исполнительная, реализующая. Она может быть внешне выраженной и внешне не выраженной. Так, исполнительная фаза слушания внешне не выражена, тогда как исполнительная моторная часть деятельности говорения очевидна. Четвертая фаза — контроль деятельности, который осуществляется по-разному. Так, при слушании он зависит от цели и установки на определенный вид слушания, при говорении — самоконтроль осуществляется в течение всего процесса говорения и т. д. Р. д. определяется единством двух сторон — внешней исполнительной, реализующей свою деятельность, и внутренней, внешне не наблюдаемой. В качестве внутренней стороны деятельности, осуществляющей организацию, планирование, программирование деятельности, выступают те психические функции, которыми она реализуется. Это — потребности и эмоции, мышление и память, восприятие и внимание. Сложное их единство рассматривается в качестве того психологического механизма, посредством которого реализуется деятельность вообще и Р. д. в частности. Так, внутренней стороной или основным «механизмом», реализующим рецептивные виды Р. д., является смысловое (зрительное или слуховое) восприятие. Внутренней стороной продуктивных видов Р. д. является процесс самовыражения (или речепорождения, речепроизводства). В нем выделяются четыре основные этапа: мотивация, формирование замысла, реализация замысла и сопоставление реализации и замысла. Соотнося эти этапы речепорождения со структурной организацией деятельности, необходимо отметить, что внутренняя ее сторона включает мотивационно-побуждающую фазу и фазу формирования и формулирования мысли разными способами посредством языка или другого кода. При этом рецептивные виды Р. д. характеризуются той же структурой своей внутренней (и внешней в то же время) стороны. Лит.: Анцыферова Л.И. Принцип связи психики и деятельности и методологии психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1969; Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч. — Т. 2. — М., 1982; Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. — М., 1978; Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. — М., 1969; Его же. Проблемы развития психики. — М., 1959; Его же. Речевая деятельность // ЛЭС. — М., 1990; Его же. Язык, речь и речевая деятельность. — М., 1969; Теория речевой деятельности.— М., 1968, 1971. Л.Е. Тумина

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
582.08 кб

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Забусова Е.И., Лазарева А.Ю., Колодченко В.В.
Речевая деятельность осуществляется в течение всей жизни человека. Она объединяет людей. Общение невозможно представить, не осуществить вне речевой деятельности
Читать PDF
736.14 кб

Текстовая деятельность vs речевая деятельность

Карих Татьяна Владимировна
Описана проблема сходств и различий между речевой и текстовой деятельностью. Особое внимание обращено на диалог, контакт и сотрудничество в процессе межкультурной коммуникации.
Читать PDF
1,003.65 кб

Детское речевое развитие в деятельности стихосложения

Грехова Ирина Петровна
В статье рассматривается одна из важнейших проблем психологии развития проблема развития речи как одной из высших психических функций.
Читать PDF
526.29 кб

Речевая деятельность и системно-деятельностный подход

Сычёв Роман Владимирович
Обосновывается необходимость преодоления классического понимания системы и деятельности, рассматривается проблема методологического отрыва человека от его собственной деятельности, предлагаются возможные пути преодоления такого ра
Читать PDF
1.03 мб

Развитие речевой деятельности детей с нарушениями речи

Сунагатуллина И.И.
Целью статьи является привлечь внимание учителей начальных классов к нарушениям устной и письменной речи у младших школьников, раскрыть влияние этих нарушений на успеваемость, в первую очередь по родному языку, и организовать их у
Читать PDF
433.95 кб

Методы, приёмы и принципы обучения речевой деятельности

Негматова М.М.
В статье автор рассматривает одну из самых актуальных проблем современной лингводидактики методы и приёмы совершенствования речевой деятельности учащихся.
Читать PDF
254.00 кб

Обучение видам речевой деятельности в национальной школе

Магомед-Касумов Грозбек Магомедрасулович
Статья посвящена обучению нерусских учащихся различным видам речевой деятельности, между которыми существует неразрывная связь: умения говорить и слушать представляют устную форму речи, а читать и писать письменную.
Читать PDF
3.37 мб

Нейропсихологический подход к анализу речевой деятельности

Карпенко Диана Алексеевна
В статье автором предпринята попытка анализа строения и развития речевой деятельности с позиции различных психологических подходов и взглядов видных ученых-психологов.
Читать PDF
770.36 кб

УЧЁТ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Исроилова Ёкутой Баходыровна
в статье показана роль информационно-коммуникационных технологий. Раскрыт учёт когнитивных процессов в речевой деятельности студентов, изучающих английский язык.
Читать PDF
228.16 кб

Взаимосвязь видов речевой деятельности при обучении слушанию

Паклина А.В.
В статье анализируется проблема обучения дошкольников слушанию, выделены особенности слушания как вида речевой и учебной деятельностиThe article analyzes the problem of teaching listening to pre-school children.
Читать PDF
217.76 кб

О ресурсе речевой коммуникации в педагогической деятельности

Ворожцова Ирина Борисовна
В статье рассматриваются проблемы речевой коммуникации как одного из основных аспектов деятельности педагога.
Читать PDF
476.77 кб

Проявление типа характера человека в его речевой деятельности

Валиулина В. Р., Чеботарева Е. Ю.
В статье анализируется связь между типом характера человека и особенностями его письменной речевой деятельности, а также описываются речевые проявления основных типов характера.
Читать PDF
38.20 кб

Взаимосвязанное обучение нескольким видам речевой деятельности

Соболева Инесса Николаевна
Даются рекомендации о необходимости учета темперамента студентов при работе над иностранным языком и целесообразности обучения студентов технических вузов разговорному языку. Библиогр. 2 назв.
Читать PDF
173.85 кб

Дидактическая игра как технология развития речевой деятельности

Валеева Р. З.
The article deals with the problem of language education of correspondent students. The author represents the theoretical positions of bilingualism in Russian and foreign pedagogics.
Читать PDF
4.15 мб

Сочетание видов речевой деятельности в концепции А. Г. Баранова

Никитина Екатерина Евгеньевна
В статье представлены факты из биографии крупного специалиста в области методики обучения чтению Алексея Григорьевича Баранова, которые оказали существенное влияние на формирование его взглядов как исследователя.